- ДЭБРЭ-АББАЙ
[эфиоп. - мон-рь Голубого Нила], один из эфиоп. мон-рей, принадлежащих к немногочисленной, но древней монашеской конгрегации Вальдебба. Расположен на границе штатов Тыграй и Амхара. Объяснение названия мон-ря вызывает затруднения: м-рь стоит у р. Тэкэзе и значительно удален от р. Голубой Нил. Основание мон-ря предание приписывает знаменитому эфиоп. святому - Самуилу Вальдеббскому, к-рый в 1347 г. возвел на этом месте церковь. Статус мон-ря был пожалован Д.-А. в 1388 г. царем Давидом II, однако обитель продолжала оставаться в подчинении Вальдеббы, этому способствовало и совместное празднование памяти св. Самуила (21 дек. и 17 сент.), мощи к-рого, по утверждению монахов, хранились в Вифлеемской ц. Д.-А. Устав в новом мон-ре был менее строг, чем в конгрегации в целом: в пищу разрешалось употреблять не только коренья, но и злаки. Видимо, поэтому монахи стали сеять хлеб и перестали отказываться от земельных пожалований, первое из к-рых было принято мон-рем при царе Исааке (1413-1430).
Тем не менее Д.-А. всегда оставался бедным мон-рем, где жили строгие аскеты. Его репутация среди эфиоп. христиан была высока. В известном эфиоп. евхаристическом трактате «Гомилия [арх.] Уриила» (окончательная ред.- посл. треть XIX в.) Д.-А. упоминается в одном ряду с такими древними и знаменитыми обителями, как Дэбрэ-Дамо, Дэбрэ-Хайк-Эстифанос и др., на к-рые арх. Уриил пролил из чаши кровь Спасителя, собранную им во время Распятия. Возможно, благодаря влиянию этого трактата мон-рь получил в 1905 г. значительные пожертвования от Маконнена Вальда Микаэля, а в 1916 г.- от его сына Тэфэри Маконнена, провозглашенного регентом и наследником престола (впосл. имп. Эфиопии Хайле Селассие I). Во время итал. оккупации страны (1936-1941) мон-рь, помогавший местным партизанам, был разорен, а оставшиеся в живых монахи бежали. После освобождения Д.-А. был восстановлен и снова стал почитаемой обителью аскетов, а также центром традиционного богословского образования: школа литургики монастыря Д.-А. до последнего времени пользовалась престижем в среде эфиопского духовенства. Однако постепенно совр. богосл. образование в Эфиопии вытесняет подобные школы традиц. учености.
Лит.: Bruce J. Travels to Discover the Source of the Nile in the Years 1768, 1769, 1770, 1771, 1772 and 1773. Edinb., 1790. Vol. 3. P. 177, 261; Pearce N. The Life and Adventures of N. Pearce, Written by Himself During a Residence in Abyssinia, from the Years 1810 to 1819. L., 1831. Vol. 1. P. 222; Vol. 2. P. 174-176; Rohlfs G. Meine Mission nach Abessinien: Auf Befehl Sr. Maj. des Deutschen Kaisers im Winter 1880/81. Lpz., 1883. S. 286; Caquot A. L'Homélie en l'honneur de l'Archange Ouriel (Dersana Ura'el) // Annales d'Ethiopie. P., 1955. Vol. 1. P. 61-88; Huntingford G. W. B. The Land Charters of Northern Ethiopia. Addis Ababa, 1965. P. 34. (Monographs in Ethiopian Land Tenure; 1); Girma Elias. The Monastery of Abrentant in Wäldibba // Abbay. 1977. Vol. 8. P. 93-117; Эфиопские хроники XVII-XVIII вв. / Введ., пер. с эфиоп. и коммент.: С. Б. Чернецов. М., 1989. С. 137, 138, 147; 44, 62 f., 71, 116 f.; Persoon J., Nosnitsin D. Däbrä Abbay // EncAeth. Vol. 2. P. 7-8.
С. Б. Чернецов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.