- АНАСТАСИЙ РАПСАНИОТ
[греч. Ραψανιώτης] Ларисский (2-я пол. XVIII в.), греч. мелург. Происходил из г. Рапсани у подножия горы Олимп и был протопсалтом в г. Лариса. А. Р.- ведущий представитель греч. псалтического искусства своей эпохи, ориентировавшийся, вероятно, на певч. традицию Метеорских мон-рей. Ему принадлежит второе из муз. переложений Акафиста Богородице после Венедикта Епископопула (кон. XVI - нач. XVII в.) с использованием нетрадиц. для поствизант. мелургов мелоса (Cpolit. Bibl. Patr. gr. 137. Fol. 156-205, сер. XVIII в.; Ath. Xen. gr. 137. Fol. 334-354, кон. XVIII в.). В певч. сборниках (Анфологии, Икиматарии, калофонические Ирмологии, гл. обр. кон. XVIII в.), в т. ч. составлявшихся афонскими писцами, сохранились также выполненные А. Р. муз. обработки песнопений: великого славословия (2-го плагального (6-го) гласа - Lesb. Leim. gr. 248. Fol. 307-315 и Lesb. Leim. gr. 341. Fol. 104-106; 4-го плагального (8-го) гласа - Athen. Collectio Merlier. gr. 7. Fol. 184v - 186v, 1805 г.), матим (напр., « - », глас 1-й - Lesb. Leim. gr. 248. Β. Fol. 45-46), калофонических ирмосов (Lesb. Leim. gr. 246. Β. Fol. 110-128), полиелея (« » 4-го гласа - Lesb. Leim. gr. 8. Fol. 81-82v и Lesb. Leim. gr. 247. Fol. 122-130v, 1802 г.), а также херувимских песней, причастнов, кратим и др.
Лит.: Χατζηγιακουμῆς. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 380-381; Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 2. Σ. 82; idem. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 125, 133.
Г. Статис
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.