АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ


АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ

, каменный, вкладной, поклонный, четырехконечный, с расширяющимися концами (168,4´ 124,25); был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием (отсюда название) в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде, справа от Магдебургских врат. В наст. время находится в Софийском соборе. Нижняя часть А. к. утрачена во время Великой Отечественной войны (1941-1945) и восстановлена в гипсе в 50-60-х гг. XX в.

Форма А. к. традиционна для новгородских крестов XIV в. Ветви украшены рельефами с изображением евангельских сцен: вверху - Благовещение, слева - Рождество Христово, справа - Сошествие во ад, внизу - Вознесение. По внешнему борту высечена надпись с именем заказчика и молитвой: «[В лето...] писан бысть крестъ сеи в Новегороде, в Щаголе, повелением боголюбиваго пресвященого архиепископа Олексия и поставлен на поклонение правовернымъ хрестеяном. архиепископ Олексию даи Богъ многа лета, и здравие, и спасение и детем его, всему миру» (надпись приведена по версии Т. В. Николаевой, предлагавшей толкование слова «Щагола» как видоизмененное название Чогловой улки в Новгороде). О назначении и времени исполнения креста единого мнения нет. Первое упоминание о нем находится в описи Софийского собора 1858 г., составленной прот. Петром Соловьёвым. Архим. Макарий (Миролюбов) связывал создание А. к. с междоусобной бранью в Новгороде в 1359 г.; В. В. Стасов относил время его создания к периоду пребывания на кафедре архиеп. Алексия (12 июля 1360 - апр. 1388); Б. А. Рыбаков связывал создание А. к. с событиями 1376 г. (выступлениями стригольников, уходом владыки с кафедры, последующим его возвращением и поездкой к великому князю и митрополиту в Москву). Эпиграфические, стилистические и иконографические наблюдения позволили Т. В. Николаевой датировать А. к. временем после 1380 г. и считать его памятником, водруженным в честь Куликовской битвы.

Лит.: Описание новгородского Софийского собора, составленное протоиереем Петром Соловьёвым с четырьми рисунками акад. Ф. Солнцева и летописным указателем П. Савваитова. СПб., 1858. С. 64, 65; Макарий [Миролюбов], архим. Археологическое описание церковных древностей Новгорода и его окрестностей. М., 1860. Ч. 1. С. 52-53; Стасов В. В. Каменный крест Новгородского Софийского собора // Изв. РАО. СПб., 1861. Т. 3. Вып. 5. Стб. 423-427. Табл. 3; Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка. СПб., 1882. С. 216-217; Спицын А. А. Заметка о каменных крестах, преимуществено Новгородских // ЗОРСА. СПб., 1903. Т. 5. Вып. 1; Шляпкин И. А. Древние русские кресты. СПб., 1906. 1: Кресты новгородские до XV века, неподвижные и не церковной службы; Орлов А. С. Библиография русских надписей XI-XV вв. М.; Л., 1952. № 129; Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI-XIV вв. М., 1964; Николаева Т. В. Победный крест XIV в. // ДРИ. М., 1984. [Вып.:] XIV-XV вв. С. 86-93; Гордиенко Э. А. Комментарий к описи вотчинам новгородского архиерея и церковной утвари 1763 г. // Новгородский ист. сб. СПб., 1995. Вып. 5 (15). С. 267.

Э. А. Гордиенко


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ" в других словарях:

  • ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — (cтавропигиальный МП РПЦ), находится в Москве, во 2 м Зачатьевском пер., д. 2, близ ул. Остоженка. Основан, вероятно, в 80 х гг. XVI в. на участке древнейшей жен. обители столицы московского во имя прп. Алексия, человека Божия, мон ря. Древнейшая …   Православная энциклопедия

  • ВЛАДИМИРСКАЯ И СУЗДАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, учреждена в 1214/15 г. с центром в Суздале (Суздальская и Владимирская епархия). В 1273 г. кафедральным городом стал Владимир, епархия называлась Владимирской, Суздальской и Нижегородской. Упразднена в 1299 г. в связи с вхождением в состав… …   Православная энциклопедия

  • Свято-Алексиевская пустынь — Монастырь Свято Алексиевская пустынь …   Википедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… …   Православная энциклопедия

  • Храмы Владимира — Содержание 1 Владимир 2 Другие религиозные организации 3 …   Википедия

  • ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА — [Церковнослав. ; греч. ῾Η ἁγία καὶ μεγάλη Παρασκευὴ; лат. Feria VI in Parasceve], пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.… …   Православная энциклопедия

  • АПОСТОЛЫ — [от греч. ἀπόστολος посланник, вестник], ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви. История термина В античной лит ре слово ἀπόστολος употреблялось для обозначения морской… …   Православная энциклопедия

  • ВАРВАРА — [греч. Βαρβάρα] († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.). Житие Род. в семье знатного и богатого язычника топарха Диоскора. Желая скрыть единственную дочь от взглядов мужчин, он велел построить в своем имении высокую башню, где и… …   Православная энциклопедия

  • ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — (ставропигиальный МП РПЦ), находится на юго востоке Москвы. Основан св. блгв. кн. московским Даниилом Александровичем. История основания монастыря Панорама Данилова мон ря. Фотография. 2006 г. Панорама Данилова мон ря. Фотография. 2006 г. Точная… …   Православная энциклопедия

  • ЕКСАПОСТИЛАРИЙ — [эксапостиларий; греч. ἐξαποστειλάριον; церковнослав. ], песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9 й песни канона и малой ектении. По месту в чине службы с Е. совпадает светилен; нередко термины «Е.» и «светилен»… …   Православная энциклопедия