- ДЭБРЭ-БИЗЭН
Мон-рь Дэбрэ-Бизэн
Мон-рь Дэбрэ-Бизэн [Дэбрэ-Бизан; эфиоп. - мон-рь Византии; местное название: - Энда-Абуна-Филиппос (обитель отца нашего Филиппа)], эфиоп. мон-рь. Расположен в совр. Эритрее, близ дер. Нэфасит, в 25 км от столичного г. Асмэра. Происхождение названия мон-ря остается неясным; cкорее всего топоним Бизэн существовал до основания обители и относился к расположенному по соседству горному массиву. Местное наименование указывает на основателя мон-ря св. Филиппа (пам. эфиоп. 29 июля), бывшего учеником и последователем св. Евстафия (пам. эфиоп. 15 сент.), поборника монастырского нестяжания и почитания субботнего дня наравне с воскресным. Д.-Б. был основан в 1374 г. и стал одним из центров евстафиан. На рубеже XIV и XV вв. он подвергался гонениям со стороны как царского, так и митрополичьего престолов. В 1400 г. эфиоп. царь Давид II сослал основателя Д.-Б. в обитель Дэбрэ-Хайк-Эстифанос, под начало его идейного противника аккабе-саата Царака Берхана. В 1404 г. под влиянием аввы Георгия из Саглы, бывшего сторонником почитания субботы, царь освободил Филиппа, возвратил его в родную обитель и даровал его последователям свободу субботствования. С этого времени Д.-Б., оказавшийся на границе христ. царства и мусульм. султанатов (сначала Йифата, потом Адаля), к-рые контролировали торговый путь к побережью Красного м. и с к-рыми христ. цари вели постоянную борьбу, превратился в наиболее крупный мон-рь в Сев. Эфиопии. Он пользовался благоволением и поддержкой эфиоп. царей: Давида II, Исаака (1413-1430) и особенно Зара Якоба (1434-1468), при к-ром субботствование в Эфиопской Церкви было введено повсеместно (Cобор в Дэбрэ-Метмаке, 1450).К кон. XVIII в. мон-рь пришел в упадок и был покинут монахами. С сер. XIX в. обитель начала возрождаться и отстраиваться. Когда в 80-90-х гг. XIX в. итальянцы, захватившие Сев. Эфиопию, устроили там колонию Эритрея, Д.-Б. оказался ее самым крупным духовным центром. Это положение он сохранил и после достижения Эритреей независимости (1993) и образования Эритрейской Церкви: в числе епископов, рукоположенных для Эритреи в 1994 г. копт. Александрийским Патриархом Шенудой III, был настоятель Д.-Б. В мон-ре похоронен первый Патриарх Эритрейской Церкви Филиппос (1998-2002).
В наст. время в Д.-Б. проживает ок. 120 монахов. На территории монастыря находятся 3 церкви (главная была построена в годы правления царя Феодора II (1855-1868)), множество келлий, а также монастырская б-ка, самая большая в Эритрее по числу рукописей (572). Недалеко от обители находится скала, именуемая «Прощай, мать», с к-рой, по преданию, св. Евстафий на волшебном ковре улетел в Армению, а также гробница настоятеля св. Иоанна (XV-XVI вв.; пам. эфиоп. 7 окт.). Существам жен. пола запрещено приближаться к мон-рю.
Лит.: Salt H. A Voyage to Abyssinia and Travels into the Interior of the Country. L., 1814, 19672. P. 441f.; Combes E., Tamisier M. Voyage en Abyssinie, dans le Pays des Galla, de Choa et d'Ifat. P., 1843. Vol. 4. P. 192-195; Conti Rossini C. Il Gadla Filpos e il Gadla Yohannes di Dabra Bizan // MRAL. 1901. Ser. 5. Vol. 8. P. 61-170; idem. Aethiopica // RStO. 1923. N 9. P. 452-455; Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. VI, 5, 153, 175, 361; Meinardus O. F. A. Notizen über das eusthatische Kloster Debra Bizen // Annales d'Éthiopie. P., 1965. Vol. 6. P. 285-291; Schneider R. Notes sur Filipos de Dabra Bizan et ses successeurs // Ibid. 1978. P. 135-139; Чернецов С. Б. Эфиопская феод. монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 89, 90, 92, 97, 143, 197, 198, 200; он же. Эфиопская феод. монархия в XVII в. М., 1990. С. 29-30; Lusini G. Studi sul monachesimo eustatiano (sec. XIV-XV). Napoli, 1993. P. 96-110; idem. Däbrä Bizän // EncAeth. Vol. 2. P. 15-17.
С. Б. Чернецов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.