- ИОАНН IV ПОСТНИК
Патриархи К-польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Патриархи К-польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) [греч. ᾿Ιωάννης Νηστευτής; лат. Iohannes Jejunator] († 2.09.595, К-поль), свт. (пам. 30 авг., 2 сент.; пам. зап. 2 сент.), патриарх К-польский (с 12 апр. 582), канонист. По происхождению провинциал, возможно, из Каппадокии, сын бедных родителей; обучался ремеслу резчика и не получил классического образования. С юных лет интересовался аскетическим образом жизни, принял монашество. При визант. имп. Юстине II (565-578) был введен в состав клира собора и патриаршего ведомства Св. Софии в К-поле. При патриархе Иоанне III Схоластике (565-577) занимал пост сакеллария (главы патриаршей сокровищницы); до 582 г. в сане диакона. Был избран на Патриарший престол после смерти патриарха Евтихия (552-565, 577-582) по предложению имп. Тиверия I, который знал И. П. как благочестивого монаха и нестяжателя. И. П. был прост и обходителен в общении, отличался крайним аскетизмом, отчего его тело иссохло почти до костей. В источниках к-польского происхождения И. П. представлен твердым защитником православия, к-рый неизменно жестко относился к отступникам и еретикам. Так, в 583 г. некий Павлин был обвинен в колдовстве и публично казнен по настоянию И. П. (Theophyl. Sim. Hist. I 11). Авторы-монофизиты часто изображают И. П. как тихого старца, который мирился с присутствием в Византии противостоящих офиц. Церкви исповеданий и не применял к ним таких репрессивных мер, как его предшественники патриархи Иоанн III и Евтихий (Ioan. Ephes. Hist. eccl. III 3, 5).Сведения о периоде Патриаршества И. П. скудны. 14 авг. 582 г. И. П. участвовал в коронации Маврикия как соправителя смертельно больного имп. Тиверия, вскоре умершего. В дальнейшем И. П. поддерживал имп. Маврикия в его стремлении утвердиться на престоле и закрепить власть за своей семьей. В 582 г. И. П. короновал имп. Маврикия и благословил его свадьбу с дочерью имп. Тиверия Константиной. 26 марта 590 г. И. П. короновал сына Маврикия и Константины Феодосия как соправителя и наследника. В 590-591 гг., в период военно-политических успехов Византии на Ближ. Востоке и междоусобной войны в Персии, И. П. выступил против похода византийских войск в Месопотамию и восстановления на персид. престоле шаха Хосрова II, заключившего союз с имп. Маврикием. И. П. считал, что этот договор не принесет выгод империи (John of Nikiou. 1916. P. 156).
В 588 г. И. П. созвал поместный Собор в К-поле, на к-ром присутствовали патриархи Евлогий Александрийский, Григорий I Антиохийский и Иоанн IV Иерусалимский и др. епископы. Собор рассмотрел дело патриарха Григория Антиохийского, который был вовлечен в конфликт с комитом Востока Астерием и частью своей паствы. Антиохийцы обвиняли патриарха в тайном идолопоклонстве, сожительстве с сестрой, в подстрекательстве к городским беспорядкам. Патриарх Григорий требовал имп. и церковного суда и с этой целью прибыл в К-поль. Собор снял с патриарха Григория все обвинения, и вскоре патриарх вернулся на престол в Антиохию. Собор также подтвердил законность использования К-польским патриархом титула «Вселенский» (οἰκουμενικὸς), который появился значительно раньше и, судя по всему, использовался нерегулярно. Соборное постановление закрепило его наличие в патриаршей титулатуре. Легализация титула вызвала осложнение в отношениях К-польской и Римской Церквей. Мнение папы Пелагия II (579-590) по поводу решения Собора достоверно неизвестно. Послание папы Пелагия II к участникам К-польского Собора считается неподлинным (PL. 72. Col. 739), т. к. составлено из цитат различных текстов Пелагия и Григория I. Преемник Пелагия свт. Григорий I Великий видел в титуле «Вселенский» посягательство на прерогативы Римского престола как первенствующего среди Церквей. В письмах к И. П., патриархам Евлогию I Александрийскому и Анастасию Антиохийскому, имп. Константине, архиеп. Евсевию Фессалоникийскому и др. различным высокопоставленным лицам Византии он неоднократно протестовал против «новшества» в титулатуре К-польских патриархов (Greg. Magn. Reg. epist. V 37, 39, 41, 44, 45; VII 27). Тем не менее очевидно, что К-польский Собор, а также И. П. действовали с одобрения имп. Маврикия и постановления Собора не подвергались пересмотру. Преемник И. П. патриарх Кириак (596-606) пользовался титулом «вселенский», из-за чего споры с Римом продолжались еще в течение ряда лет на рубеже VI и VII вв. В ответ на появление титула «Вселенский» у К-польских патриархов папы Римские (возможно, сам Григорий I) начали употреблять титул «servus servorum Dei» (раб рабов Божиих), однако для точного определения времени возникновения последнего титула недостаточно данных.
В кон. 592 или нач. 593 г. Патриарший синод в К-поле во главе с И. П. рассмотрел дела пресв. Иоанна из Халкидона, обвиненного в ереси маркионитов, и группы монахов из Исаврии, подозревавшихся в пелагианстве. Обвиненные были отлучены от Церкви как еретики. Однако Папский престол выразил недовольство этим решением Собора. Свт. Григорий I посчитал их невинно осужденными, о чем также заявлял в письмах И. П., имп. Маврикию и другим лицам в Византии (Greg. Magn. Reg. epist. III 52; V 44, 45; VI 15, 16, 17).
Сочинения
В Византии было известно неск. гомилий, приписывавшихся И. П. Из них сохранилась лишь гомилия «О покаянии, воздержании и девстве», входившая в сборник проповедей Псевдо-Иоанна Златоуста; установлено, что гомилия составлена из цитат проповедей самого свт. Иоанна Златоуста (PG. 88. Col. 1937-1977). Гомилия известна в копт., сир., груз. и слав. переводах (слав. перевод: ВМЧ. Нояб., дни 13-15. Стб. 1335-1356). Скорее всего другие гомилии также принадлежат свт. Иоанну Златоусту. Тексты писем И. П. папе Григорию I (о них упом. сам папа), еп. Леандру Севильскому (упом. Исидором Севильским) утрачены.
Известен ряд канонических сборников, к-рые визант. рукописная традиция ошибочно приписывает И. П. Подлинным сохранившимся произведением И. П. в области церковного права может считаться лишь некое ядро сб. «Епитимийных канонов» (CPG, N 7560), к-рое в совр. виде сложилось в результате работы позднейших редакторов.
«Номоканон» (или «Канонарий», «Каноникон») Псевдо-Иоанна Постника
(CPG, N 7558, 7559) (см. также в ст. «Номоканон XIV титулов»), византийский канонический сборник, включающий последование тайной исповеди, предписания духовнику, перечень вопросов для исповеди, епитимийные каноны. Согласно мнению ряда совр. исследователей, сборник не мог возникнуть ранее VIII в. (Schmid H. F. Pénitentiels byzantins et occidentaux // Actes du VIe Congrès international d'études byzantines: Paris, 27 juillet - 2 août, 1948. P., 1950. T. 1. P. 359-363) или даже IX в. (Herman. 1953; Arranz. 1993). Древнейший список «Номоканона» (Monac. reg. 498. Fol. 209-226) относится к X в. (Суворов. 1901. С. 360). В дошедшей до нас редакции сборник состоит из 2 частей - это «Протоканонарий» с предисловием (собственно «Канонарий» Псевдо-Иоанна Постника; CPG, N 7558) и «Девтероканонарий» («Didascalia patrum»; CPG, N 7559) (Arranz. 1993. P. 30-120, 154-206). Древнейшая часть сборника - «Протоканонарий» - большинством совр. исследователей датируется IX в., и ее составителем считается некий иеродиак. Иоанн (Ibid. P. 13). «Девтероканонарий» относится к XII в. и принадлежит мон. Василию (Ibid. P. 131).
Обе части «Номоканона» были рано переведены на слав. язык, сохранились в древнейшей рус. Устюжской кормчей книге XIII-XIV вв. (Максимович К. А. «Закон судный людемъ»: Источниковедение и лингвист. аспекты исслед. слав. юрид. памятника. М., 2004. С. 146-147). Порядок частей в слав. переводе обратный: сначала помещен «Девтероканонарий», за ним следует «Протоканонарий». Подобное расположение материала известно также в греч. рукописи Monac. reg. 498.
«Епитимийные каноны»
(CPG, N 7560). Известно неск. вариантов этого сборника. Все они составлены различными канонистами в Византии и содержат, вероятно, лишь общее ядро правил, принадлежащих И. П.
Серия A «Правила для монахинь и епитимии для каждого греха» (Ϫιδασκαλία μοναζουσῶν κα ἐπιτίμια κάστου ἁμαρτήματος) издана Pitra. Analecta Sacra. Vol. 4. P. 416-435 (PG. 31. Col. 1305-1309) по кодексам Coislin. gr. 363 (XIII в.), 1318. Л. 26 и 363. Л. 67. Собрание насчитывает 51 правило, из к-рых 1-е представляет собой обширное предисловие. Правила содержат аскетические предписания, изредка также епитимии за их нарушения. В рукописи И. П. назван автором этой серии; он же приписывает составление этих правил свт. Василию Великому. Серия составляет 2-ю ч. канонов И. П.
Серия B (Νηκόδημος ὁ ῾Αϒιορείτης. Βιβλίον. Βενετια, 1794. Σ. 157-201; Χριστοφόρος, μον. Κανονικόν. Κωνσταντινουπόλει, 1800. Σ. 312-325) включает каноны, приписываемые И. П., к-рые вошли в состав сборников в 34 титулах Матфея Властаря (XIV в.). Во многом совпадают с канонами серии A.
Серия С (Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 4 Σ. 432-445; PG. 88. Col. 1932-1936) объединяет каноны, приписанные И. П. Матфеем Властарем. Они включены в сборник Матфея Властаря как дополнение, но их текст противоречит канонам, собранным Властарем в основных титулах сборника. Каноны распределены по грехам, соответствующим 3 частям души: «разумной» (λογιστικὸν μέρος), «страстной» (ἐπιθυμητικὸν μέρος) и «яростной» (θυμικὸν μέρος). Это разделение души, восходящее к античной философии стоиков, в христ. традиции было впервые использовано в послании еп. Литоию Мелитинскому свт. Григорием Нисским (383) для классификации грехов. Однако у Матфея Властаря список грехов гораздо более подробный, чем у Григория Нисского.
Серия D (Νηκόδημος ὁ ῾Αγιορείτης. ᾿Εξομολογητάριον. Βενετια, 1818. Σ. 204-208) - это группа из 17 канонов, опубликованная Никодимом Святогорцем.
Почитание
И. П. в Византии началось вскоре после его смерти. Историк Феофилакт Симокатта (30-е гг. VII в.) писал, что во время погребальной процессии в К-поле от тела умершего И. П. исходил «неизъяснимый свет». В нач. VII в. к-польский пресв. Фотин, экклесиэкдик патриаршего ведомства Великой ц., написал Житие И. П., от которого сохранился лишь небольшой фрагмент, не содержащий существенных сведений (Mansi. Т. 13. Col. 80-85; BHG, N 893). В кратком синаксарном Житии упоминается о прижизненных чудесах И. П.: изгнание по его молитве «варварского народа из Македонии», исцеления больных и бесноватых (PG. 117. Col. 25; SynCP. Col. 8). И. П. восхваляли как доброго пастыря и писателя, подобного свт. Иоанну Златоусту, среди его добродетелей особо выделяли нищелюбие и сострадание. Основным днем памяти И. П. является день его кончины - 2 сент. Общая память И. П. со свт. Фомой I, патриархом К-польским (607-610) встречается в визант. календарях 18 февр. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48; SynCP. Col. 474; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 234); в связи с чем она приурочена к этой дате, остается неизвестным. Кроме того, в визант. календарях под 30 или 31 авг. содержится память К-польских архиепископов Александра, Иоанна (без уточнения Постник) и Павла (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 110; SynCP. Col. 938; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 386). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), в данном случае речь также идет об И. П., поскольку под этой датой, как и под 2 сент., его память празднуется совместно с патриархом Павлом IV (780-784) (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 345). Эта т. зр. нашла отражение в совр. календарях греч. Церквей (Δίπτυχα. 2009. Σ. 212). И. Делеэ и Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, считали, что в календарных записях под 31 авг. имеется в виду Иоанн III Схоластик, скончавшийся 31 авг. 577 г. (SynCP. Col. 1038; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 233), однако поминовение всей группы К-польских патриархов могло быть приурочено к этой дате как ко дню кончины Павла III († 31 авг. 784).
Изд.: PG. 88. Col. 1887-1977; Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: грузинской, греческой и славянской / Изд. Н. А. Заозерский, А. С. Хаханов. М., 1902; Бенешевич В. Н. Канонический сборник XIV титулов, со 2-й четв. VII в. до 883 г.: К древнейшей истории источников права греко-восточной Церкви. СПб., 1905; Arranz M. I penitenziali bizantini: Il Protokanonarion o Kanonarion Primitivo di Giovanni Monaco e Diacono e il Deuterokanonarion o «Secondo Kanonarion» di Basilio Monaco. R., 1993. P. 30-120 [Protokanonarion], 154-206 [Deuterokanonarion].
Ист.: Pelagius, papa. Epistola ad Ioannem // PL. 72. Col. 738-744; Greg. Magn. Reg. epist. I 4 // MGH. Epp. 1891. T. 1. P. 5; III. 52 // PL. 77. Col. 647-649; V 39 // PL. 77. Col. 749a; V 41 // PL. 77. Col. 771a; V 44 // PL. 76. Col. 738c - 743; V 45 // PL. 77. Col. 743-744; VI 14 // PL. 77. Col. 805-806; VI 15 // PL. 77. Col. 807c; VI 16 // PL. 77. Col. 808c - 809a; VI 17 // PL. 77. Col. 809-810; VI 62 // PL. 77. Col. 850; VII 31 // PL. 77. Col. 893; IX 135 // PL. 77. Col. 981; IX. 156 // PL. 76. Col. 1004; Ioan. Ephes. Hist. eccl. III 3, 39, 52; Evagr. Schol. Hist. eccl. VI 7, 24; Isid. Hisp. De vir illustr. 39 // PL. 83. Col. 1101-1102; Theophyl. Sim. Hist. I 1, 10, 11; VII 6; John of Nikiou. Chronicle / Ed. R. H. Charles, D. Litt. L., 1916. P. 156; Niceph. Chronogr. P. 118; Theoph. Chron. P. 251, 267, 272; SynCP. Col. 7-8, 474, 938, 1038; Niceph. Callist. Hist. eccl. XVIII 34 // PG. 147. Col. 396; idem. Catalog. // Ibid. Col. 456; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 234; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48; T. 3. C. 345.
Лит.: Номокан. при Б. Треб.; Суворов Н. Вероятный состав древнейшего исповедного и покаянного устава Вост. Церкви // ВВ. 1901. Т. 8. С. 357-434; 1902. Т. 9. С. 378-417; Алмазов А. Канонарий монаха Иоанна: К вопросу о первоначальной судьбе Номоканона Иоанна Постника. Од., 1907; Vailhé S. Le titre de «patriarche oecuménique» avant S. Grégoire le Grand // EO. 1908. Vol. 11. P. 65-69; Higgins M. J. The Persian War of the Emperor Maurice. Wash., 1939. Vol. 1. P. 43-45; Herman E. Il più antico penitenziale greco // OCP. 1953. Vol. 19. P. 70-127; RegPatr, N 264-272; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 423-425; Honigmann E. Trois mémoires posthumes d'histoire et de géographie de l'Orient chrétien. Brux., 1961. P. 59-64; ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1210-1211; DSAMDH. Vol. 8. Col. 586-589; CPG, N 7555-7560; ODB. Vol. 2. Col. 1049; Vol. 3. 1491; Кулаковский. История. Т. 2. С. 388; Мейендорф И., протопр. Святитель Григорий Великий и византийское папство // Он же. История Церкви и вост.-христ. мистика. М., 2000. С. 215-242.
И. Н. Попов, К. А. Максимович
Гимнография
Память И. П. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 234) 18 февр. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. П. не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 259), представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, память И. П. отмечается 2 сент.; совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене; соединяются последования И. П., вмч. Маманта и Октоиха; последование И. П. содержит минимальный набор песнопений: канон авторства Германа плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир-подобнов, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава, память И. П. не отмечается. В Георгия Мтацминдели Типиконе кон. XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 229) И. П. упоминается 2 сент., однако описана только служба Маманту.
В одной из ранних редакций Иерусалимского устава, сохранившейся в рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 156-157), 2 сент. совершается служба с «Бог Господь» и тропарем; И. П. назначается общий отпустительный тропарь святителю 4-го гласа Κανόνα πίστεως̇ ( ) и цикл стихир-подобнов; на утрене назначаются 2 канона Октоиха и канон Маманту, однако при наличии в Минее 2 канонов (очевидно, речь идет о канонах Маманту и И. П.) поются оба канона Минеи, а канон Октоиха опускается. Эти указания с нек-рыми изменениями повторяются и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.: И. П. назначается тот же отпустительный тропарь, на утрене предписывается петь канон Октоиха и 2 канона святым. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 2 сент. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); последование И. П. то же, что и в первопечатном греч. Типиконе, добавлено лишь указание на седален И. П. по 3-й песни канона.
Последование И. П., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: общий отпустительный тропарь святителю 4-го гласа Κανόνα πίστεως̇ ( ); канон авторства Германа (указан уже в Евергетидском Типиконе) без акростиха, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τῷ ἐκτινάξαντι ἐν θαλάσσῃ̇ ( ), нач.: Τῷ ἀνατείλαντι ἐν τῷ κόσμῷ ( ); цикл стихир-подобнов; седален.
По рукописям известны песнопения И. П., не вошедшие в совр. богослужебные книги: вариант канона из совр. Минеи со 2-й песнью (AHG. T. 1. P. 73-87); канон авторства Германа без акростиха, 1-го гласа, ирмос: Τὸν Θαραὼ σὺν ἅρμασιν̇ ( ), нач.: Τὸν ἀπὸ βρέφους τῷ Θεῷ (С младенчества Богу) со 2-й песнью; канон, предположительно составленный Анастасием Квестором, без акростиха, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ ( ), нач.: ῞Ολον τῷ κτίστῃ σεαυτὸν ἀνέθηκας (Всего творцу себя посвятив) (Ταμεῖον. Σ. 31-32).
Е. Е. Макаров
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.