- ИОАНН ЛЕЙДЕНСКИЙ
Иоанн Лейденский. Гравюра. Мастер Г. Альдегревер. 1536 г.
Иоанн Лейденский. Гравюра. Мастер Г. Альдегревер. 1536 г. [нидерланд. Jan van Leiden; нем. Johann von Leiden; наст. имя Ян Боккелсон или Букелсзон; нидерланд. Bockelson или Beukelszoon] (ок. 1509, Лейден, совр. пров. Юж. Голландия, Нидерланды - 22.01.1536, Мюнстер, совр. земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия), нидерланд. анабаптист. Род. в деревне неподалеку от Лейдена. Овладев портняжным ремеслом, стал странствующим портным и провел 4 года в Англии. Вернувшись в Лейден, женился на вдове владельца конторы по морским перевозкам, впосл. объехал Европу от Любека до Лиссабона. Затем И. Л. стал содержателем постоялого двора в Лейдене. В это время он увлекся идеями Реформации. Летом 1533 г. посетил Мюнстер, т. к. слышал, что там «слово Божие проповедуется лучше и наиболее сильно». И. Л. уже был знаком с апокалиптическими идеями мельхиоритов, глава к-рых Б. Ротман находился в Мюнстере. Кроме встречи с Ротманом состоялось знакомство И. Л. с вестфальским дворянином Генрихом Крехтингом, к-рый позднее стал членом мюнстерской общины анабаптистов. В нояб. 1533 г. И. Л. присоединился к анабаптистам, приняв повторное крещение от Я. Матиса из Харлема. Вскоре дом И. Л. в Лейдене стал центром анабаптистов, где К. Питерс и др. лидеры общины проповедовали и крестили новообращенных.В дек. 1533 г. И. Л. был послан Матисом проповедовать Евангелие по городам Нидерландов. Он посетил Алкмар, Хорн, Брилле и Роттердам. 13 янв. 1534 г. И. Л. вернулся в Мюнстер и постепенно стал одним из активных членов анабаптистского движения, которым руководили Ротман и Матис. В Мюнстере Матис появился в февр. 1534 г., при его участии анабаптисты победили на выборах в городской совет. Возможно, необычное природное явление - на небе одновременно появилось 3 солнца - повлияло на решение жителей Мюнстера. 23 февр. главой городского совета стал Б. Книппердоллинг, а спустя неск. дней все, кто отказались принять 2-е крещение (2 тыс. чел.), были выдворены из города. Матис объявил Мюнстер «Новым Иерусалимом» - единственным местом, где праведники спасутся после Второго пришествия Иисуса Христа.
В город переселялись нем. и голл. анабаптисты (ок. 2,5 тыс. чел.). Мюнстер осадили войска бывш. правителя принца-еп. Франца фон Вальдека, но, несмотря на помощь католич. и протестант. правителей, захватить город не удавалось. На Пасху 1534 г. Матис предрек конец света. Его вера в собственное пророчество была так велика, что 5 апр. 1534 г. он совершил атаку на осаждавшие город войска, во время к-рой погиб. После его гибели мюнстерских анабаптистов возглавил 25-летний И. Л. Он создал управляющую структуру, к-рая помогала поддерживать баланс между интересами эмигрантов из Вестфалии и Нидерландов и интересами коренных мюнстерцев. С апр. по сент. 1534 г. городом управляли т. н. 12 старейшин Израилевых. Себя же И. Л. провозгласил новым «воинственным царем Давидом», который должен управлять миром и готовить его к возвращению Христа, «мирного Соломона». Осажденные мюнстерцы жили коммуной. Церковное имущество и имущество бежавших горожан было конфисковано. Деньги выведены из обращения, все, что было необходимо для жизни, распределялось среди населения по установленным нормам. Были введены всеобщая трудовая и воинская повинность. В июле 1534 г. «царь Давид» единоличным решением ввел в Мюнстере полигамию. Потребовалась неделя, для того чтобы убедить проповедников в правильности его интерпретации фразы из кн. Бытие: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт 1. 28). Главной женой и королевой стала вдова Матиса - Девора, он также взял в жены дочь своего соратника Книппердоллинга. Всего у него было 16 жен, одну из к-рых, Элизабет Вандсхер, он казнил за непослушание. И. Л. обещал освободить город от осады к Пасхе 1535 г., но не смог этого сделать, однако и войска епископа, несмотря на многочисленные атаки, не могли его захватить. 25 июня 1535 г. Мюнстер был взят, чему способствовало предательство Г. Гресбека. Мемуары Гресбека стали единственным источником сведений по истории Мюнстерской коммуны. И. Л. был взят в плен. 22 янв. 1536 г. он был предан публичной казни вместе с Книппердоллингом и Крехтингом. Его тело и тела его сподвижников были подвешены в клетках, спущенных с башни ц. св. Ламберта. Кости из клеток были убраны только через 50 лет, а клетки можно увидеть на башне и сегодня.
Лит.: Berichte der Augenzeugen über das münsterische Wiedertäuferreich / Hrsg. C. A. Cornelius. Münster, 1853; Hoop Scheffer J. G., de. Inventaris der Archiefstukken berustende bij de Vereenigde Doopsgezinde Gemeente to Amsterdam. Amst., 1883-1884. Vol. 1. N 52, 82, 141; Detmer H. Johann von Leiden: seine Persönlichkeit und seine Stellung im Münsterischen Reiche. Münster, 1903; Schubert H. Der Kommunismus der Wiedertäufer in Münster und seine Quellen. Hdlb., 1919; Kühler W. J. Geschiedenis der Nederlandsche Doopsgezinden in de Zestiende Eeuw. Haarlem, 1932; Mellink A. F. De Wederdopers in de Noordelijke Nederlanden, 1531-1544. Groningen, 1953; Bax E. B. Rise and Fall of the Anabaptists. N. Y., 1970; Kirchhoff K.-H. Die Täufer in Münster, 1534-1535: Untersuch z. Umfang u. z. Sozialstruktur der Bewegung. Münster, 1973; Stayer J. M. Anabaptists and the Sword. Lawrence (Kans.), 19762.
И. Р. Л.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.