АКСИОС

АКСИОС

ÁКСИОС [греч. ἄξιος - достоин], торжественное восклицание (см. Аккламация), произносимое до или после возложения рук на рукополагаемого (ср. с возглашением Аминь в конце молитв), часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротоний.

В вост. традиции А. возглашается после рукоположения. Древнейшее упоминание об этом встречается в сир. памятнике III-V вв. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» (I 21), где А. трижды произносится народом после хиротонии епископа. Чины хиротоний визант. Евхологиев старше XI в. возгласа А. не имеют, подтверждение хиротонии выражается через лобзание новопоставленного. В Евхологиях, отражающих богослужебную практику К-поля X-XI вв. (Paris. Coislin. gr. 213, 1027 г.- см. Стратигия Евхологий; Crypt. Gr. Gb. I, XII в.- см. Виссариона Евхологий), в чине епископской хиротонии появляется А., возглашаемый только при возложении омофора на рукоположенного. Такой же порядок указывается и в рус. архиерейском Требнике XIV в. (РНБ. Соф. № 1056), где возглашение по-слав.-  . Облачение новохиротонисанных диакона и пресвитера по этим памятникам завершается целованием и еще не сопровождается никакими возгласами. Однако уже в Евхологии XII-XIII вв. б-ки мон-ря св. Иоанна Богослова на Патмосе (Patm. Gr. 713) указано пение А. при целовании новопоставленного диакона. Начиная с XIV в. А. указывается в греч. Евхологиях и при хиротониях пресвитера и диакона: в первом случае А. возглашается во время перенесения заднего конца ораря с левого плеча рукополагаемого на правое (т. е. облачения его в епитрахиль) и во время облачения в фелонь (Hieros. Gr. 362 (607), XIV в.; Alex. Patr. gr. τλα´ 48 (208), 1407 г.; Ath. Laur. Gr. 31, 1457 г., и др.); во втором - при возложении на поставленного во диакона ораря и вручении ему рипиды. Описание Симеоном, архиеп. Фессалоникийским (ок. 1400), хиротоний диакона, пресвитера, епископа и поставления Патриарха («О храме Божием» // PG. 155. Col. 361-470; Симеон Солунский. Соч. С. 206-314) соответствует этим Евхологиям. Такой же порядок указывается в рус. архиерейских Служебниках XVI в. (напр., ГИМ. Син. 310, 680), здесь слово «А.» встречается как в переводе на церковнослав. язык, так и без перевода.

В отличие от Евхологиев к-польского происхождения неск. Евхологиев александрийского происхождения (см. Александрийское богослужение) XIV-XV вв. предписывают петь А. не только при хиротониях в священные степени, но и при поставлениях низших клириков, причем пение предваряется возглашением епископа: «        [или: иподиакон, диакон и т. д.]            » - по окончании хиротесии (Alex. Patr. Gr. ρμθ´ 104 (94), XIV в.; Ath. Dionys. Gr. 489, XV в., и др.). Возглас «    » присутствует в чинах хиротесии т. н. Евхология Алляция (Vat. Barberini. Gr. 390, 1575 г.). Ж. Гоар, ошибочно датировавший эту рукопись XIII в., поместил выдержки из нее в свой «Евхологион» (Paris, 1647). Поскольку в ходе рус. богослужебной справы сер. XVII в. «Евхологион» Гоара использовался в качестве одного из основных источников, возглас «    » попал в рус. Чиновник архиерейского священнослужения начиная с «Чиновника архиерейского служения» изд. 1677 г. Этот возглас рус. справщики поместили в чины возведения в чтеца и певца, архи- и протодиакона, протопресвитера, игумена и архимандрита; во всех этих чинах указанный возглас сопровождается пением А. (кроме чина поставления чтеца или певца).

Греч. рукописные Евхологии XVII в. и принятый в грекоязычных Церквах печатный «Большой Евхологий» (Εὐχολόγιον τὸ μέγα) указывают тот же порядок пения А. при облачении рукоположенных епископа, пресвитера, диакона, что был принят в XV в. Однако в практике греч. Церквей пением А. сопровождаются: при хиротонии диакона - вручение ему поручей, ораря и Служебника или Диаконикона (диаконского Служебника); при хиротонии пресвитера - вручение ему епитрахили, пояса, фелони и Служебника; при хиротонии епископа - облачение последнего в святительские одежды. Письменное изложение порядка пения А., близкое к указанному, можно найти уже в южнорус. архиерейском Служебнике 1665 г. (ГИМ. Син. № 271), принадлежавшем свт. Димитрию Ростовскому. В Чиновнике, изданном Московской Патриархией (1982-1983. Т. 1-2), указан такой же порядок с тем отличием, что новопоставленному диакону вручается не Служебник, а рипида.

Рукополагающий архиерей возглашает: «Аксиос!» - вручая рукополагаемому очередной предмет облачения, затем возглас повторяют трижды священнослужители в алтаре, трижды правый хор, трижды левый хор (если есть). Напев А.- простой и торжественный.

Кроме рукоположений А. поется при интронизации Патриархов, при вручении церковных наград священнослужителям.

Согласно толкованию блж. Симеона Солунского, смысл возглашения А. заключается в следующем: «Аксиос трижды громогласно поется и внутри, и вне алтаря, в знак того, что все веруют в благодать [быть образом Христа], подтверждают вместе с горними чинами и весьма радуются ей», «возглашается аксиос, так как он [ставленник] сделался достойным пред Богом, познан ангелами и человеками и должен вести себя достойно сего дела [священнослужения]; и поэтому сие слово: «аксиос» он принимает как бы молитву [да будет достоин]», «[архиерей] возглашает аксиос, так как Распятый соделал его [ставленника] достойным; это торжественно поется по три раза внутри и вне [алтаря], так как все согласны с этим, и веселятся, и подтверждают действие благодати» («О храме Божием» № 208, 210, 236 // PG. 155. Col. 421, 424, 453; Симеон Солунский. Соч. С. 269-271, 298). В визант. традиции, т. о., возглашение «А.» служит не выражением одобрения при избрании ставленника, а заключает в себе подтверждение принятия им священного сана и молитву о сохранении им достоинства этого сана (ср. молитвы о крещаемом при Крещении - Требник. Ч. 1-2. С. 54, 58-61). Это то достоинство, о к-ром говорится в молитвах рукоположения: напр., в Апостольских Постановлениях: «Дай ему… явиться достойным» (о чтеце - VIII 23), «Удостой его» (о диаконе - VIII 18); в «Завещании Господа»: «Да… достойно станет» (о диаконе - I 38); в Серапиона Евхологии: «Сотвори его… достойным наследия апостолов» (о епископе - I 14); в молитвах визант. Евхология: «Удостой его» (о диаконе), «Да будет достойно предстоять… жертвеннику Твоему!» (о пресвитере).

В зап. традиции возглас «А.» (лат. Dignus est) произносится до рукоположения. В этом случае он возглашается не епископом, а народом и свидетельствует о том, что ставленник достоин рукоположения. Это остаток имевшего место ранее участия народа в избрании клириков; в визант. обряде возгласу «Dignus est» соответствует возглашение протодиакона «Повелите!» (Κελεύσατε) перед началом хиротонии. Евсевий Кесарийский свидетельствует о возглашении А. при избрании Фабиана папой Римским (Евсевий. Церк. ист. VI 29). Сократ Схоластик пишет о возгласе А. при избрании епископами свт. Амвросия Медиоланского (Церк. ист. IV 30) и новацианина Маркиана (Там же. VII 46). Блж. Августин Иппонский упоминает о возглашении «Dignum est, justum est» при избрании пресв. Ираклия его преемником (Augustini. Epistola 213).

В амвросианском обряде на вопрос о достоинстве кандидата в епископы клир отвечает: «Dignus est, justus est»; франк. Миссал (Missale Francorum) предписывает народу возглашать при избрании епископа: «Dignus est». В рим. обряде последования рукоположений диаконов и пресвитеров включают в себя диалог архидиакона и епископа, во время к-рого архидиакон свидетельствует о достоинстве ставленников. Возможно, здесь обнаруживается родство рим. и александрийских литургических традиций, где возглас «А.» употреблялся гораздо шире, чем в к-польских.

В церковной истории известны случаи употребления возгласа «Анаксиос» (ἀνάξιος - недостоин). При поставлении Димофила Патриархом К-поля «весь находившийся при этом народ вместо аксиос закричал анаксиос» (370) (Philostorgius. HЕ. IX 10). Указанный возглас не раз использовался при процедурах снятия сана со священнослужителей (см. Извержение из сана), напр. при совлечении священных одежд с Патриарха К-польского Игнатия (Nicetas Paphlagonis. Vita Ignatii). Многократные возглашения «Анаксиос» содержатся в «Чине извержения из сана», печатавшемся в униатских архиерейских служебниках (Понтификал, си есть Служебник святительской. Супрасль, 1716. Л. 40об.- 41об.).

Изд. Евхологиев: Goar. Euchologion. P. 197, 209, 217, 232, 235, 238, 243, 251 [хиротонии в к-польских и александрийских Евхологиях]; Lodi. Enchiridion. P. 345-437 [хиротонии по Апостольским Постановлениям], 511-514 [хиротонии по Testamentum...], 985-987 [хиротонии в амвросианском обряде], 1069-1074 [хиротонии в галликанском обряде], 1214-1216 [хиротонии в испано-мозарабском обряде], 630-634, 708-712, 1563-1575, 1665-1666, 1669-1680 [хиротонии в Миссалах рим. обряда], 1348-1370 [хиротонии в визант. обряде, в богослужении коптской, ассирийской, яковитской, маронитской Церквей]; Johnson. Sarapion; Апостольские Постановления. Каз., 1864; Testamentum D. N. J. C. / Еd. I. E. Rahmani. Mainz, 1899; Arranz. Eucologio; Дмитриевский. Описание. Т. 2; Τρεμπέλας Π. Ν. Μικρὸν Εὐχολόγιον. ̓Αθῆναι, 1998р. Τ. 1. Σ. 194-258; Εὐχολόγιον τὸ μέγα; Чиновник.

Ист.: Сократ. Церк. ист. 7; Augustini Hipponensis Epistola 213 // PL. 33. Col. 968-969; Симеон Солунский. О храме Божием // PG. 155. Сol. 208, 210, 389, 421, 424 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 236, 269-271, 276, 298); Philostorgius. Historia ecclesiastica // PG. 65. Col. 576; Nicetae Paphlagonis Vita Ignatii // PG. 105. Col. 520.

Лит.: Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в. СПб., 1881. С. 158-160; Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904; Неселовский А. З. Чины хиротоний и хиротесий: Опыт ист.-археол. исслед. Каменец-Подольск, 1906; Арранц М. Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств. Л., 1978.

М. С. Желтов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "АКСИОС" в других словарях:

  • АКСИОС — (греч. axios достоин). Восклицание, которым сопровождается рукоположение во все иерархические степени, начиная с диакона. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКСИОС греч. axios. Собственно значит… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • аксиос — нареч, кол во синонимов: 1 • достоин (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Аксиос — (греч. ἄξιος  «достоин»)  возглашение при хиротонии (рукоположении) во диакона, иерея, епископа. Самым ранним упоминанием о возгласе «аксиос» является сирийский памятник III V вв. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа»  в… …   Википедия

  • аксиос — достоин Ср. Достоин! государыня, достоин сего, достоин! Аксиос, заметил диакон. Лесков. Старые годы в селе Плодомасове. 3, 6. Ср. Άξιος достоин. Возглашается в церкви при посвящении во все иерархические степени …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Аксиос — Возглас, произносимый архиереем, совершающим рукоположение новопоставленного дьякона, священника или епископа. Произносится при облачении поставляемого в каждую новую богослужебную одежду и затем троекратно повторяется хором. В древности пением… …   Религиозные термины

  • Аксиос — (в переводе с греческого означает «достойный»)    возглас, который произносит архиерей во время хиротонии, то есть рукоположения нового дьякона, иерея или епископа. Слово «аксиос» предстоятель произносит, когда на ставленника надевают новые… …   Православная энциклопедия

  • аксиос — достоин – слово, которое поется при посвящении в сан священника; из греч. ἄξιος …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Аксиос — Аксіосъ, достоинъ. Ср. Достоинъ! государыня, достоинъ сего, достоинъ! Аксіосъ, замѣтилъ діаконъ. Лѣсковъ. Старые годы въ селѣ Плодомасовѣ. 3, 6. Ср. Ἄξιος достоинъ. Поясн. Возглашается въ церкви при посвященіи во всѣ іерархическія степени …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • АКСИОС —    • Axios,           Άξιος или Άξιός, н. Вардар, главная река Македонии, берет начало на Скарде, протекает через всю Македонию в юго восточном направлении и, приняв несколько притоков (Эригон с правой стороны), впадает в фермайский залив между… …   Реальный словарь классических древностей

  • аксиос — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  греч. ἄξιος достойный …   Словарь церковнославянского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»