- ААРОНОВО БЛАГОСЛОВЕНИЕ
троекратное священническое благословение из библейской кн. Чисел.
В Библии об А. б. говорится в связи с рассказом о первоначальном устройстве скинии и поставлении Аарона в первосвященники (книги Левит и Числа): одно из повелений Господа Аарону и его сынам (т. е. священникам) - преподавать А. б.: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: «Да благословит Господь и сохранит тебя!» «Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!» «Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» (Числ 6. 22-27). Содержанием А. б. является призывание Имени Божия на благословляемого, цель призывания - дарование мира сынам Израиля. В троекратном произнесении А. б. можно видеть пророческое предвосхищение христ. откровения о Боге, Едином в Св. Троице.
В ветхозаветном храмовом богослужении А. б. произносил чередной священник после принесения утренней жертвы. При произнесении благословения священник обращался лицом к народу и воздевал руки, в этот момент запрещалось смотреть на него (см. Талмуд, Берахот 11; Мегилла 18 и 24-27; ср. Лев 9. 23-24). На этом основана христ. традиция преклонять голову, когда епископ или пресвитер благословляет народ.
В раввинистическом иудаизме А. б. называется «троекратным», или «священническим», благословением, в синагогальном богослужении оно предваряется чтением краткой объяснительной молитвы. А. б. совершают «когены» (букв. «священники» - потомки Аарона), если они присутствуют в синагоге. Произнесение «биркат-коганим» - А. б.- единственное священнодействие, оставшееся уделом когенов (см. Священство ветхозаветное). Оно произносится на шахарит (утренней службе) после чтения центральной молитвы - амиды, а в ряде случаев - на минхе и маарив (вечерних службах), также после амиды (Талмуд, Таанит 26). А. б. должно произноситься ежедневно, но в ашкеназских общинах обычно преподается только по праздникам. Слова А. б. читает кантор, когены повторяют вслед за ним (т. к. они могут не знать иврит). Перед произнесением А. б. когены омывают руки, накрываются особой тканью (талит), чтобы никто не мог видеть их в момент благословения, к-рое они произносят, стоя лицом к молящимся, подняв ладони на уровень лица и раздвинув пальцы рук определенным образом. Молящиеся после каждой из трех частей благословения отвечают: «Аминь». Вне синагоги у иудеев принято преподавать А. б. своим детям.
В христ. традицию А. б. вошло в основном опосредованно. В визант. обряде А. б. соответствует главопреклонная молитва, завершающая все службы, к-рая всегда предваряется преподанием мира («Мир всем»). Большинство вост. литургий также содержат главопреклонную молитву после анафоры. По мнению Р. Тафта (Taft. P. 39), главопреклонная молитва вошла в чин литургии в IV в., первоначально она служила отпустом тех христиан, кто по тем или иным причинам не причащался. Впосл. она стала интерпретироваться как молитва перед Причащением, что повлияло и на ее текст. Троекратному упоминанию имени Божия в А. б. в НЗ соответствует упоминание имен трех Лиц Св. Троицы в благословении: «Благодать нашего Господа Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор 13. 13), начинающем центральную молитву литургии - анафору. В литургии II кн. Апостольских постановлений (гл. 57) благословение народа епископом перед анафорой прямо связывается с А. б. В совр. правосл. богослужении слова псалма 66. 1: « », являющиеся парафразой А. б., возглашаются священником в качестве конечного благословения на полунощнице, на часах 1-м и 9-м (Великим постом - и на 3-м, и на 6-м), великом повечерии. Буквально текст А. б. входит в богослужение испано-мосараб. обряда. Св. Исидор Севильский в соч. «О церковных службах» (De ecclesiasticis officiis. I 17 // PL. 83. Col. 743-744), говоря о благословении предстоятеля, ссылается на А. б. В нек-рые дни оно произносится в качестве обычного благословения перед Причащением. А. б. некогда употреблялось и в рим. обряде, Сакраментарий папы Геласия I (см. Геласия Сакраментарий) предписывает в нек-рые дни читать его текст (см. СДЛ. Ч. 5. С. 94) среди заключительных благословений мессы. В лютеран. церквах А. б. обычно произносят в конце богослужений. Особая роль этого благословения подчеркивается совр. зап. библейской критикой, к-рая видит в нем продукт послепленного священнического богословия (Seybold).
Ист.: Tractate Taanith/Megillah/Hagigah / Ed. I. Epstein. S. l., 1984; Les Constitutions Apostoliques / Ed. et comment. M. Metzger. P., 1985-1987. (SC; 320, 329, 336); Постановления Апостольские. Каз., 1864. С. 92.
Лит.: Никитин А. Синагоги иудейские как места общественнаго богослужения // ТКДА. 1891. Ч. 2; Дмитриевский А. Древнеиудейская синагога и ее богослужебныя формы в отношении к древнехристианскому храму и его богослужебным формам. Каз., 1893; Freedman D. N. The Aaronic Benediction: No Famine in the Land // [Festschrift für] John L. McKenzie. Missoula (Mont.), 1975. P. 35-48; Miller P. D. The Blessing of God: An Interpretation of Numbers 6, 22-27 // Interpretation. Virginia (USA), 1975. Vol. 29. P. 240-251; Seybold K. Der aaronitische Segen. Neukirchen-Vluyn, 1977; Reventlow H. G. Formeln, liturgische: Altes Testament // TRE. Bd. 1. S. 254-256; Taft R. The Inclination Prayer before Communion in the Byzantine Liturgy of St. John Chrysostom: A Study in Comparative Liturgy // Ecclesia Orans. 1986. N 3. P. 29-60; Штейнзальц А. Введение в Талмуд / Пер. З. Мешкова. М., 1993. С. 206-207; Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. Рим, 1998.
М. С. Желтов
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.