АНГЕЛИНА

АНГЕЛИНА

[серб. Анђелина] (Бранкович; не позднее 1447 г.- 30.07.1516 или, вероятнее, 1520), прп. (пам. серб. 30 июля и 10 дек., рус. 1 июля и 10 дек.), деспотица. Дочь правосл. албан. кн. Георгия Арианита (Великого) Комнина, родственница Кастриота Георгия. В 1460 г. А. была выдана замуж за деспота св. Стефана Слепого Бранковича, последнего серб. правителя, изгнанного в 1459 г. из своих владений турками. От этого брака родилось трое детей: Георгий, св. Иоанн и Мара. Семейство перебралось в Сев. Италию, где св. Стефан вместе с сестрой Екатериной приобрел в Юго-Вост. Фриули заброшенный замок на левом берегу р. Тальяменто, впадающей в Венецианский зал. (т. н. Фурланский Белград). После смерти мужа (9 окт. 1476) А. ок. 10 лет оставалась с детьми в Италии. В 1486 г. семейство по приглашению венг. кор. Матвея Корвина (Матьяша Хуньяди), взяв с собой мощи св. Стефана, уже прославившиеся чудотворениями, через Вену прибыло к королевскому двору в Буде. Здесь Георгий получил от короля в пожалование область в Среме с городами Сланкамен и Купиново (до того находившуюся в пожизненном владении его двоюродного брата - деспота Вука Огненного Змея (Змая) Бранковича) и деспотский титул.

В Купинове А. с детьми построила храм во имя св. ап. Луки и основала при нем мон-рь, где были положены мощи ее мужа. При жизни сыновей, вероятно беспрекословно признававших авторитет матери, А. являлась их фактической соправительницей, именуясь в офиц. документах «госпожа деспотица». Вместе с детьми она покровительствовала правосл. Церкви на юге Венгерского королевства, населенном сербами, и афонским мон-рям. Сохранились (в архивах соответствующих мон-рей, а также в рус. копиях 2-й пол. XVI в.) грамоты (повели) А. и ее сыновей родовой обители Бранковичей - мон-рю св. Павла (ктиторская с обещанием ежегодной денежной помощи, 1495), главному центру серб. монашества на Афоне - Хиландарскому мон-рю (1498) и греч. мон-рю Эсфигмену, также связанному с семейством Бранковичей (подтвердительная, 1499).

После смерти в 1502 г. младшего сына св. деспота Иоанна А. с мощами родственников переехала в Валахию, где ее старший сын, принявший ок. 1499 г. монашество с именем Максим, был поставлен митрополитом в г. Тырговиште. Ок. 1509 г. мать и сын возвратились в венг. владения и митр. Максим получил кафедру в Белграде. После возвращения в Срем А. основала мон-рь Крушедол на Фрушка-Гора. Приступая к его строительству, А. в 1509 г. обратилась за денежной помощью к вел. кн. московскому Василию III, к-рому она вместе с грамотой направила доспехи (зброй) св. деспота Иоанна. А. также просила Василия III возобновить ктиторство рус. мон-ря св. вмч. Пантелеимона на Афоне. Помощь из Москвы была получена, и строительство Крушедола, ставшего местом упокоения последних Бранковичей, успешно завершилось между 1512 и 1516 гг. (поддержку строительству оказал также валашский воевода Нягое Басараб, свояк Бранковичей по жене).

А. пережила обоих сыновей. Она приняла постриг с прежним именем не ранее лета 1499 г. и последние годы находилась в Сретенском мон-ре, основанном ею неподалеку от Крушедола, где и была похоронена. А. питала любовь к духовному назидательному чтению и, вероятно, обладала даже книжным собранием. Ей принадлежал список «Шестоднева» (Бесед на книгу Бытия) св. Иоанна Златоуста, переписанный в 1451 г. для Сербского Патриарха Никодима (Белград. Патриаршая б-ка. № 120); по свидетельству, относящемуся к 1-й пол. XIX в., ее владельческая подпись, позднее утраченная, читалась также на рукописи Крушедольского мон-ря (Палея историческая и «Хроника» Иоанна Зонары. 2-я четв. XV в. Музей Сербской Православной Церкви (МСПЦ). № 42).

Уже вскоре после кончины А. началось ее почитание как святой. После чудотворений, начавшихся от ее мощей, они были перенесены из Сретенского мон-ря в соседний Крушедол и помещены в одной раке с мощами св. деспота Иоанна. В 1716 г. турки, уходя из Срема, сожгли мон-рь Крушедол и мощи святых семейства Бранковичей. Уцелела только левая рука А., до наст. времени находящаяся в мон-ре.

Известно 2 проложных жития А. и служба ей с каноном 8-го гласа, написанные, по всей вероятности, в Крушедольском мон-ре в 1-й пол. XVI в. Старший список службы с первым из житий содержится в прибавлении 20-х гг. XVII в. к июльской служебной Минее из Крушедола (Белград. МСПЦ. № 164). В XVIII в. служба и житие дважды издавались в Сербляке - сборнике служб серб. святым (Рымник, 1761, Венеция, 1765 - т. н. «московский» Сербляк); в белградском издании сборника 1861 г. службу сопровождает др. житие. Общий канон св. Стефану Слепому и А. 8-го гласа помещен 2-м в общей службе святым семейства Бранковичей, написанной также в Крушедоле в кон. XVI в. (сохранилась в монастырском списке 1720 - Белград. МСПЦ. № 233), отдельные песнопения А. содержатся в службах ее святым родственникам. В печатных Минеях, изданных Московской Патриархией в 1978-1989 гг., помещена бденная служба Иоанну, деспоту Сербскому, и родителям его, Стефану и А. (Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 361).

Известно прижизненное изображение А. до ее пострижения - на печати, подвешенной к грамоте 1495 г. Эсфигменскому мон-рю (вместе с сыновьями), где помещена достаточно условная жен. фигура в одежде западноевроп. типа. Условное изображение преподобной жены помещено на серебряном окладе Павла Смедеревца 1656/57 г. из Крушедола, и есть основание считать его изображением А. На иконе святых семейства Бранковичей изображение А. отмечено чертами сходства с сыном св. Иоанном (МСПЦ, 2-я пол. XVI в.). Фресковые изображения А. XVIII-XIX вв. находятся в Крушедоле, Хиландаре и на паперти («припрате») собора Печской Патриархии. С XVIII в. широко распространены гравированные изображения А. в «Стематографии» Христофора Жефаровича (Вена, 1741), на его же гравюре 1746 г. «Четверо сербских святых» (Бранковичей), сопровождаемой рассказом о сожжении мощей турками, на офорте Захарии Орфелина (1775), в центре к-рого помещено изображение мон-ря Крушедол, в рымникском Сербляке (1761).

А. посвящены неск. церквей в Среме. Празднование ее памяти в Крушедоле отличается особой торжественностью.

В Киевской Западнорусской митрополии о существовании почитания А. было известно с 1-й четв. XVII в. (А. упом. в числе правосл. святых в «Палинодии» Захарии Копыстенского, 1621).

Ист.: Правила молебная святых сербских просветителей, под 30.VII // Рымник, 1761. Л. 227-229об. Венеция, 17652. Л. 169об.- 171. Београд, 18603. Л. 157об.- 158об.; Србљак: Службе. Канони. Акатисти. Београд, 1970. Књ. 3. С. 8-48; Общая служба Бранковичам // Там же. С. 134-210.

Лит.: Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Т. 1. С. 12-20; Дмитриjевић М. Документа, коjа се тичу односа између српске цркве и Русиjе у XVI в. // Споменик Српске Краљевске Академиjе. Београд, 1903. Т. 34. С. 17-18; Руварац И. О роду деспотице српске Анђелине. Београд, 1934. С. 36-40; Гласник Историческог друштва. Београд, 1946. № 5. С. 126-130; Радоjичић Ђ. Из старе српске подунавске књижевности и писмености // Годишњак Филозофског факултета у Новом Саду. Нови Сад, 1958. Књ. 3. С. 159-170; он же. Књижевна збивања и стварања код Срба у средњем веку и у турска доба. Нови Сад, 1967. С. 184-189; Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево, 1965. С. 152-155; Тихомиров М. Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969. С. 154-158; Милошевић В. Срби светитељи у старом српском сликарству // О Србљаку: Студиjе. Београд, 1970. С. 225-227; Трифуновић М. Белешке о делима у Србљаку // Там же. С. 331-332; Поповић J. Житиjа светих за jули. Београд, 1975. С. 729-735; Синдик Д. Српске повеље у светогорском манастиру Светог Павла // Мешовите грађе Историjског института. Београд, 1978. Књ. 6. С. 202-203; Српска књижевност између традициjе и хронике свога времена // Историjа српског народа. Београд, 1982. Књ. 2. С. 497-498; Милеуснић С. Свети Срби. Крагуjевац, 1989. С. 161-164; Хризостом (Столић), jером. Православни светачник. Београд, 1989. Т. 2. С. 592; Николаj, еп. Охридски пролог. Ваљево, 1991. С. 987; Слиjепчевић Ђ. Историjа Српске православне цркве. Београд, 1991. Т. 1. С. 375.

А . А . Турилов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "АНГЕЛИНА" в других словарях:

  • Ангелина — ы, жен.Производные: Ангелинка; Гелина; Лина; Ангеля (Ангела); Геля (Гела); Еля (Ела); Гелюся.Происхождение: (От греч. angelos вестник.)Именины: 14 июля, 23 дек. Словарь личных имён. Ангелина ж Вестница (греч.). 14 (1) июля и 23 (10) декабря –… …   Словарь личных имен

  • ангелина — вестница; Анжела и Анжелика; Ангелинка, Гелина, Лина, Ангеля, Геля, Гела, Ела, Гелюся Словарь русских синонимов. ангелина сущ., кол во синонимов: 4 • анжела (3) • …   Словарь синонимов

  • АНГЕЛИНА — Прасковья Никитична (1912/13 1959), организатор женской тракторной бригады в Донецкой области (1933), дважды Герой Социалистического Труда (1947, 1958). Государственная премия СССР (1946). Источник: Энциклопедия Отечество …   Русская история

  • АНГЕЛИНА — (лат.). Астероид, открытый в 1861 г. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Ангелина — У слова «Ангелина» есть и другие значения: см. Ангелина (значения). Ангелина греческое Род: жен. Другие формы: Анжелина Производ. формы: Ангелинка, Гелина, Ангеля, Ангела, Геля, Гела, Еля, Ела, Лина, Гелюся[1] …   Википедия

  • Ангелина —         Прасковья Никитична [30.12.1912 (12.1. 1913), посёлок Старобешево Донецкой области, 21.1.1959, Москва], организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, общественный деятель. Дважды Герой Социалистического Труда (1947,… …   Большая советская энциклопедия

  • АНГЕЛИНА Прасковья Никитична — (1912/13 1959) организатор первой женской тракторной бригады в СССР в 1933, дважды Герой Социалистического Труда (1947, 1958). Государственная премия СССР (1946) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ангелина Прасковья Никитична — [30.12.1912 (12.1. 1913), посёлок Старобешево Донецкой области, ‒ 21.1.1959, Москва], организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, общественный деятель. Дважды Герой Социалистического Труда (1947, 1958). Член КПСС с 1937. В… …   Большая советская энциклопедия

  • Ангелина, Прасковья Никитична — Паша Ангелина Род деятельности: тракторист, участник ст …   Википедия

  • Ангелина Вовк — Биография Ангелины Вовк Известная телеведущая, Народная артистка России Ангелина Михайловна Вовк родилась 16 сентября 1942 (по другим источникам 1943) года в городе Тулун Иркутской области, где ее отец во время Второй мировой войны служил… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Ангелина Сербская — В Википедии есть статьи о других людях с именем Ангелина. Ангелина Сербская Ангелина Српска …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»