- АМФИТЕАТР
[греч. ἀμφιθέατρον], рим. сооружение с овальной ареной, предназначенное для проведения зрелищ - боев гладиаторов, морских сражений (навмахий), травли зверей. Представления подобного рода, известные со времен Республики, были официально запрещены имп. Константином Великим (Евсевий. Жизнь Константина. IV 25), но фактически просуществовали по крайней мере до нач. V в. Первый каменный А. в Риме был построен в 29 г. до Р. Х., однако в др. городах Италии подобные сооружения существовали и раньше (в Помпеях ок. 70 до Р. Х.). В имп. эпоху в связи с распространением такого вида казни, как отдание на растерзание зверям (лат. damnatio ad bestias), А. стал местом исполнения приговоров, вынесенных за уголовные преступления лицам, как правило, низкого социального статуса; более знатным людям за аналогичные преступления полагалась казнь через усечение мечом. Казнью через растерзание зверями наказывалось, в частности, преступление против гос-ва (crimen laesae maiestatis - оскорбление величества рим. народа), в к-ром обычно обвинялись христиане за отказ совершать офиц. религ. обряды (см. Гонения на Церковь). Так А. стал одним из мест, где наиболее часто предавались казни христ. мученики. Беззащитных жертв отдавали зверям на растерзание, иногда привязывая к столбам, пытали и избивали. Уже в первое известное гонение на христиан при имп. Нероне (64) часть арестованных была брошена на растерзание псам (Тацит. Анналы. XV 44), но в данном случае неясно, состоялась ли эта казнь в А. или в к.-л. др. месте. В гонение имп. Траяна мученическую кончину в рим. А. принял сщмч. Игнатий Богоносец (107). Наиболее известны христ. мученики, прославившиеся подвигами в А. Лиона (Лугдунские мученики, пам. 25 июля), Карфагена (Перпетуя, Сатир и др., пам. 1 февр.), Эмесы Финикийской (Сильван и др., пам. 29 янв.). В агиографических сочинениях описаниям страстей христиан в А. часто сопутствуют рассказы о чудесах, происходивших с мучениками: многих из них не трогали дикие звери (мц. Бландина Карфагенская, мч. Сильван Эмесский, мц. Татиана, вмч. Пантелеимон и др.). Сщмч. Игнатий Богоносец, желая пострадать за Христа, молил Бога не препятствовать зверям разорвать его.
В ср. века А. как места, имеющие отношение к культу мучеников, упоминались в итинерариях паломников. Возникшая тогда идея об искуплении и очищении кровью мучеников мест, оскверненных языческими обрядами, нашла отражение в надписи папы Климента X, посвященной Колизею (1675). В XVII в. существовал проект постройки внутри Колизея церкви в честь мучеников.
Лит.: Богоявленский В. Римский амфитеатр - место увеселений язычников и страданий христиан // Странник. 1873. № 10. Ч. 1. С. 3-40; L'amphithéâtre Flavien et ses environs dans les textes hagioraphiques // AnBoll. 1897. T. 16; Delehaye H. Les passions des martyres et les genres littéraires. Brux., 1921; Mommsen Th. Römisches Strafrecht. B., 1955; Stockton D. L. Christianos ad Leonem // The Ancient Historian and His Materials: Essays in Honour of C. E. Stevens. Farnborough, 1975; Forlin Patrucco M. Tra paganesimo e cristianesimo: Gladiatori, martiri e il sangue versato nell'arena // Atti della settimana: Sangue e antropologia nella letteratura cristiana. R., 1983; Rougé J. Lex gladiatoria, kaina dogmata et martyrs de Lion // Studi in onore di C. Sanfilippo: Pubblicazioni della Facoltà di Giurisprudenza dell'Università di Catania. 1983; Février P.-A. Les chrétiens dans l'arène // Spectacula I: Gladiateurs et amphithéâtres: actes du colloque tenu à Toulouse et à Lattes. P., 1990.
О. П. Смирнова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.