АНАПОДИЗМ

АНАПОДИЗМ

[греч. ἀναποδισμός от ἀναποδίζω - двигаться назад, возвращаться], вид визант. церковно-певч. композиции эпохи калофонического пения. А., как и анаграмматизм (в рукописях эти термины часто смешиваются и взаимозаменяются), обозначает перестановку частей поэтического текста песнопения (чаще всего - самогласной стихиры, реже - стихов псалмов, кондаков, ирмосов) с целью придания ему новых смысловых оттенков по желанию мелурга; структурным элементом в данном случае является не слово или фраза, а более крупный раздел песнопения, называемый «стопа» или «колено» (πούς). А. в отличие от анаграмматизма поется всегда строго с начала стопы. Количество колен (чаще всего - 2) в песнопении зависит от содержания и характера поэтического текста - описательного, повествовательного, содержащего прямую или косвенную речь, библейские стихи и т. д. Если при обычном исполнении песнопения колена отделяются одно от др. мелодически, то при А. вначале поется 1-й стих выбранного мелургом раздела и далее весь текст песнопения подвергается перестановке. А. засвидетельствованы с XIV в., они помещались в Пападики, калофонических Стихирарях, Матиматариях. В Матиматарии, составленном Хурмузием Гиамалисом († 1840), содержатся песнопения, разделенные на 2 стопы (самая многочисленная группа: напр., стихира на Преображение «   » 2-го плагального (6-го) гласа в калофонической обработке Мануила Хрисафа (S. Sepulcri. gr. 732. Fol. 243v) или прп. Иоанна Кукузеля (см. пример)); встречается деление на 3 колена (напр., стихира св. прав. Евдокиму (31 июля) «   » (Πῶς μὴ θαυμάσωμεν) 1-го гласа, распетая теми же мелургами и Иоанном Гликисом (S. Sepulcri. gr. 732. Fol. 173-181)); иногда количество разделов доходит до 4 и даже 5 (как в стихире на Благовещение «   » (̓Απεστάλη ἄγγελος) 1-го гласа в обработке Михаила Падзаса (S. Sepulcri. gr. 731. Fol. 102-118v)). Если перестановка ограничивается стихами одного раздела, то композиция называется «колено», а не «А.». По наблюдению Й. Раастеда, при А., как и при анаграмматизме, может происходить смена гласа, а начало стопы часто приходится на те части текста, где в некалофонических Стихирарях стоят мартирии и энихимы.

Пример

Стихира на «Господи воззвах» праздника Преображения «   », обычный текст: Προτυπῶν τὴν ἀνάστασιν τὴν σήν, / Χριστὲ ὁ Θεός, / τότε παραλαμβάνεις τοὺς τρεῖς σου μαθητὰς / Πέτρον καὶ ̓Ιάκωβον καὶ ̓Ιωάννην, / ἐν τῷ Θαβὼρ ἀνελθών. / Σοῦ δέ, Σωτήρ, μεταμορφωμένου / τὸ Θαβώριον ὄρος φωτὶ ἐσκέπετο. / Οἱ μαθηταί σου, Λόγε, / ἔρριψαν ἑαυτοὺς ἐν τῷ ἐδάφει τῆς γῆς, / μὴ φέροντες ὁρᾶν τὴν ἀθέατον μορφὴν / ̀ρδβλθυοτεΑγγελοι διηκόνουν φόβῳ καὶ τρόμῳ. // Οὐρανοὶ ἔφριξαν, / γῆ ἐτρόμαξεν, / ὁρῶντες ἐπὶ γῆς / τῆς δόξης τὸν Κύριον. Калофоническая обработка той же стихиры, выполненная св. Иоанном Кукузелем с применением А., глас 1-й (S. Sepulcri. gr. 732. Fol. 247v, 1-я пол. XIX в.; кратимы даны разрядкой): Οὐρανοὶ ἔφριξαν, / γῆ ἐτρόμαξεν / ὁρῶντες ἐπὶ ἐπὶ γῆς / τῆς δόξης τὸν Κύρι τὸν Κύρι τὸν Κύριον.- πάλιν [«еще раз»] - // Οὐρανοὶ ἔφριξαν / γῆ ἐτρόμαξεν / ὁρῶντες ἐπὶ ἐπὶ γῆς / τῆς δόξης τὸν Κύρι τὸν Κύρι τὸν Κύριον. // Τὸ Θαβώριον ὄρο τὸ ὄρος / φωτὶ ιιχιι ἐ φωτὶ ἐσκέπε ἐσκέπετο χοχοχο ἐσκέπετο / ὄ χοοο νο ὄρος τὸ Θαβώρι τὸ Θαβώριον. / Σοῦ μεταμορφωμένου Χριστὲ Σωτή Χριστὲ Σωτήρ, // ἄγγε ἄγγελοι διηκόνουν / φόβῳ φόβῳ καὶ τρό καὶ τρόμῳ. / Οἱ μαθηταί σου, Λόγε, / ἔρριψαν ἑαυτοὺς / ἐν τῷ ἐδάφει τῆς γῆς, / σοῦ μεταμορφωμένου / ἐν τῷ Θαβὼρ ἀνελθών // τὴν σήν, Χριστὲ, προτυπῶν ἀνά χα ἀνάστα ἀνάστασιν / παραλαμβάνεις Πέτρον ̓Ιάκω ̓Ιάκωβον καὶ ̓Ιωάννην τότε / τότε τε ετε ετε / Σοῦ μεταμορφωμένου Χριστὲ χεε Σωτή, Σωτήρ μου // Οὐρανοὶ ἔφρι ἔφριξαν / γῆ ἐτρόμα ἐτρόμαξεν / Τεετεριρερετε / ὁρῶντες ἐπὶ γῆς τῆς δόξης τὸν Κύριον.

Лит.: Raasted J. Intonation Formulas and Modal Signatures in Byzantine Musical Manuscripts. 1966. P. 92, 141. (MMB. Subsidia; 7); Στάθης. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 83-89.

Г. Статис


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "АНАПОДИЗМ" в других словарях:

  • ИОАНН КУКУЗЕЛЬ — [Пападопул; греч. ᾿Ιωάννης Κουκουζέλης Παπαδόπουλος, ὁ μαΐστωρ] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2 ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант.… …   Православная энциклопедия

  • АНАГРАММАТИЗМ — [греч. ἀναγραμματισμός], один из основных видов композиции в поздневизант. певч. искусстве, означает перестановку «грамм» (τὰ γράμματα), т. е. слов, синтагм или целых стихов поэтического текста песнопения. Из за мелодической акцентировки и… …   Православная энциклопедия

  • ЕВНУХ ФИЛАНТРОПИНСКИЙ — Евнух Филантропский. Стихира «Ныне пророческое проречение». Матиматарий. Сер. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v) Евнух Филантропский. Стихира «Ныне пророческое проречение». Матиматарий. Сер. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v)… …   Православная энциклопедия

  • КАЛОФОНИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ — Аколуфии. 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 1) Аколуфии. 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 1) [калофония; греч. καλοφωνία, от καλός прекрасный и φωνή голос, звук], греч. певч. стиль, расцвет которого приходится на 2 последних столетия… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»