- АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович)
(Гусев Александр Капитонович;14.08.1929, Н. Новгород–31.12.2003, Москва), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии, первый старообрядческий митрополит в России со времени образования данного согласия (1846). Род. в семье коренных старообрядцев К. И. и А. И. Гусевых, вскоре после его рождения переехавших в г. Лысково Нижегородской обл. В 1936 г. в Лыскове закрыли старообрядческий приход, священник был арестован и скончался в заключении, его супруга нашла приют в семье Гусевых. По благословению старообрядческого свящ. Стефана Хапугина Гусевы устроили у себя домовую церковь для тайных богослужений; в 1942-1945 гг. К. И. Гусев находился на трудовом фронте, а его супруга и дети несли на себе заботы по содержанию церкви. С 16 лет Александр работал бакенщиком на Волге, пожарным. После 4-летней воинской службы в Кронштадте вернулся в Лысково.
В 1946 г. А. Гусев был поставлен в чтецы, 3 года служил уставщиком в старообрядческом храме с. Дурасова Костромской обл., с 1966 г. уставщик старообрядческого Успенского храма в Горьком. В 1967 г. старообрядческим Московским архиеп. Иосифом (Моржаковым) рукоположен во диакона к Успенскому храму с одновременным принесением обета безбрачия; до рукоположения исполнял иноческое молитвенное правило по благословению настоятеля Успенского храма свящ. Петра Селина. В 1969 г. на Соборе старообрядческой Церкви выдвинут кандидатом во епископы.
Алимпий (Гусев), митр. Московский старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии
Алимпий (Гусев), митр. Московский старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархииВ 1985 г. в с. Ст. Добруджа (Молдавия), где тогда находился глава старообрядческой Церкви Московский архиеп. Никодим (Латышев), еп. Анастасий (Кононов) по благословению архиеп. Никодима рукоположил диак. Александра во священника, а вскоре в гомельском храме прор. Илии постриг в монашество с именем А. 5 янв. 1986 г. в старообрядческом кафедральном храме г. Клинцы Брянской обл. А. был хиротонисан во епископа на Клинцовско-Новозыбковскую кафедру. Хиротонию возглавил еп. Анастасий (Кононов). 11 февр. 1986 г. в Ст. Добрудже скончался архиеп. Никодим, 9 апр.- местоблюститель еп. Анастасий. 13 апр. на освященном Соборе духовенства, прибывшего на похороны еп. Анастасия, А. был избран местоблюстителем Московского архиепископа, летом того же года на Соборе старообрядческой Церкви в Москве - архиепископом Московским и всея Руси. Поставление совершилось 6 июля 1986 г. еп. Киевским, Винницким и Одесским Евтихием, еп. Кишинёвским Тимоном (Домашовым) и прибывшим из Румынии старообрядческим еп. Киприаном.
Новый архиепископ начал регулярно посещать старообрядческие приходы, расположенные на пространстве от Молдавии до Сибири и от С.-Петербурга до Кавказа, зачастую в удаленных и труднодоступных местах. В нек-рых старообрядческих приходах до приезда А. не видели архиерея по полвека, а в иных - вообще никогда. В год Тысячелетия Крещения Руси (1988) на освященном Соборе старообрядческой Церкви было принято решение о создании митрополии. Разрешение на ее учреждение было исходатайствовано у гос. власти еп. Анастасием еще в 1980 г., однако тогда Совет по делам религий при Совете Министров СССР не допустил создания митрополии. 24 июля 1988 г. А. был возведен в сан митрополита Собором старообрядческой Церкви.
За годы возглавления старообрядческой Церкви А. совершил 6 епископских хиротоний (принял участие в двух архиерейских хиротониях в Румынии), а также десятки священнических и диаконских хиротоний, благодаря чему бо́льшая часть старообрядческих приходов приобрела постоянных священников. При А. были возрождены старые и созданы новые епархии: Ярославско-Костромская, Сибирская, Дальневосточная, Казанско-Вятская. Впервые после 1917 г. была возобновлена связь со старообрядческой поместной Церковью Румынии. Особое значение имеет Великий освященный Собор, проходивший в с. Белая Криница (Украина) в нояб. 1996 г., в к-ром приняли участие духовенство и миряне Московской и Румынской старообрядческих митрополий. На Соборе состоялась канонизация митр. Амвросия (Паппа-Георгополи), основателя Белокриницкой иерархии.
Стараниями А. начало активно развиваться старообрядческое книгоиздательство. С 1990 г. издаются: церковный календарь, ж. «Церковь», сб. «Духовные ответы», епархиальные и приходские газеты, богослужебная лит-ра. Вышли в свет: энциклопедический словарь «Старообрядчество», неск. научых трудов по истории старообрядчества, ряд сочинений апологетов старообрядческой Церкви и т. д. А. регулярно выступ на страницах периодической печати (отечественной и зарубежной), принимал участие во встречах глав конфессий; осуществлял прием адм. лиц, политических деятелей и дипломатов, знакомя их с жизнью и особенностями старообрядческой Церкви, ее вероучением и культурным наследием. А. освящал возрожденные и построенные храмы.
Лит.: Старообрядческий церковный календарь [Белокриницкого согласия]. М., 1987-2000; Духовные ответы. 1996-2000 [биогр. справки]. Вып. 6-13 [хроника]; Вургафт, Ушаков. Старообрядчество. С. 16.
Н. Г. Денисов, Д. Н. Канаев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.