- АНАНЬИН
Василий (XVII в.), иконописец, родом из Ярославля. Неоднократно вызывался в Москву для работ в Кремле: принимал участие в создании икон для иконостаса Успенского собора (1653), в стенописи Архангельского собора (1660, 1666), ц. Образа Спаса Нерукотворного (1675) и царской Золотой палаты (1661, 1665). А. В. работал также в ц. свт. Григория Неокесарийского (1668) и писал иконы для храмов с. Коломенского (1670). Был послан в Ростов для «стенного письма» в Успенском соборе (1670, 1675). В 1671 г. вместе с братом Ананьиным Константином и Карповым Федором выполнил по заказу Оружейной палаты иконы «Сошествие Св. Духа», «Страшный Суд», «Неделя святых отец», а также, для отсылки царю, образы «Воскресение Христово», «Уверение Фомы», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Преполовение», Казанскую икону Божией Матери и др. В 1677 г. Посольским приказом привлекался для оформления рукописей. В 1686-1687 гг. вместе с Логином Сидоровым, Ермолой Фёдоровым и др. расписал ц. во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Ярославле.
Лит.: Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России. Б. м., 1903. С. 122; Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы ХVII в.: Словарь. М., 1910. С. 6-7; Качалова И. Я. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора // ГММК. Материалы и исследования. М., 1976. Вып. 2. С. 106; Турцова Н. М. Творчество Семена Спиридонова Холмогорца: Канд. дис. М., 1992. С. 40.
И. Д. Соловьёва
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.