- АММОНИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
(III в.), христ. писатель. Евсевий Кесарийский (ок. 260 - ок. 340) в письме к Карпиану упоминал о том, что его «каноны», или таблицы для поиска параллельных мест в Четвероевангелии, восходят к труду А. А., составившего на основе Евангелия от Матфея синопсис 4 евангелистов - «Диатессарон», одноименный с сочинением Татиана Сирийского. Этот труд был переведен на латынь Виктором, еп. Капуанским (Ɨ 544). Евсевий также упоминал некоего А. А., к-рый, согласно Порфирию, был христианином и учителем Оригена, но затем уклонился в язычество. Евсевий с этим решительно не соглашался и настаивал на том, что А. А. «до последнего часа держался чистого и совершенного любомудрия», о чем свидетельствуют его труды, к-рые широко его прославили, напр. его кн. «О согласии Моисея с Иисусом» (Евсевий. Церк. ист. VI 19. 1, 9-10). Это сочинение, впрочем, как и др., связанные с именем А. А., не сохранилось. Замечание Евсевия о существовании А. А. (по Порфирию) дало основание нек-рым исследователям отождествлять упомянутого А. А. с Аммонием Саккосом (175-242). Однако речь, вероятнее всего, должна идти об Аммонии, еп. Тмуитcком (в Н. Египте), ученике и друге Оригена, к-рый также известен как критик богословских взглядов Дионисия Великого, еп. Александрийского (Ɨ 264/65), в к-рых он усматривал субординационизм.
Ист.: Harnack. Geschichte. Bd. 1. S. 406-407; Salaville S. Ammonius (6) // DHGE. T. 2. Col. 1314-1317; Eusebii Epistola ad Carpianum // Nestle-Aland. NTG. S. 73-74.
Лит.: Zahn Th. Der Exeget Ammonius // ZKG. 1920. Bd. 38. S. 1-22; Bardenhewer. Bd. 2. S. 198-202; Altaner. Patrologie. S. 517.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.