- АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК
Прп. Анатолий Затворник (в Дальних пещерах). Гравюра "Собор Киево-Печерских святых". Кон. XVIII-нач. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент
Прп. Анатолий Затворник (в Дальних пещерах). Гравюра "Собор Киево-Печерских святых". Кон. XVIII-нач. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Местная канонизация А. З. совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский; 1684-1690, впосл. митр. Киевский) установил празднование Собора преподобных отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание А. З. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым ряд киевских святых (в т. ч. А. З.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. В 1763 г. служба Собору преподобных отцов Дальних пещер (время ее создания неизвестно, но предположительно посл. треть XVII в.) была впервые опубликована в изд. Киево-Печерской лавры «Службы преподобным отцам печерским». В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. А. З. упоминается в рукописном словаре преподобных отцов Дальних пещер, к-рый в XIX в. хранился в б-ке Дальних пещер (Модест. С. 31). 3 июля память А. З. совершается ради его тезоименитства со свт. Анатолием, Патриархом К-польским.Иконография
В иконописном подлиннике кон. XVIII в. облик А. З. описан таким образом: «Сед, брада Власиева, на главе клобук черн, ризы преподобнически, испод бакан, левой рукою держит ризу, правую у сердца положил» (БАН. Строг. № 66. Л. 318об., «левыя страны» 49-й). В изображениях Собора Киево-Печерских святых А. З. представлен в правой группе, в ряду иноков, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах, напр. на гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА, литографии 1859, изд. А. Абрамова). В др. эстампах помещен образ преподобного с надписью на нимбе: «Преп. Антоний»; поскольку святой с таким именем в Дальних пещерах отсутствует, его предположительно можно отождествить с А. З. Он представлен без выраженных индивидуальных черт, в монашеском одеянии, с куколем на голове, с прижатой к груди правой рукой, в 9-м ряду первым слева на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), вероятно из мастерской Киево-Печерской лавры; на раскрашенной литографии 1883 г. изд. А. Абрамова (ГРМ).
Ист.: Службы преподобным отцам печерским ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885; Минея (МП). Февраль. С. 768.
Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-625, № 1505-1518; Т. 4. С. 761-763, № 1505а, 1517; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1901. Вып. 11. Июль. С. 47; 1902. Вып. 12. Ч. 2. Август. С. 193; Голубинский. Канонизация святых. С. 202, 205; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 35; Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 198; Кабанець. Iсторiя печерськоï канонiзацiï. С. 47-50; Русские монастыри: Искусство и традиции / ГРМ. Б. м., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 49-50.
Игум. Андроник (Трубачёв), И . Б . Черномаз
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.