АЛТАРЬ

АЛТАРЬ

[лат. altar (altare, altaria) от alta ara - возвышенный жертвенник, церковнослав.  , греч. βῆμα - возвышение], обобщающий термин для обозначения священного места принесения жертвы. В лат., церковнослав. и рус. переводах Свящ. Писания словом «А.» обозначается жертвенник: «      » (Пс 50. 21b), «         » (Пс 83. 4b). В лат. христ. текстах слово «А.» употребляется для обозначения евхаристического жертвенника - престола, в этом же значении оно вошло и в зап. языки. В слав. текстах слово «А.» в значении «престол» встречается редко (напр., церковнослав. текст 94-го прав. Карф. Собора (Книга правил. С. 221)). Обычно термин «А.» обозначает не сам престол, а ту часть храма, к-рая также называется алтарным пространством и где расположен престол.

Алтарное пространство [греч. βῆμα, θυσιαστήριον, церковнослав.  , рус. также алтарь], часть храма, в к-рой находится престол.

По традиции А. помещается в вост. части храма (см. Ориентация храмов), на возвышении, куда из нефа ведут одна или неск. ступеней. От нефа его отделяет также дополнительная преграда (см. Алтарная преграда, Иконостас) и (или) предалтарное пространство (см. Вима, Солея). В древнейших храмах пространство А. могло помещаться непосредственно в нефе, даже в его середине (особенно в церквах центрического плана). С III в. А. стали ограждать низким барьером и перенесли ближе к вост. апсиде, с к-рой оно впосл. образовало единое целое. В пространстве А. кроме престола (часто с киворием) имеется одно- или многоступенчатая скамья вдоль дуги апсиды (синтрон) с епископским седалищем посередине (см. Горнее место).

В Византии и на Руси А. связывают с нефом центральные врата алтарной преграды или иконостаса (см. Царские врата) и малые врата (см. Двери), ведущие из жертвенника и диаконника (в ранневизант. традиции А. был связан узким огражденным проходом (по оси храма) с амвоном, стоявшим в нефе, часто в его центре). Апсида А. имеет окна, обычно от 1 до 3, иногда больше.

С севера и юга к А. обычно примыкают помещения, предназначенные для совершения проскомидии (жертвенник) и хранения приношений (диаконник), развившиеся из древних пастофориев. Они связаны с А. проемами в боковых стенках апсиды (в визант. и западноевроп. памятниках часто имеют и внешние входы, в т. ч. с запада). В правосл. традиции их также включают в понятие «А». Снаружи у них может не быть апсидных закруглений, но изнутри они, как и алтарная апсида, полукруглые в плане, со сводчатым завершением (конхой). В стенах диаконника, жертвенника и алтарной апсиды устраиваются стол для совершения проскомидии (в РПЦ его принято называть жертвенником), стенные шкафчики-«печуры», умывальник, ниши для хранения углей и ссыпания пепла, полки для хранения богослужебных книг, часто - приспособления для хранения литургических облачений и проч. Боковые апсиды А. (к-рых в многонефных храмах может быть более 2) часто используются для размещения дополнительных престолов (особенно в юж. апсиде) и т. о. становятся приделами.

В визант. и западноевроп. традициях под алтарным пространством могла помещаться крипта, для РПЦ нехарактерная. на Западе оно иногда окружалось амбулаторием. Если храм имел более одного этажа, на Руси под ним устраивали подклет, к-рый занимал и пространство под А.

Стены и конхи А. обычно имеют мозаичную, фресковую или иную роспись, содержание к-рой определено особой сакральной значимостью этой части храма (см. Храмовая декорация).

Каноническое право правосл. Церкви разрешает входить в А. только рукоположенным священно- и церковнослужителям (Лаодик. 19) и правосл. царям (VI Всел. 69), на практике исключение делается для пономарей и алтарников, что может быть оправдано на основе 14-го прав. VII Всел. Собора. Правом причащаться в А. обладают только диаконы, пресвитеры и епископы, а также лица царского достоинства. Женщинам входить в А. запрещается (Лаодик. 14), однако в жен. мон-рях немолодым монахиням позволяется входить в А. и исполнять обязанности пономаря (Ник. Исп. 15).

В символических литургических толкованиях (см. Символизм литургический) А. п.- это горний мир, а также место, откуда Христос шествовал на проповедь, место Его Страстей, распятия, Воскресения и вознесения; А. п. уподобляется Святому Святых ветхозаветного храма (Симеон Солунский. Соч. С. 183-198; Вениамин. Новая Скрижаль. С. 5-25; Дебольский Г., прот. Православная Церковь в ее Таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994р. С. 451-456).

Л. А. Беляев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "АЛТАРЬ" в других словарях:

  • АЛТАРЬ — (лат. altare, от altus высокий). 1) жертвенник у древних. 2) в христианских храмах та часть, в которой находится престол. 3) вообще в значении святыни, напр., алтарь отечества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АЛТАРЬ — АЛТАРЬ, алтаря, муж. (лат. altare). 1. Жертвенник. «Потух огонь на алтаре.» Пушкин. 2. Главная часть церкви. || перен. Церковь, религия (книжн. поэт. устар.). «Он сердцем почитать привык алтарь.» Пушкин. ❖ Возложить или принести на алтарь чего… …   Толковый словарь Ушакова

  • Алтарь —         (лат. altaria, от altus высокий), жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В… …   Художественная энциклопедия

  • алтарь — служитель алтаря.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. алтарь жертвенник, святилище Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • Алтарь — (лат. alta ага зн. высокий жертвенник) называетсяжертвенное место, или жертвенный очаг. Первоначально А. были из землиили дерна, впоследствии, когда начали воздвигать храмы, их делали болееискусно из камня, или металлов. Они стояли на восточной… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • АЛТАРЬ — муж. олтарь, жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по вере своей, приносили Богу жертву. | В хр. церкви возвышение с приступками в глубине церкви; | в православной: восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и… …   Толковый словарь Даля

  • Алтарь —         И отправился Уттанка в Хастинапуру, чтобы встретиться с царем Джанамеджаей, только что возвратившимся из Такшакашилы с великой победой Увидев владыку, окруженного советниками, юный брахман поздравил его с победой, а затем сказал         … …   Энциклопедия мифологии

  • АЛТАРЬ — (латинское altaria, от altus высокий), жертвенник; первоначально для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме отдельные сооружения; в христианских храмах столы ( престолы ) для совершения таинств, в католических декоративные… …   Современная энциклопедия

  • АЛТАРЬ — (лат. altaria от altus высокий), жертвенник; первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Др. Греции и Риме отдельные сооружения; в христианских храмах столы ( престолы ) для совершения таинства, в католических декоративные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Алтарь — см. Жертвенник …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • АЛТАРЬ — АЛТАРЬ, я, муж. 1. Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделённая от общего помещения иконостасом). 2. В старину: то же, что жертвенник. Принести свою жизнь на а. отечества (перен.: пожертвовать своей жизнью во… …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»