- АНАДЫРСКАЯ И ЧУКОТСКАЯ ЕПАРХИЯ
образована решением Свящ. Синода РПЦ 19 июля 2000 г. путем выделения приходов на территории Чукотского АО из Магаданской епархии, утверждена решением Архиерейского Собора РПЦ 2000 г.
Кафедральный город - Анадырь (бывш. пост Новомариинск). Первым епископом Анадырским и Чукотским был назначен игум. Диомид (Дзюбан), клирик Петропавловской епархии. Его хиротония состоялась 10 авг. 2000 г. в Москве, в Успенском соборе Новодевичьего мон-ря. В А. и Ч. е. существует 10 приходов, окормляемых 4 священниками; 6 приходов имеют собственные церкви, перестроенные из жилых домов. Кафедральным храмом в наст. время является анадырская ц. в честь Преображения Господня (до 1917 причтовый дом с часовней, возвращен Церкви в 1993), освященная в 1996 г. еп. Магаданским и Чукотским Ростиславом (Девятовым). 21 окт. 2000 г. состоялся крестный ход от Преображенской ц. к месту буд. кафедрального собора, где еп. Диомидом установлен крест, совершен молебен и заложен собор.28. 06. 2008 Свящ. Синод отстранил еп. Диомида от управления епархией и назначил в.у. А. и Ч. е. архиепископа Хабаровского Марка (Тужикова). На Архиерейском Соборе 24-29 июня 2008 г. было принято "Определение о деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского". 6 окт. 2008 г. Свящ. Синод утвердил решение Архиерейского Собора об извержении из свящ. сана еп. Диомида и поручил архиеп. Марку управление А. и Ч. е.
Православие пришло на Чукотку вместе с рус. казаками-землепроходцами. В 1648-1649 гг. в среднем течении р. Анадырь С. Дежнёвым был основан Анадырский острог. Построенная в остроге ц. Всемилостивого Спаса была деревянной, «вида весьма изящного». После упразднения Анадырского острога в 1764 г. утварь была передана частью в церковь Гижигинской крепости, а частью - в Спасскую ц. Нижнеколымска. В 1788-1789 гг. на р. М. Анюй, у стен Анюйской крепости, стали проводиться Чукотские ярмарки. В центре крепости в 1811 г. построили Свято-Николаевскую часовню, к-рую освятил миссионер прот. Григорий Слепцов, возглавлявший с 1799 г. Чукотскую миссию.
Следующим по времени правосл. центром на Чукотке явилась часовня в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь). В 1842 г. свт. Иннокентием (Вениаминовым) была учреждена Анадырская миссия, центром к-рой стала упомянутая часовня. Первым анадырским миссионером был свящ. Роман Верещагин. После смерти владельца Анадырской торговли А. А. Баранова в 1844 г. крепость пришла в упадок, жители постепенно покинули ее, избрав новым местом обитания пос. Марково, где в 1862 г. была построена Свято-Никольская ц., настоятелем этого храма был свящ. Митрофан Шипицын. После его смерти в 1902 г. на это место заступил его сын свящ. Агафопод Шипицын. В 1843-1855 гг. Чукотскую миссию возглавлял свящ. Андрей Аргентов, построивший в 1848 г. в устье р. Раучуа ц. во имя свт. Николая Мирликийского, прихожанами к-рой стали чукчи-оленеводы, юкагиры и чуванцы Чаун-Чукотки. В 1872 г. Чукотская миссия была разделена на 3 стана - Эломбальский, Сен-Кёльский и Николаевский Чаунский. К 1917 г. на территории Чукотки было 2 церкви и 6 часовен - на Эломбале, Сен-Кёле, Ерополе, на М. Анюе (пос. Островное), в устье р. Белой и в Новомариинске в устье р. Анадырь - все они были упразднены в советский период. Восстановление церковной жизни на Чукотке началось в 90-х гг. ХХ в.
Территория Чукотки последовательно находилась в подчинении тобольских, иркутских, камчатских, затем якутских архиереев. После образования Владивостокскойепархии (1898) вост. часть Чукотки, включая бассейн р. Анадырь, вошла во Владивостокскую епархию, а зап. (бассейны рек М. и Б. Анюй, а также Чаун-Чукотка - северо-запад Чукотки) - осталась в Якутской епархии. В 40-80-х гг. ХХ в. территория Чукотки входила в состав Иркутской, в 1988-1990 гг.- Хабаровской епархий, в 1991 г. вошла в новообразованную Магаданскую епархию.
Лит.: Врангель Ф. П. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю. СПб., 1841. Ч. 1; Громов П. Историко-статистическое описание Камчатских церквей // ТКДА. 1861. Т. 1; Аргентов А. И. Описание Николаевского Чаунского прихода // Зап. Сиб. отд. РГО. 1857. Кн. 3; Кеннан Дж. Степная жизнь в Сибири. СПб., 1871; Поездка преосв. Дионисия, еп. Якутского, в Чукотскую миссию в 1868-1869 гг. // Иркутские ЕВ. Приб. 1884. № 5; Слюнин Н. В. Среди чукчей // Землеведение. 1895. Кн. 4; Гондатти Н. Л. Сведения о поселениях по Анадырю. Хабаровск, 1897; Нестор (Анисимов), иером. Православие в Сибири. СПб., 1910; он же. Моя Камчатка: Зап. правосл. миссионера. Серг. П., 1995; Калинников Н. В. Наш Крайний Северо-Восток. СПб., 1912; Явловский А. Дневник миссионера Сен-Кельского стана // Якутские ЕВ. 1915. № 10; Алексеев А. И. Сыны отважные России. Магадан, 1979; Дьячков А. Е. Анадырский край. Магадан, 1992; Ткалич А. И. Просветительская деятельность РПЦ на Крайнем Северо-Востоке в досоветский период: Канд. дис. М., 1999.
А . И . Ткалич
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.