- ИОНА И ВАРАХИСИЙ
[сир. , ] († ок. 327), мученики Персидские (пам. 28 марта; пам. визант. 29 марта). Вместе с др. христианами пострадали за веру еще до начала эпохи великих гонений в Иране при сасанидском шаханшахе Шапуре II (309-379). История их мученичества была издана с латинским переводом в «Деяниях восточных мучеников» С. Э. Ассемани (1748), только сир. текст - в сборниках жизнеописаний Халдейских и Персидских мучеников П. Беджаном (1891 и 1912). События были изложены на основании свидетельств очевидца (всадника из царской свиты) Исаии, сына Хаддабу из Арзана (Арзанены), но в VII в. текст подвергся лит. обработке. В новой редакции он сохранился до наших дней (BHO, N 531). В исследовательской лит-ре существует неск. скептическое отношение к этой версии, поскольку в тексте прослеживаются параллели с не заслуживающим доверия с исторической т. зр. повествованием об Эдесских мучениках Гурии, Самоне и Авиве (Baumstark. Geschichte. S. 55). При этом сам факт казни И. и В., а также их товарищей в Арзане не вызывает сомнений. Помимо сирийской сохранилась также греч. версия Мученичества, которая сейчас известна в 2 редакциях (BHG, N 942, 943; каждая из них представлена только одной рукописью), изданных И. Делеэ (Les versions grecques des Actes des Martyrs persans sous Sapor II / Éd., trad. H. Delehaye // PO. 1981. T. 2. Fasc. 4. P. 421-439). Редакция BHG, N 942 является более древней, и ее автором, так же как и в сир. версии, назван Исаия; вторая, анонимная версия представляет собой переработку первой. Лат. перевод изначального греч. текста был осуществлен А. Липпомано в XVI в. и приведен также в Acta Sanctorum (ActaSS. Mart. T. 3. P. 770-774).
И. и В., как и мученики из Эдессы, были родом из Сев. Месопотамии, из пограничных с Византией районов. Согласно сирийскому Мученичеству, на 18-м году правления шаханшаха Шапура, царя персов, в этих областях начались гонения на христиан. Об этом стало известно двум благочестивым братьям - И. и В. из сел. Бет-Аса, еще не затронутого преследованиями. Род занятий и социальный статус братьев в источнике не уточняются; в греч. версии сообщается только, что они были монахами. Узнав о несчастьях, постигших их единоверцев, И. и В. отправились на поиски лагеря христианских пленников. Найдя его в некоем селении, братья попросили стражу их пропустить, и им было разрешено навестить арестованных. Среди пленников были стойкие мужи, к-рые не изменили христианству. И. и В. ободряли их и толковали им Свящ. Писание. Благодаря поддержке братьев эти люди достойно приняли мученическую смерть. Источник фиксирует факт казни и приводит список 9 казненных в порядке их гибели: «Сначала Забина, второй - Лазарь, далее - Марут (Маруф), Нарсай, Илия, Махри (Мари), Хабиб (Авив), Саба (Савва), Шамбайта». В греч. тексте имена мучеников имеют неск. иное написание, и именно в этом варианте они вошли в Синаксари и Минологии, и под такими именами святые почитаются РПЦ: Занифа (Занифан), Лазарь, Маруфа (Маруфан), Нарса (Нарсин), Илия, Мар (Марин), Авив, Сивеиф (Сивефин) и Савва.
После казни 9 мучеников И. и В. пришли к судье, чтобы выяснить причины и обстоятельства их смерти. Разгневанный судья приказал казнить И. и В., но потом переменил решение: обещая сохранить им жизнь и запугивая их, судья стал склонять братьев к вероотступничеству, но И. и В. единодушно отказались поклоняться языческим богам. Тогда братьев разделили и стали допрашивать каждого отдельно. Сначала пытались принудить И. к отречению, называя великим грешником, к-рый посмел ослушаться приказа самого шаханшаха. Но обвиняемый ответил, что никогда не предаст Иисуса и своих собратьев по вере, пострадавших за нее, и что также готов пострадать во имя Господа. Тогда И. начали избивать палками, подвергли др. истязаниям. Но мученик не просил у палачей пощады, он твердо заявил: «Я отрицаю [поклонение] солнцу, камням, звездам, огню и воде. Я поклоняюсь Отцу, Сыну и Духу Святому».
После И. стражники привели к судье В., и процедура увещеваний, запугивания и пыток повторилась. На вопрос главы магов, разделяет ли он убеждения своего брата и готов ли ради них к тяжким испытаниям, В. ответил утвердительно и пространной речью с цитатами из Евангелия обличил заблуждения язычников.
Судьбу И. и В. решили судьи Хормизд-Ардашир и Михр-Нарсе. Не добившись побоями отречения от христ. веры, они приказали казнить братьев. Сначала у И. отрезали пальцы ног и рук сустав за суставом. Потом сняли кожу с головы, усекли язык, опустили И. в чан с кипящей смолой, но произошло чудо: вся смола вылилась из чана, не повредив святому. Тогда мучители раздробили И. все кости, а тело мученика выбросили в яму и поставили охрану, чтобы христиане не могли его забрать. Подобным же образом умертвили и В.: ему после избиения влили в рот горячую смолу. Один христианин выкупил у стражи тела мучеников за 500 серебряных драхм и 3 шелковых платья и предал их земле в неизвестном месте. Этот христианин был давним товарищем И. и В.
В сирийском источнике датой кончины святых названо 29 дек., в греческом - 29 марта. Согласно обоим текстам, Занифа и его товарищи пострадали несколькими днями раньше (24 дек. или 27 марта соответственно). В К-поле память И. и В. отмечалась 31 марта вместе с памятью прп. Акакия, еп. Мелитинского, в посвященном этим святым мартирии (Janin. Églises et monastères. P. 282). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца сообщается, что мощи св. Лазаря, одного из 9 мучеников, находились в храме святых Апостолов в К-поле (см. ст. Апостолов святых церковь в Константинополе).
Относительно года мученичества И. и В. в научной лит-ре нет единого мнения. И сир., и греч. тексты называют 18-й год правления Шапура II, т. е. 327 г. При этом исследователь Р. Дюваль без ссылки на источники сообщает, что в греч. Мученичестве говорится о 31-м, а не о 18-м годе правления шаханшаха, тогда речь идет о 340 г. (Duval. Littératures. P. 120). Что касается 327 г., то эта дата вызывает сомнения, поскольку никакие другие источники не сообщают о гонениях на христиан в Иране в это время. Массовые преследования христиан начались позже, в 339/40 г., и продолжались до смерти Шапура II в 379 г. (см.: MartRom. Comment. P. 116-117).
Ист.: BHG, N 942, 943; BHO, N 531; ActaSS. Orient. P. 215-224; ActaSS. Mart. T. 3. P. 770-774; MartRom. P. 143; PG. 117. P. 375-376; Bedjan. Acta. T. 2. P. 39-51; SynCP. Col. 567-570; Delehaye H. SS. Ionae et Barachisii martyrum in Perside acta graeca // AnBoll. 1903. T. 22. Fasc. 4. P. 395-407; Hajje d-qaddiše [= Vies des Saints] / Ed. P. Bedjan. P.; Lpz., 1912. P. 260-263; Les versions greques des Actes des Martyrs persans sous Sapor II / Éd., trad. H. Delehaye // PO. T. 2. Fasc. 4. P. 421-439; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 152-154; ЖСв. Март. С. 577-578.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 88-89, 90; Т. 3. С. 121-122; Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 63, 78; Duval. Littératures. P. 120; Baumstark. Geschichte. S. 55; MartRom. Comment. P. 116-117; Sauget J.-M. Giona, Barakišo // BiblSS. Vol. 6. Col. 503-504; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 241-242; Aubert R. Jonas et son frère Barakišo // DHGE. T. 27. Col. 1468-1469.
А. И. Колесников
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.