- ЗАРЗМА
Мон-рь Зарзма
Мон-рь Зарзма[груз. ზარზმა], в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (сер.- 3-я четв. IX в., возобновлен в 1989) Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в с. Зарзма, в ущелье р. Кваблиани, в 8 км к западу от пос. Адигени. Сведения об основании мон-ря прп. Серапионом Зарзмским (Зарзмели) содержатся в соч. X в. «Житие и подвижничество Богоносного блаженного отца нашего Серапиона Зарзмели» (НЦРГ. А 69, XVI в.), написанном племянником прп. Серапиона и 5-м настоятелем З. прп. Василием Зарзмским.Мн. груз. ученые (П. Ингороква, В. Беридзе, М. Джанашвили, С. Какабадзе и др.), основываясь на данных Жития о том, что прп. Михаил Парехский - ученик и последователь одного из сир. отцов, прп. Шио Мгвимского (сер. VI в.), датируют период деятельности прп. Серапиона и время основания мон-ря VI-VII вв. Ко 2-й пол. IX в. относит деятельность прп. Серапиона Э. Челидзе (Челидзе. 1991. С. 188-213). Однако в научной лит-ре принята т. зр. груз. ученых И. Джавахишвили и прав. Евфимия Такаишвили, датирующих деятельность прп. Серапиона сер.- 2-й пол. IX в., как установил груз. летописец Георгий Мерчуле время жизни современников прп. Серапиона, чьи имена упомянуты в Житии,- еп. Ацкурского Георгия Мацкверели и прп. Михаила Парехского. Данное предположение косвенно подтверждает и надпись на Зарзмской иконе «Преображение Господне», датирующая оклад иконы, который был изготовлен при 4-м настоятеле мон-ря Павле, 886 г. Англ. картвелолог Д. Рейфилд считает, что З. был основан ближе к 865 г., а кончину прп. Серапиона относит приблизительно к 900 г.
История
Предыстория создания З., согласно Житию, начинается еще в мон-ре Парехи Кларджетской пустыни, где под упр. прп. Михаила Парехского подвизались прп. Серапион и один из его братьев, Иоанн. В источнике рассказывается, как однажды прп. Михаил во время ночной молитвы был восхищен на небо, где ему явился «благолепно, по-священнически одетый муж», повелевший немедленно отправить в «страну Самцхийскую» (Самцхе, Юго-Зап. Грузия) прп. Серапиона и Иоанна, «при этом он показал ему приметы места, на котором, найдя его, они должны были построить монастырь, чтобы в нем собрались многие души во славу Бога и Владыки всех».
Прп. Серапион просил не разлучать его «с этим святым собранием», и прп. Михаил отпустил с ним брата и 4 парехских монахов, благословив их животворящей Зарзмской иконой «Преображение Господне», к-рую путники взяли с собой.
Монахи дошли до «горы, поднимавшейся в небо», прошли место Берас-Джвари. В расположенном на окраине долины Утквиса месте Дзиндзе, несмотря на то что там не было тех примет, к-рые они искали, монахи стали возводить строения для будущего мон-ря и «пробыли там немало дней». Однако «звероподобный безжалостный» владетель местности прогнал монахов к реке, и в 2 милях к западу от нее, «в месте, покрытом лесом, куда не ступала нога человека», они обнаружили все приметы, указанные прп. Михаилом, в т. ч. холм и к востоку от него источник. Между ними прп. Серапион и повелел «выстроить палатку, чтобы в ней приютить себя и икону».
Кн. Георгий Чорчанели, «великий и известный властелин» этой местности, однажды, охотясь в месте Цхроча, увидел дым от костра. Узнав, что в лесу остановились монахи, к-рые намереваются построить здесь мон-рь, Георгий на следующее утро послал к ним 2 вельмож, «чтобы они обстоятельно разведали все». Прп. Серапион подвел их к иконе «Преображение Господне» и назвал имя прп. Михаила, которое было князьям известно. Через 3 дня Георгий, «запасшись всем необходимым, равно как приношением, приличным для пустынников», в сопровождении священников посетил монахов и по окончании духовной беседы с прп. Серапионом, состоявшейся у источника, предложил им перебраться из этого «сурового» места в более подходящее для строительства мон-ря - Занави, где, как указывает агиограф, уже был «великолепный» мон-рь, построенный некими Амаспом и Курдием и отреставрированный сестрой Георгия Латаврой (Феклой), женой др. местного владетеля, Мириана.
Получив отказ прп. Серапиона, Георгий настоял на том, чтобы монахи все же обошли его земли в сопровождении юноши из его свиты и выбрали подходящие для пожертвования мон-рю. Прп. Серапион колебался с ответом, но в ту же ночь «видел ангела, который подкрепил его». В Житии указано, что по возвращении прп. Серапион воздвиг на месте у реки, где беседовал с Георгием, 2 креста во имя св. архангелов и позже - молитвенный домик; здесь совершались знамения и происходили исцеления.
Чудеса происходили и в то время, когда прп. Серапион, Иоанн и монах обозревали земли. Они отправились на запад, и в местности Садзмо, где сливались 2 реки, повстречали «нечестивых людей, во всем похожих на зверей... прыгавших, как бешеные» перед путниками. В небольшом селении за ущельем Годердзиса монахам встретился благочестивый человек Иа, к-рый сопровождал их до места Бакта, где прп. Серапион высек на камнях кресты. Иа провел путников к оз. Сатахве - «источнику... распрей», где охотники, «готовые убить друг друга», каждый вечер поджидали спускающихся на водопой животных и не позволили монахам обойти озеро справа, по удобным ущельям. Прп. Серапион прошел по зап. части озера к подножию наиболее высокой в этой местности лесистой горы Шешистави, «где не было ни дороги, ни человеческого следа». Прощаясь с Иа, прп. Серапион предсказал ему, что он будет свидетелем «возмездия тем сварливым людям (охотникам.- Н. Т.-М.), а также и тем, которые у слияния рек неистово бегали перед нами, как бесноватые (в Садзмо.- Н. Т.-М.)». Утром случилось землетрясение и скалу с запада от озера «прорвало». Когда вода сошла, «на месте озера увидели каменистую равнину, место же, где стояла мельница, было затоплено и не видно». Местность, а позже и мон-рь получили название Зарзма (от груз. თავზარის დასემა - поражение ужасом).
Намереваясь вернуться в обитель, путники в селении на равнине Бобха встретили «человека доброго и именитого» по имени Гарбанели, к-рый знал обратную дорогу. Гарбанели упрашивал их остановиться у него на ночлег. Однако прп. Серапион, указав на чудо в Гаваоне, когда во время Иерихонской битвы по молитве Иисуса Навина остановилось солнце, ответил, что Господь «нас удостоит, пока стоит это солнце, узреть святую Его икону и поклониться ей (т. е. возвратиться в обитель.- Н. Т.-М.)... и с того времени, как мы ушли от того человека (Иа.- Н. Т.-М.), до возвращения в наш монастырь, солнце стояло на своем месте по слову святого».
Узнав о чуде на озере, Георгий Чорчанели и др. местные князья, священники, монахи и жители приходили поклониться иконе «Преображение Господне» и прп. Серапиону, и каждый предлагал свои земли для постройки монастыря; однако преподобный предпочел владения Георгия.
Рельефный крест на вост. фасаде кафоликона
Рельефный крест на вост. фасаде кафоликонаМесто для церкви выбрали по указанию прп. Серапиона на холме, где «высоко и… холодно». Гарбанели и 2 брата, спасшиеся во время разлива озера, приняли постриг; они же и стали «архитектором и смотрителем» работ. Число монахов и желавших принять участие в постройке церкви увеличилось. Камни носили от реки, а краеугольные и для арок брали от расположенной в местности Умца, в 12 милях от З., разрушенной землетрясением церкви, о которой «вспомнил» Георгий Чорчанели. Строительство церкви длилось 3 года, «в ней поставили животворящую икону Преображения», затем возвели кельи для монахов. Агиограф уточняет, что Георгий «дал им все необходимое», в т. ч. скот, земельные угодья, села, «готов был отказаться от всего своего добра». Мн. князья подражали ему.По благословению прп. Михаила Парехского брат прп. Серапиона Иоанн основал в ущелье Квели близ горы Арсиани др. мон-рь, названный Иованецмида (груз.- святой Иоанн), «по временам он приходил к брату своему и учился у него управлению монастырем».
После кончины Георгия Чорчанели во владение З. перешло «все в изобилии: пашни, стада, верховые животные и разный достаток». Однако в скором времени между родственниками началась вражда из-за наследства. Еп. Георгий Мацкверели усмирил смуту в Самцхе, «завладел всем наследством и всеми церквами враждовавших между собою», в то время как благодаря мудрости прп. Серапиона «место… Зарзма… оставалось незыблемым».
Предчувствуя близкую кончину, прп. Серапион передал настоятельство «во всем подобному Серапиону» свящ. Георгию, дал мон-рю «благолепный и Божественный устав» и спустя 12 дней преставился. Был погребен к востоку от алтаря церкви З.
В Житии говорится также о др. церкви, строительство к-рой началось при преемнике Георгия настоятеле Михаиле на пожертвования некоего человека из места Дзаргуа, принявшего постриг в день погребения прп. Серапиона. Убегая от преследовавших его односельчан, он укрылся в мон-ре и, чтобы не отняли его «приношение», бросил сверток в окно церкви, и тот чудесным образом исчез. Лишь спустя мн. лет умиравшему настоятелю Георгию во сне предстал прп. Серапион, указав, что золото следует искать «ниже креста у изголовья его (прп. Серапиона.- Н. Т.-М.)». Он благословил назначить распорядителем строительных работ и экономом З. человека, принесшего пожертвование. «Из страны греческой», из местности Хупати, были приглашены зодчий и его помощник каменщик Шуартклели. Найденных 305 драхм хватило на возведение здания церкви до уровня окна, на этой высоте была высечена надпись: «Здесь, где стою я и держу крест, кончились средства мои». Когда постройка дошла до верхнего уровня окон, преставился настоятель Михаил; изваяния его и 2 каменщиков были помещены над вост. окном церкви. При настоятеле Павле постройка собора была окончена.
В это же время Василием Зарзмским, племянником прп. Серапиона, ставшим настоятелем З. после Павла, были раскрыты нетленные благоухающие мощи преподобного, от к-рых впосл. совершались многочисленные исцеления. Мощи были перенесены в каменный саркофаг, «а над ним в открытом притворе поставили крест во имя Предтечи… чтобы один из священников возносил в нем Жертву Господню». Также был установлен день празднования памяти святого - 29 окт. (Кекелидзе, ред. 1935. С. 147-184; Он же. 1956. Т. 1. С. 63-101; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 319-347).
Кафоликон мон-ря Зарзма. XI-XIV вв.
Кафоликон мон-ря Зарзма. XI-XIV вв.Строения в З. времен прп. Серапиона не сохранились. О расширении мон-ря в X-XII вв. можно говорить на основании строительной лапидарной надписи Иоанна Сулаисдзе 979-1001 гг., перенесенной из несохранившейся церкви и помещенной на стене пристроенного с севера к колокольне однонефного придела XI-XII вв. (КГН. 1980. Т. 1. С. 278-282; Беридзе. 1955. С. 136).Предположительно старый храм был разрушен во время землетрясения в кон. XIII в., строительство возобновилось на рубеже XIII и XIV вв. (Там же. С. 128-129, 136). К периоду правления в Самцхе атабагов относится формирование основного архитектурного ансамбля З.: строительство и роспись соборного храма и колокольни (вероятно, во время правления в Самцхе Беки Мандатуртухуцеси (груз.- министр внутренних дел; 1285-1308)), однонефной церкви с северо-запада от кафоликона и пристроенной за его юж. пастофорием часовни, 2 небольших базилик к югу от собора. В XVI в. представители рода князей Хурцидзе, к-рые в то время владели З. и были в мон-ре настоятелями, частично заменили роспись кафоликона; 1-й открытый этаж колокольни был превращен в церковь, церковные врата разделены. Хурцидзе жертвовали различную церковную утварь и заботились об украшении храма (Марсагишвили. 2007. С. 75).
З. являлся центром, где создавались оригинальные произведения груз. духовной лит-ры, шла переписка рукописей: здесь существовали духовная школа, скрипторий, иконописная мастерская (Сулава. 2007. С. 53), подвизались такие известные книжники, как Герман Зарзмели, Венедикт Зарзмели (XV в.) и др.
В 70-х гг. XVI в. османы окончательно заняли Самцхе, преобразовав область в Ахалцихские (Чилдырские) владения паши. З. опустел, сокровищница, в т. ч. и чудотворные Зарзмская икона Божией Матери и икона Преображения Господня, была перенесена в Гурию, в мон-рь Шемокмеди. В XVIII в. груз. историк Вахушти Багратиони писал, что «есть монастырь в Зарзма купольный, прекрасный, в прекрасном месте и ныне не действующий» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 665). Однако сохранились сведения о том, что исторически связанные с З. представители отдельных грузинских феодальных родов (Баладзе, Мгалоблишвили и др.) и во время тур. экспансии приезжали в З. (Такаишвили. 1905. С. 5).
В кон. XIX в. вел. кн. Георгий Александрович Романов, лечившийся в Абастумани, заинтересовался монастырем. Начались расчистка и реставрация монастырского комплекса и росписей. Надпись на зап. стене кафоликона гласит, что, согласно завещанию вел. кн. Георгия Александровича (Ɨ 28 июня 1899), заботой матери-императрицы Марии Феодоровны и вел. кн. Георгия Михайловича при участии придворного архит. В. Свинина и худож. А. С. Славцева восстановительные работы были завершены в 1905 г. (Беридзе. 1955. С. 135). Храм был освящен, совершались богослужения. После 1921 г. в З. располагалась туристическая база; в 1938 г. был открыт музей.
В 1989 г. Католикос-Патриарх Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) освятил главную церковь З., в 1999 г. был образован мон-рь. Настоятелем назначен игум. Антоний (Мачарашвили), с 2003 г.- иером. Николай (Гецадзе). Подвизаются 7 монахов и послушников.
Известные настоятели З.: прп. Серапион Зарзмели (сер.- 3-я четв. IX в.), Георгий (3-я четв. IX в.), Михаил (3-я четв. IX в.), Павел (до и после 886), Василий Зарзмели (посл. четв. IX в.), архиеп. Ацкурский Серапион (Хурцидзе) (сер.- 2-я пол. XVI в.), Гавриил (Хурцидзе) (после 1577), игум. Антоний (Мачарашвили) (1999-2003), иером. Николай (Гецадзе) (с 2003).
Н. Гиоргобиани, Н. Т.-М., Р. Лабадзе
Архитектурный комплекс
З. окончательно сложился к 1-й пол. XIV в. Первоначальная церковь не сохранилась, предполагают, что это могло быть однонефное сооружение (Марсагишвили. 2007. С. 65). Помимо соборного храма и находящейся к юго-востоку от него 2-ярусной колокольни сохранились небольшие однонефная церковь (в неск. метрах к северо-западу от собора) и часовня (пристроена к собору с востока за юж. пастофорием), а также стены 2 малых базилик к югу от храма. Древнейшим сооружением комплекса является однонефный придел XI-XII вв., пристроенный с севера к колокольне; в его стену вмонтирован камень с надписью 979-1001 гг. из ранее построенного храма (Беридзе. 1955. С. 136). Примерно в 200 м к востоку от церкви находится купель над источником.
Юж. портал кафоликона
Юж. портал кафоликонаОкончание строительства кафоликона монастыря М. И. Броссе датирует 1045 г.; Д. Бакрадзе - периодом царствования Баграта III (975-1014), П. С. Уварова - рубежом XIII и XIV вв. Прав. Евфимий Такаишвили сначала датировал памятник X в., затем XI в. В. Беридзе, т. зр. которого признана наиболее авторитетной, связывает строительство храма со временем правления в Самцхе атабага Беки Мандатуртухуцеси и датирует храм и его роспись периодом до 1308 г. (Там же. С. 128-129, 136).Построенный из квадров серого и розового камня кафоликон относится к классическому для грузинской архитектуры XI-XIV вв. типу крестово-купольного храма, вписанного в прямоугольник внешних стен. Широкий подкупольный квадрат вместе со слабо развитыми рукавами, с объемной апсидой с вимой, а также с центральным зап. компартиментом создает обширное цельное пространство, отличающееся от пространства ряда др. храмов того же типа (напр., ц. св. Саввы в мон-ре Сапара, кон. XIII - нач. XIV в.) протяженностью по оси «запад-восток». Прямоугольные в плане пастофории (помещения, находящиеся по сторонам алтарной апсиды) отделены от остального пространства храма стенами; небольшие дверные проемы открываются в рукава креста, жертвенник имеет также вход в алтарь. Над зап. боковыми компартиментами, открывающимися в храм арками, устроены по традиции хоры (патронике), не имеющие здесь функционального значения. Подчеркнута мощь нерасчлененных стен, особенно в нижнем регистре, где ритм отдельно стоящих и равноудаленных друг от друга изображенных фигур объединяет внутреннее пространство (Там же. С. 93-112). Карниз опоясывает пространство храма на уровне основания конхи. Монументальность внешнего облика храма подчеркнута контрастом гладких поверхностей стен и отдельных зон графичного декора. По сравнению с церквами XII-XIII вв. в кафоликоне не много окон: по одному в алтаре и рукавах, 6 вместо 12 в куполе. На вост. фасаде исчезли традиц. треугольные ниши; основной акцент сделан на сухом по прорисовке кресте большого размера, занимающем все поле фасада над алтарным окном. По сравнению с ранними памятниками при разработке орнаментных украшений «ощущаются линейка и циркуль вместо живой руки мастера» (Там же. С. 109). С юж. стороны по всей длине к храму примыкает перекрытая цилиндрическим сводом галерея-притвор, открывающаяся наружу двойной аркой. Здесь находится один из 2 входов в храм, другой устроен в зап. стене с небольшим смещением к югу (как и в храме мон-ря Сапара).
Роспись кафоликона
в значительной степени скрытая слоем позднейших записей, хорошо сохранилась. Краткие сведения о ней общего характера появляются в лит-ре во 2-й пол. XIX в. (Brosset. 1851. P. 132-135; Загурский. 1873. С. 54; Бакрадзе. 1875. С. 70-71; Он же. 1878. С. 135; Уварова. 1894. С. 48-60). Реставрационные работы нач. XX в. привлекли к древним росписям З. внимание ученых: были попытки дать характеристику их художественного стиля (Мацулевич. 1914. С. 100-101; Кондаков. 1915. С. 83-84. Рис. 18; Айналов. 1917. С. 208-211; Гордеев. 1923. С. 58-67), составить опись сцен с указанием сопровождающих надписей (Такаишвили. 1905. С. 5-59). Живопись палеологовского стиля была датирована XIV в. Более поздние исследователи расходятся в датировке основного слоя, предполагая различные даты: не позднее 1308 г. (Беридзе. 1955. С. 135), 1306-1345 гг. (Толмачевская. 1931. С. 22-23), ок. 1340-1350 гг. (Velmans. 1996. P. 146), сер. XIV в. (Вирсаладзе. 1977. С. 21), 3-я четв. XIV в. (Евсеева. 1977. С. 10).
Снятие с Креста. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в.
Снятие с Креста. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в.Реставрация 1903-1905 гг. была произведена по инициативе уже почившего к тому времени вел. кн. Георгия Александровича. Архитектурная часть работы была сделана в соответствии с историческим обликом здания (напр., во время покрытия храма использованы схожие с первоначальным покрытием каменные плиты), роспись храма пострадала от грубого вмешательства реставраторов. Местами поврежденные фрески были сняты, на их месте по свежей штукатурке созданы новые, некорректно воспроизводящие оригинал.Программа ранней росписи З. включала циклы земной жизни Христа и Богородицы и была насыщена сложными богословскими образами, редкими иконографическими сценами. Узкие купол и барабан храма целиком были заняты композицией «Вознесение Господне», в парусах расположены медальоны с фигурами евангелистов (как и в Сапаре, ок. 1330-1350 - Velmans. 1996. P. 146). В алтарной апсиде приведена цитата из Псалтири (98. 1-8). В конхе помещен образ Пресв. Богородицы с Младенцем на троне с 2 припадающими ангелами, ниже - «Причащение апостолов», фланкируемое по сторонам парами пророков, что нередко изображается в алтарях груз. церквей (напр., в Атени Сиони, 1060-1068 или 90-е гг. XI в.- Ibid. P. 55). Ниже находятся ниши, где помещены фигуры святителей из «Службы св. отцов», за ними - св. диаконы Стефан и Роман (последний особо почитается в Грузии). Над горним местом, заменяя изображение Жертвы, помещен образ Христа «Спас Недреманное Око», встречающийся в таком контексте только в Грузии (ср. в Кинцвиси, рубеж XII и XIII вв., Мартвили и Цаленджихе, 2-я пол. XIV в., Набахтеви, нач. XV в.). В узкой виме находится редкий в Грузии цикл ветхозаветных прообразов Богородицы: «Лествица Иакова», «Неопалимая Купина», иллюстрация 9-й притчи Соломона «Премудрость созда себе дом» с образом 3-ликой Софии, Премудрости Божией, «Скиния завета» в уникальном изводе с образом литургисающего Христа.
Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в.
Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в.В наосе храма на стенах и сводах расположены обширные цикл Жития Пресв. Богородицы и евангельский цикл. Богородичный цикл занимает вост. часть наоса и включает композиции «Рождество Пресв. Богородицы», «Жертвоприношение праведных Иоакима и Анны», «Детство (Ласкание) Марии», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благословение Марии первосвященником», «Обручение Марии», «Передача Пресв. Богородице порфиры и шерсти», «Сон св. Иосифа», «Испытание водой обличения», «Встреча Марии и прав. Елисаветы». В евангельский цикл входят: «Благовещение», «Рождество Христово», «Обрезание», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Успение Пресв. Богородицы». К нему примыкают расположенные в зап. части Страстной и Воскресный циклы с событиями до Пятидесятницы: «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Омовение ног», «Благословение апостолов», «Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Моление о Чаше», «Несение Креста Спасителем», «Установление Креста на Голгофе», «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад», «Уверение ап. Фомы», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа». Зап. стену занимают композиции «Страшный Суд», «Причащение прав. Марии Египетской» и «Пир Ирода». В зап. части храма (на сев. стене в сев.-зап. компартименте и сев. простенке зап. рукава креста) расположены также ветхозаветные прообразовательные сцены, соотнесенные со Страстями и с Воскресением Христа, со Страшным Судом и имеющие литургические коннотации: «Прор. Даниил во рву львином», «Три отрока в печи», «Явление трех ангелов Аврааму» и «Гостеприимство Авраама». Представлены Мандилион (в юж. части храма) и сонм многочисленных святых. Т. Вельманс указывает также на наличие цикла Акафиста (Velmans. 1977. P. 152).Св. Мария Магдалина. Фрагмент композиции «Положение во гроб». Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в.
Св. Мария Магдалина. Фрагмент композиции «Положение во гроб». Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в.Нижний регистр стен храма З. занимают многочисленные портреты ктиторов, служащие одним из существенных обоснований для датировки росписи З. XIV в.; по-видимому, все портреты, за исключением композиции XVI в., принадлежат к основному, первому слою живописи.Точно идентифицировано изображение группы ктиторов независимых атабагов Самцхе из рода Джакели в вост. части юж. стены. Расположенные фризообразно на 2-цветном фоне фигуры в 3/4-ном повороте к востоку. Возле изображения широкоплечего мужчины в царских одеждах надпись не сохранилась, однако, если сравнить этот образ с изображением той же семьи в др. храмах (Сапаре и Чуле, 1381), становится очевидным, что это Саргис I Джакели (1266-1285), основатель династии и первый независимый правитель Самцхе (Такаишвили. Археол. экскурсии. 1905. С. 46-49), за ним, по-видимому, его сын, согласно надписи Бека Мандатуртухуцеси. Следующие фигуры - сыновья Беки: Саргис, спасалар (воевода) Самцхе (1308-1334), и Кваркваре, мхатварухуцеси (главный художник) и амирспасалар (фельдмаршал) Самцхе (1334-1345 или 1362) (Беридзе. 1955. С. 137).
Группа ктиторов. Роспись зап. части вост. стены кафоликона. XVI в.
Группа ктиторов. Роспись зап. части вост. стены кафоликона. XVI в.По мнению Беридзе, храм был расписан по заказу местного князя, изображение которого должно было бы находиться на противоположной стене - там, где в наст. время расположена композиция XVI в. на сюжет передачи грамоты и палицы царем Имерети Багратом III (1510-1565) настоятелю З. архиеп. Ацкурскому Серапиону (Хурцидзе) и изображен кн. Георгий Чорчанели в молении. Все 3 фигуры более 2 м высотой. Архиеп. Серапион в монашеской мантии темно-пурпурного цвета и красновато-охристом хитоне, и кн. Георгий в выточенном по талии платье с короткими рукавами, представлены в 3/4-ном повороте. Фронтально изображенный царь с венцом на голове передает архиеп. Серапиону свиток и палицу.Напротив композиции, в сев. рукаве на сев. стене, вблизи алтаря, находится изображение XIV в. католикоса-патриарха всей Грузии Евфимия III (10-е - 2-я пол. 30-х гг. XIV в.), предстоящего перед образом благословляющего его Спасителя; левой рукой он прижимает к груди Евангелие.
В зап. части вост. стены на 30 см ниже основного уровня живописи ктиторского ряда находятся фрагменты изображений 4 ктиторов в традиц. одеждах (выточенные по талии платья). Они разделены окнами на 2 разновозрастные пары, в каждой, вероятно, отец и сын. Скорее всего это мужчины из одного рода, династическое имя к-рых было указано возле 1-го изображения (не сохр.); у 2 последних сохранились имена - Араба и Курцик. На юж. стороне подкупольного сев.-зап. столпа представлен одетый в монашескую мантию темно-пурпурного цвета пожилой мужчина с длинной бородой - эриставт-эристави и мсахуртухуцеси (управляющий хозяйством царского дома) кн. Симеон Гуриели.
В наст. время ведутся работы по консервации и расчистке росписей З. Можно отметить тяготение к крупным формам, округлым ликам, лапидарному колориту («Гостеприимство Авраама»), что отличает стиль росписей З. от образцов палеологовского ренессанса 1-й трети XIV в. Несмотря на то что для некоторых фигур (напр., в «Рождество Пресв. Богородицы») характерны изящные, гибкие пропорции, антикизирующие одеяния, возможно подражающие этим образцам (что нередко для 2-й пол. XIV в.), стиль росписи представляет собой промежуточную стадию развития палеологовского искусства, характерную для 2-й четв.- сер. XIV в.
Колокольня
З. является одной из древнейших и наиболее крупных в Грузии. Строительный материал и манера обработки дают основание полагать, что храм и 2-ярусная колокольня были выстроены одними и теми же мастерами. Над кубическим основанием колокольни на невысокой цилиндрической базе возведен многогранник звона, перекрытый шатром. Первоначально 1-й этаж под звездообразным сводом был открыт с вост. и зап. сторон. Позднее арочные проемы были застроены, помещение переоборудовано в церковное здание, что подтверждает надпись на вост. стене (в верхних углах креста), согласно к-рой размещенная на 1-м этаже ц. св. Иоанна Богослова была построена ктитором мон-ря Парсманом Хурцидзе и настоятелем З. архиеп. Ацкурским Серапионом (Хурцидзе) в 1577 г. Настоятель З. Гавриил (Хурцидзе) возвел во 2-й пол. XVI в. во вратах храма каменную перегородку, выделившую их правую сторону в небольшое помещение: в надписи на перегородке упоминаются «настоятель Хурцидзе Гавриил» и его родители.
Купель над источником
представляет собой небольшое сооружение (2,5×4,2 кв. м, высота 3,5 м), построенное из тесаных квадров и речного булыжника. С одной стороны оно открыто аркадой; 2-скатная кровля, под к-рой проходит профилированный карниз, устроена на сводчатом перекрытии. На внутренней вост. стене на высоте человеческого роста друг против друга расположены 2 рельефные плиты-иконы. На одной изображен прор. Даниил во рву львином, на 2-й, половина к-рой утрачена, сохранилась фигура святого с бородой (предположительно прп. Серапиона Зарзмели). В руке он держит похожий на ветвь предмет с 3 листьями в форме цветка, у правого плеча вырезана надпись: «ц(минд)а» (груз.- святой). Г. Бочоридзе, видевший источник в 1932-1933 гг., обратил внимание на рельефный крест с надписью (Бочоридзе. 1992. С. 150).
Источник и его рельефы упоминались в ряде исследований (Чубинашвили Г. Памятники. 1948. С. 182-184; Беридзе. 1955. С. 118; Чубинашвили Н. 1972. С. 110), но датировки предложены не были. В совр. историографии отмечается, что купель над источником была сооружена еще при прп. Серапионе, а затем неоднократно, в частности в Х в., обновлялась. Сооружение, которое можно увидеть в наст. время, датируют кон. XIII в., когда источник был, видимо, восстановлен вместе с остальными зданиями мон-ря после сильного землетрясения (Беридзе. 1955. С. 136). Вероятно, в это же время в стены были включены рельефы 2-й пол. X в. Их датировка установлена путем художественно-стилистического и палеографического анализа (Хундадзе. 2004. С. 84-87). Не исключено, что первоначально они украшали одно из сооружений З., разрушенных землетрясением (Беридзе. 1955. С. 124).
Святыни З.
в XVI в., после завоевания османами Самцхе, были перенесены в монастырь Шемокмеди. Наиболее известные среди них - Зарзмские иконы Божией Матери и Преображения Господня (обе в Национальном музее Грузии). Большая часть святынь была утеряна в постреволюционное время.
3 серебряные пластины X-XI вв. из праздничного цикла («Распятие», «Преображение» и «Вход Господень в Иерусалим»; не сохр.), описанные Г. Чубинашвили (Чубинашвили Г. 1948. Т. 2. С. 65-90; Он же. 1959. Т. 1. С. 98-107), возможно, принадлежали чеканке алтарного престола. На нижней полосе пластины «Распятие» была помещена надпись, выполненная асомтаврули: «...я, отец Михаил, украсил сей святой алтарь Зарзмский для упокоения души моей и для прощения прегрешений родителей моих, аминь». Надпись на верхней полосе пластины «Входа Господня в Иерусалим» читается как «Христос, восславь Бахтишора, царя Хуасро», на нижней полосе - «Христос, помилуй казнохранителя [груз. სახლისაი მეჭურჭლე]». На пластинах также помещены цитаты из Евангелия.
В З. хранились 5 чеканных рипид XI в., в наст. время одна находится в Местийском музее (Сванети), другая - в ГМИГ, остальные 3 утрачены и известны по фотографиям, опубликованным Г. Чубинашвили (Там же. С. 133-137). Рипиды состоят из 2 пластин, каждая представляет собой соединенные в виде креста 5 кругов; изделия богато украшены. На одной из рипид изображено 18 фигур ангелов: 10 - на лицевой стороне, 8 - на оборотной. В центральном круге лицевой стороны 2-й рипиды помещена композиция «Вознесение Господне», сонм ангелов распределен в рукавах креста, по паре в каждом рукаве. В центре оборотной стороны находится фигура херувима, вокруг - символы евангелистов. На одной из рипид вычеканена надпись заказчика: «Я, Парсман Эристави, сын благословенного Иоанна Лаклаки, создал сию рипиду для молитвы моей, и чад моих, и всего дома нашего, и для поминовения родителей и братьев моих, и всех усопших дома нашего и установил сие в святом престоле Зарзмы, во владении моем, у иконы Преображения». На одной из утраченных рипид также была сделана ктиторская надпись: «Руками Баграта, Саргиса, Степаноза, мастера чеканки Тетеи создались рипиды сии. Господь, да будет сие во благо души его - Липарита Эристави, аминь».
Известен также массивный выносной серебряный крест X-XI вв. с шаром, украшенным 46 камнями, и сионом под ним. На лицевой стороне креста изображен распятый Спаситель, по бокам вставлены медальоны с фигурами Пресв. Богородицы и св. ап. Иоанна Богослова, в верхнем медальоне вычеканена фигура архангела. Рукава креста с оборотной стороны украшены орнаментами и медальонами с поясными фигурами Пресв. Богородицы с Младенцем (в центре) и Христа Вседержителя (сверху); изображения 2 др. медальонов не идентифицированы. На оборотной стороне креста вычеканена более поздняя ктиторская надпись: «Вновь украсившего и обновившего сей честный крест сына Гуриеля Мамии Шемокмедского, митрополита Николоза (1-я пол.- сер. XVIII в.- Н. Г.), помилуй, кресте и на нем Распятый Христе Боже», а ниже другая, вероятно ктиторская, относящаяся ко времени создания креста: «Сей честный крест принадлежит Шемокмеди... окован... Ихавреба Сахтдзе» (Кондаков. 1890. С. 117).
Н. Гиоргобиани
Эпиграфические надписи в З.
Хронология лапидарных, чеканных и фресковых надписей З. охватывает период IX-XVI вв. Особо следует отметить древнейшую чеканную надпись на Зарзмской иконе «Преображение Господне», датированную 886 г. (Такаишвили. 1919. С. 105-114; Чубинашвили Г. 1959. Т. 1. С. 27-33; Вачнадзе. 1975. С. 9-10).
Среди лапидарных надписей наиболее ранняя помещена на стене пристроенного к колокольне однонефного придела. Это 12-строчная строительная надпись Иоанна Сулаисдзе 979-1001 гг., выполненная асомтаврули. В ней содержатся сведения об участии в подавлении восстания Варды Склира 12-тысячной груз. армии под командованием прп. Иоанна-Торникия и Георгия Эристави, направленной царем Тао-Кларджети Давидом III Куропалатом (Ɨ 1001) в Византию, и о строительстве придела Иоанном Сулаисдзе под рук. прп. Иоанна-Торникия и Георгия Эристави (Силогава. 2007. С. 105-107).
Неск. лапидарных надписей, датированных в основном рубежом XIII и XIV вв., сохранились на стенах кафоликона З. (Такаишвили. Археол. экскурсии. 1905. С. 15-17; Беридзе. 1955. С. 129; Бочоридзе. 1992. С. 144-145; Силогава. 2007. С. 109-112). Более поздние эпиграфические памятники позволяют восстановить историю З. в XV-XVI вв., связанную с родом Хурцидзе. Так, 4-строчная надпись на юж. галерее кафоликона, выполненная асомтаврули и датированная 2-й пол. XVI в., является поминальной записью настоятеля З. Гавриила (Хурцидзе): помимо него в ней указаны также «его мать, дочь Иване I (князя Самцхе) - Гаяне, бывшая Гулдам» и «отец его Шио, бывший Шота». Очевидно, родители Гавриила приняли монашеский постриг (Такаишвили. Археол. экскурсии. 1905. С. 37-40; Беридзе. 1955. С. 129-130; Бочоридзе. 1992. С. 146; Силогава. 2007. С. 113).
Единственная датированная (1577) лапидарная надпись в З. принадлежит Парсману Хурцидзе: согласно ей, Парсман устроил на нижнем этаже колокольни ц. во имя Иоанна Богослова (вероятно, сам ктитор похоронен там же). В надписи отразилась политическая ситуация Самцхе того периода, в частности борьба крупных феодалов против атабагов Самцхе (гражданская война 1576-1578): в ней отсутствуют имена атабага Самцхе и груз. царя, в то время как сам ктитор Парсман и архиеп. Серапион (Хурцидзе) названы «патронами» (Там же. С. 115).
Р. Лабадзе
Ист.: Джанашвили М. Груз. лит-ра. Тбилиси, 1909. Т. 2. С. 1-46 (на груз. яз.); Кекелидзе К., ред. Раннефеодальная груз. литература. Тбилиси, 1935. С. 147-184 (на груз. яз.); он же. Агиогр. лит. 1956. Т. 1. С. 63-101; он же. Этюды. 1973. Т. 12. С. 139-163 (на груз. яз.); он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 146-152 (на груз. яз.); Джикия С. Пространный реестр Гурджистанского вилайета. Тбилиси, 1941. Т. 2 (на груз. яз.); Житие и подвижничество Богоносного блаженного отца нашего Серапиона // ПДГАЛ. 1963. Т. 1: V-X вв. С. 319-347 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского // КЦ. 1973. Т. 4. С. 665 (на груз. яз.); Вачнадзе Н. Житие Серапиона Зарзмели как ист. источник. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); КГН. 1980. Т. 1. С. 278-282; Чхартишвили М. Мученичество и страдания св. Евстафия Мцхетского: Житие и деяния св. Серапиона Зарзмского: Источниковедч. исслед. Тбилиси, 1994. С. 54-83 (на груз. яз.).
Лит.: Brosset M. Zarzma, église du XI siecle // Idem. Rapports sûr un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l'Arménie. St.-Pb., 1851. Vol. 3. P. 132-135; Загурский Л. Поездка в Ахалцихский у. в 1872 г. // Изв. Кавказского отд-ния РГО. 1873. Кн. 8. № 2. С. 54; Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства // ЗОЛКА. 1875. Вып. 1. С. 70-71; он же. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 119-137; Кондаков Н. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890. С. 117; он же. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 83-84. Рис. 18; Уварова П. С. Христ. памятники // МАК. 1894. Кн. 4. С. 48-60; она же. Кавказ: Путевые заметки. М., 1891. Ч. 2. С. 174-189; Худадов В. Зарзмийский мон-рь // Иверия. 1902. № 146 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археол. экскурсии, разыскания и заметки. Тбилиси, 1905. Вып. 1. С. 5-59; он же. Зарзмийский мон-рь, его реставрация и фрески // СМОМПК. 1905. Вып. 35. С. 18-19 (на груз. яз.); он же. Примечания о Зарзмийской церкви и ее древности // Моамбе (Вестник) / Тифлисский ун-т. Тифлис, 1919. Вып. 1. С. 105-124 (на груз. яз.); Хаханашвили А. Груз. рукописи Британского Музея // Моамбе (Вестник) / Гос. музей Грузии им. С. Н. Джанашиа. 1905. Кн. 8. Отд. 2. С. 2 (на груз. яз.); Мацулевич Л. О росписи ц. в сел. Зарзма // Тр. 2-го Всерос. съезда художников в Петрограде, дек. 1911 - янв. 1912 гг. Пг., 1914. Т. 1. С. 100-101. Таб. I-V; Айналов Д. В. Византийская живопись XIV ст. // Зап. Классич. отд-ния РАО. Пг., 1917. Вып. 9. С. 208-211; Peeters P. Histories monastiques Géorgiennes // AnBoll. 1917-1919. T. 36/37. P. 159-168, 217; Гордеев Д. Отчет о поездке в Ахалцихский у. в 1917 г.: Росписи в Чуле, Сапаре и Зарзме // ИзвКавИАИ. 1923. Т. 1. С. 68-67; он же. Из эпиграфических мат-лов Зарзмы: К объяснению надписи Иване, сына Сулы // Саисторио Моамбе (Ист. бюллетень). Тифлис, 1924. Кн. 2. С. 107-112; Таранущенко С. Предварительный отчет о командировке в Зарзму, Чуле и Сапару // ИзвКавИАИ. 1923. Т. 1. С. 96-98; Какабадзе С.. Об ист. лицах в Зарзмийской росписи // Саисторио Моамбе (Ист. бюллетень). 1924. Вып. 1. С. 239-242 (на груз. яз.); Толмачевская Н. Фрески Древней Грузии. Тифлис, 1931. С. 22-23; Чубинашвили Г. Н. К вопросу о характере груз. чеканного искусства, зародившегося на рубеже X и XI вв. // Ars georgica. Тбилиси, 1948. Т. 2. С. 65-90 (на груз. яз.); он же. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948. С. 182-184; он же. Груз. чеканное искусство: (Исслед. по истории груз. средневек. искусства). Тбилиси, 1959. Т. 1. С. 29-33, 133-137; Джанашия. Труды. 1952. Т. 2. С. 392; Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тбилиси, 1954. С. 324-339 (на груз. яз.); Беридзе В. Архитектура Самцхе, XIII-XVI вв. Тбилиси, 1955. С. 93-112, 128-129, 135-137 (на груз. яз.); он же. Зарзма. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); он же. Мастера древнегруз. искусства. Тбилиси, 1967. С. 107 (на груз. яз.); он же. Архитектурные памятники Самцхе. Тбилиси, 1970 (на груз. яз.); Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 489-499 (на груз. яз.); Богверадзе А. К дате жития Серапиона Зарзмели // Мацне. 1964. С. 50-69 (на груз. яз.); Гогуадзе Н. Вопросы текста и языка жития // Филол. разыскания / АН ГССР. Ин-т истории им. И. Джавахишвили. Тбилиси, 1964. Вып. 1. С. 7-23 (на груз. яз.); Лордкипанидзе М. Груз. ист. лит-ра реннефеод. эпохи. Тбилиси, 1966. С. 71-72 (на груз. яз.); Чубинашвили Н. Хандиси. Тбилиси, 1972. С. 110; Евсеева Л. М. Роспись XIV в. в соборе мон-ря Зарзма: Истоки иконографии и стиля // 2-й Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1977; Velmans T. La peinture murale byzantine à la fin du Moyen Âge. P., 1977. Vol. 1. P. 220; idem. Peintures murales de Géorgie // Idem. Miroir de l'invisible: Peintures murales et architecture de la Géorgie (VI-XV s.). Saint-Zéger-Vauban, 1996. P. 9-190; Вирсаладзе Т. Основные этапы развития груз. средневек. монументальной живописи // 2-й Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1977. С. 21; Джавахишвили И. Василий - настоятель Зарзмы: Цель истории, источники и методы ранние и сейчас // Соч. 1977. Т. 1: V-XVIII вв. С. 132-141 (на груз. яз.); Закарая П. Груз. центрально-купольная архитектура XI-XVIII вв. Тбилиси, 1981. Т. 3. С. 56-88 (на груз. яз.); Каковкин А. К вопр. о первоначальном виде чеканной иконы «Преображение» из Зарзмы // 4-й Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1983. С. 501-508; Сакварелидзе Т. Груз. чеканное искусство XIV-XIX вв. Тбилиси, 1987. Ч. 1. С. 52 (на груз. яз.); Челидзе Е. Когда было написано «Житие Серапиона Зарзмели»? // Богословский сб. Тбилиси, 1991. Вып. 1. С. 188-213; Бочоридзе Г. Путешествие в Самцхе-Джавахети. Тбилиси, 1992. С. 144-146, 150 (на груз. яз.); Рехвиашвили М. Княжество Самцхе. Тбилиси, 1992 (на груз. яз.); Rayfield D. The Literature of Georgia: A History. Surrey, 20002. P. 51-52; Луковникова Е. А. Ветхозаветные прообразовательные сюжеты в визант. монументальной живописи 2-й пол. XIII - сер. XIV вв.: Дис. М., 2003. С. 199-202; она же. Циклы ветхозаветных прообразов Богоматери в визант. монументальной живописи XIII-XIV вв. // ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 29-50; Бурчуладзе Н. Примечания иконологического характера на неск. известных памятниках груз. церк. искусства средних веков // Сб. тр. / ТГУ. Каф. истории и теории искусства. Тбилиси, 2003. Вып. 5. С. 16-20 (на груз. яз.); Хундадзе Т. Чудотворное спасение ветхозаветных пророков Даниила и Иоанна в груз. архитектурной скульптуре ср. веков: Канд. дис. Тбилиси, 2004. С. 84-87; она же. К идентификации святого, изображенного на стене источника Зарзмы // Academia. Тбилиси, 2006. Вып. 6/7. С. 60-64 (на груз. яз.); Зарзма / Под ред.: Р. Метревели. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Марсагишвили Г. Архитектурный комплекс мон-ря Зарзма // Там же. С. 65-83; Силогава В. Лапидарная эпиграфика Зарзмы // Там же. С. 105-107, 109-113, 115 (на груз. яз.); Сулава Н. Богословско-литературный центр Зарзма // Там же. С. 53-61 (на груз. яз.).
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.