- ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ
-
Свт. Иосиф, еп. Алавердский. Икона. XXI в. (частное собрание)
Свт. Иосиф, еп. Алавердский. Икона. XXI в. (частное собрание)[Алавердели; груз. იოსები ალავერდელი] († 570), свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский, один из 12 сир. отцов - основателей груз. монашества и учеников прп. Иоанна Зедазнийского. Сведения об И. А. сохранились в соч. католикоса Картли (Мцхетского) Арсения II (955-980) «Житие и подвижничество Иоане Зедазнели и его учеников, которые просветили страну эту северную» (НЦРГ. A 199, XII-XIII вв. Л. 17-21; Hieros. Patr. 36, XIII-XIV вв. Л. 117-183), где было указано, что «один из них (учеников прп. Иоанна.- Авт.) построил Алаверди, из которого по сегодняшний день исходят великие чудеса и исцеления...» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 247), а также в 2 метафрастических редакциях «Жития святого отца нашего Иоане Зедазнели, который по Божиему велению и под предводительством Святого Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми» (1-я ред.: НЦРГ. Q 795, XV в. Л. 426-470; 2-я ред.: НЦРГ. A 160, 1699 г. Л. 190-213; A 130, 1719 г. Л. 7-16; A 170, 1733 г. Л. 6-12 и др.). Отдельное синаксарное Житие И. А. (НЦРГ. S 3269, 20-е гг. XVIII в.; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 403-406) было создано в 1-й пол. XVIII в. дочерью царя Картли Ираклия I мон. Макриной (Багратиони) (1697/98-1744). Поскольку исторических сведений об И. А. сохранилось очень мало, мон. Макрина при написании Жития использовала предания и сказания о нем.
Вместе с прп. Иоанном и его учениками И. А. во 2-й пол. VI в. прибыл из Антиохии в Вост. Грузию. Монахи много проповедовали, затем прп. Иоанн избрал для подвижничества гору Задени близ Мцхеты и основал там мон-рь Зедазени. Спустя нек-рое время прп. Иоанну во сне явилась Пресв. Богородица и повелела отправить учеников в разные места Вост. Грузии проповедовать и укреплять народ в вере. И. А. отправился в Кахети и в окрестностях Алаверди на месте языческой молельни основал малую ц. во имя вмч. Георгия и мон-рь, ставший кафедрой Алавердских епископов. Постройки не сохранились: в 30-х гг. XI в. на месте церкви мтавар (князь) Кахети Квирике выстроил кафедральный Алавердский собор в честь Воздвижения Креста Господня, остававшийся до недавнего времени самым высоким храмом в Грузии. И. А. стал первым предстоятелем Алавердской епархии. В Житии он назван «цветом чистоты и целомудрия», аввой. Вслед за ним всех Алавердских архиереев стали называть Амба (от евр. «авва») Алавердели.
И. А. был погребен в древней ц. во имя вмч. Георгия, справа от алтаря, затем гробница была перенесена в новую церковь. В дек. 2009 г., во время проведения археологических работ в Алаверди, выяснилось, что гробница пуста. В сев. стене храма была обнаружена настоящая усыпальница святителя. По сведениям руководителя Агентства национального достояния Грузии Н. Вачеишвили, усыпальницу можно датировать XI в.; в XV в. мощи И. А. были перепрятаны, «дабы во времена набегов неприятеля и смуты они не были бы подвергнуты осквернению». Каменную усыпальницу И. А. Вачеишвили характеризует как могилу царского ранга; усыпальница имеет вставки из разноцветного поделочного камня и украшена барельефом. К мощам был открыт доступ для паломников.
Ист.: Арсений II, католикос. Житие и подвижничество Иоане Зедазнели и его учеников, к-рые просветили страну эту северную [кименная ред.] // Какабадзе С. Архетипы «Жития Сирийских отцов» // Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 1. Прил. С. 19-26 (на груз. яз.); он же. То же // Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 157-159; он же. То же // Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-66; он же. То же // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 191-217; Житие св. отца нашего Иоане Зедазнели, к-рый по Божиему велению и под предводительством Св. Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми [1-я метафрастическая ред.] // Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-68; То же // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 190-217; То же [2-я метафрастическая ред.] // Сабинин. Рай. 1882. С. 193-208; То же // Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 99-127; То же // Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 3-68; То же // ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 83-107; Житие прп. Иоанна Зедазнели [cинаксарная ред.] // ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 387-392.
Лит.: Какабадзе С. Архетипы «Жития сирийских отцов» // Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 1. Прил. С. 1-18; Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. IX-XVIII; Kекелидзе К. С., прот. Вопросы о прибытии сирийских подвижников в Картли // Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 19-50; он же. Католикос Арсений II // Он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 157-163; он же. Житие прп. Иоанна Зедазнели // Там же. С. 534-536; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 209-214; Габидзашвили Э. Взаимосвязь архетипов житий сирийских подвижников // Мацне: Сер. языка и лит-ры / АН Грузии. Тбилиси, 1982. № 4. С. 62-67 (на груз. яз.); он же. Словарь ГПЦ. 2007. С. 427; www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31342 [Электр. ресурс].
Э. Габидзашвили, Н. Т.-М.
Гимнография
Мон. Макрина подвизалась в Алавердском мон-ре, где занимала должность энкратиссы (от греч. ἐγκρατής - воздерживающийся). Помимо синаксарной версии Жития она создала также посвященные И. А. 2 гимнографических канона и ряд гимнов малой формы. Песнопения сохранились в агиографическом и гимнографическом сборнике (НЦРГ. H 1672, 1740 г.) и в Минеях (под 15 сент.) (НЦРГ. S 1464, 1759 г.). Нек-рое время их приписывали груз. гимнографу католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788). Впервые они были опубликованы в «Праздничном сборнике» католикоса-патриарха Антония I, выдержавшем 3 издания (М., 1805, 1865; Цеси, 1811). В 1936 г. произведения мон. Макрины вошли в сб. Л. Асатиани «Древнегрузинские поэтессы», в 1946 г.- в «Хрестоматию» С. Кубанеишвили. Академический текст впервые был опубликован в монографических работах акад. прот. К. Кекелидзе (по рукописи Антония I) (Кекелидзе. 1974. Т. 13. С. 26-55) и М. Кавтария (по ркп. H 1672) (Кавтария. 1977. С. 225-242).
Мон. Макрина продолжила творческие традиции гареджийской лит. школы (см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь). Кавтария обратил внимание на особый патриотический настрой, с к-рым написаны ее гимны, что ученый объяснил периодом политических трудностей в грузинской истории, когда «национальное настроение является главным стимулятором духовной литературы, церковной письменности» (Там же. 1977. С. 219).
Один из гимнографических канонов имеет акростих «Макрину, восхваляющую тебя, помилуй, святой». Каждая песнь в обоих канонах состоит из 4 тропарей, 4-й посвящен Пресв. Богородице.
Мон. Макрина сравнивает сир. отцов, к-рые пришли в Грузию, чтобы «вспахивать обращенные в луг» сердца верующих, засевая их семенами служения Господу, с 12 апостолами. Они - «проповедники Истины», «реки мудрости», «перекладины Креста». И. А. назван «блаженным святым отцом», к-рый, следуя словам Евангелия, пришел в «северную страну» (Грузию) и вместе с 12 соратниками обратил ее в новую - христианскую. Гимнограф отмечает, что сначала Грузию освятила св. Нина, а 12 монахов, «убегавших от беспокойства, ссоры, смут, возмущений» и «искавших спокойствия, утешения и уединения», послужили Господу в деле просвещения народа вслед за ней и обрели покой уже в Царствии Небесном. Мон. Макрина сравнивает И. А. со «столпом и утверждением истины», «скрижалью Нового Завета», называет его «украшением Кахети» и «просветителем Алаверди». Бог «украсил» И. А., «облачил ризой, подобной ризе Господней», «представил светилом небесным». Автор описывает тяготы и трудности, к-рые И. А. претерпел и преодолел, пока не «добрался до Господа»: трудом и лечением больных «проложил дорогу мирной жизни», держа в руках крест, мужественно переносил каждое испытание и стал ходатаем за людей. Мон. Макрина сравнивает И. А. с прав. Моисеем и прп. Антонием Великим. Преподобный с юности соблюдал 10 синайских заповедей и 9 заповедей блаженств, стал отшельником и «отсек в себе все земные страсти, поселился в тесной и темной келье, где приобрел духовное совершенство». Гимнограф называет Алаверди «обителью богословского учения» и «созвездием святых отцов». Мон. Макрина просит И. А. сделать ее достойной наследницей Царствия Небесного, духовно защитить и избавить от страданий.
Одно из посвященных И. А. песнопений, по исследованию Кавтарии, использовалось на литургии в день памяти прп. Иоанна Зедазнели, а также исполнялось в качестве тропаря ему.
Ист.: Древнегрузинские поэтессы / Сост.: Л. Асатиани. Тбилиси, 1936. С. 46-70 (на груз. яз.); Кекелидзе. Этюды. 1974. Т. 13. С. 35-54; Кавтария М. Из истории древнегрузинской поэзии. Тбилиси, 1977. С. 225-242 (на груз. яз.).
Лит.: Рухадзе Т. Из истории древнегруз. лирики. Тбилиси, 1954. С. 150 (на груз. яз.); Кекелидзе. Этюды. 1957. Т. 4. С. 232-236, 241-251; 1974. Т. 13. С. 26-35; он же. Монахиня Макрина // Он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 343-346; Кавтария М. Из истории древнегруз. поэзии XVII-XVIII вв. Тбилиси, 1977. С. 202-225 (на груз. яз.).
Н. Сулава
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.