- АМ-ХА-АРЕЦ
[евр. , - народ земли], в Свящ. Писании в большинстве случаев обозначает население той или иной страны - Египта (Быт 42. 6), Ханаана (Числ 14. 9), Иудеи (4 Цар 15. 5, 16. 15, 23. 35 и др.). Однако в нек-рых случаях исследователи предполагают, что этим термином в определенном контексте (Быт 23. 7, 12, 13; 4 Цар 11. 14, 18, 20; 21. 24; 23. 30; 25. 19) называется к.-л. социальная группа населения. По мнению М. Зульцбергера, А. х. представлял собой некий орган управления и законодательства в период существования монархии, подобный совету старейшин, распущенному после смерти Иисуса Навина, или синедриону. Э. Вюртвайн считает, что речь идет о привилегированной группе граждан, аристократической верхушке об-ва, обладающей в стране экономической и военной силой и способной принимать политические решения. Напр., А. х. возводит на трон иудейских царей: Иоаса (4 Цар 11. 17-20), Иосию (4 Цар 21. 24) (A. H. J. Gunneweg, H. Donner). По И. П. Вейнбергу, А. х.- это «основная масса производителей материальных благ, преимущественно средние и мелкие земледельцы, владевшие наделами земли в рамках родовой собственности, являвшиеся полноправными гражданами, активно участвовавшие в политической жизни и составлявшие ядро гражданского ополчения» (С. 103). Эти исследователи, т. о., понимают под А. х. не население страны в целом, а его часть, обладающую теми или иными правами и полномочиями.
В текстах ВЗ, относящихся к послепленному периоду, прежде всего в Книгах Ездры и Неемии, А. х. обозначает то население Палестины, с к-рым пришлось столкнуться вернувшимся из изгнания израильтянам. Очевидно, это население либо вообще не соблюдало Закон Моисея, либо соблюдало его не так, как те, кто вернулся из вавилонского плена (см. Самаряне). Напр., членам формирующейся иудейской гражданско-храмовой общины запрещалось вступать в брак с представителями А. х. Наметившееся уже в послепленных текстах ВЗ определенно негативное значение словосочетание «А. х.» приобретает в постбиблейской раввинистической лит-ре. Первоначально этим выражением фарисеи обозначали всех тех, кто не принадлежал к их сообществу и от контактов с к-рыми они воздерживались по причине соблюдения ритуальной чистоты: «Одежда ам ха-арец оскверняет фарисеев» (Хагига 2. 7). В дальнейшем противопоставление «фарисеи - А. х.» смещается в неск. иную плоскость: фарисеи, к-рые сами себя именовали «хахамим», т. е. мудрецами, знатоками Торы, начинают сближать выражение «А. х.» со словом «бур» (евр. ) - невежда, неуч, человек, не изучавший Писания. Ср. утверждение рабби Гиллеля: «Невежда («бур») не боится греха, и народ земли (А. х.) неблагочестив» (Авот 2. 5). Причем ученость ставилась выше происхождения: «Незаконнорожденный ученый имеет превосходство перед первосвященником ам ха-арец» (Хорайот 13а). Наконец, выражение «А. х.» приобретает характер уничижительно-презрительной клички. «Народу земли» отказывают быть свидетелями, опекунами, попутчиками (Песахим 49б), их обвиняют во всех бедствиях Израиля (Бава Батра 8а) и в ненависти к ученым фарисеям, а тот, «кто выдает свою дочь замуж за ам ха-арец, как бы бросает ее связанную к ногам льва» (Песахим 49б).
Лит.: Sulzberger M. The Am Ha-aretz: The Ancient Hebrew Parliament. Phil., 1909; Würthwein E. Der 'amm ha'arez im Alten Testament. Stuttg., 1936. (BWANT; 69); Meyer R. Der Am ha-Ares - Ein Beitrag zur Religionssoziologie Palästinas im 1. und 2. nachchristl. Jh. // Judaica. 1947. Vol. 3. P. 169-199; Gunneweg A. H. J. ‘m h'rc - A Semantic Revolution // ZAW. 1983. Bd. 95. S. 437-440; Вейнберг И. П. Сирия, Финикия и Палестина в первой половине I тысячелетия до н. э. // История Древнего Мира: Расцвет древних обществ. М., 1989; Donner H. Geschichte des Volkes Israel und seiner Nachbarn in Grundzügen. Gött., 19952. Bd. 2. S. 282.
А . К . Лявданский, свящ . Леонид Грилихес
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.