АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ

АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ

[греч. ̓Ανδρέας ὁ Σαλός] (V или IX-X вв.), прп. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая). Сведения об А. Ю. содержатся в его житии, автором к-рого назван Никифор, иерей храма Св. Софии в К-поле, лично знавший святого. Сохранилось более 110 полных и фрагментарных греч. рукописей, содержащих разные редакции жития, древнейший список - унциальный фрагмент 2-й пол. X в. (Monac. gr. 443). Согласно житию, святой жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого» (имп. Лев I) и прп. Даниила Столпника († 493). Однако ряд анахронизмов в тексте и его сходство с житиями др. юродивых - Симеона Эмесского, Василия Нового, Нифонта Кипрского - заставили первого его издателя болландиста К. Яннинга отнести время жизни А. Ю. к правлению имп. Льва VI (886-912), а создание жития - к X в. Соглашаясь с этим, архиеп. Сергий (Спасский) указал на позднее появление имени преподобного в греч. синаксарях (XII в.). По мнению И. И. Срезневского (С. 157), могло существовать древнее житие А. Ю., написанное в VI в. и переработанное в сер. X в., а С. Манго считал, что житие А. Ю. было создано в кон. VII в. (Mango. P. 298). В работах Л. Рюдена подробно аргументирована датировка жития 50-ми гг. X в.

Покров Богоматери. Икона. XIV — XV вв. (ГТГ)

Покров Богоматери. Икона. XIV — XV вв. (ГТГ)


Покров Богоматери. Икона. XIV — XV вв. (ГТГ)

А. Ю. был родом из Скифии (в слав. переводе жития слово «скиф» передано как «словенин», в XVII в. возникло предание о происхождении его из Новгорода). Юношей А. Ю. был в К-поле продан богатому сановнику Феогносту. Отрок вскоре стал любимцем хозяина, к-рый отдал его в школу, где А. Ю. быстро научился грамоте и счету, вскоре Феогност сделал его своим секретарем. Больше всего А. Ю. любил проводить время за чтением Свящ. Писания и житий святых, желая подражать их подвигам. Однажды А. Ю. увидел сон, будто он одержал победу в единоборстве с огромным бесом перед сонмом небесных и адских сил, после чего Господь Иисус Христос обещал ему сокровища небесные, призывая принять подвиг юродства. На следующий день А. Ю., после обсуждения своего видения со свящ. Никифором (впосл. написавшим его житие), решил принять вид безумного; ночью он сел у колодца и стал резать свою одежду на мелкие лоскуты, бормоча при этом невразумительные слова. Решив, что А. Ю. сошел с ума, Феогност сильно опечалился и приказал отвести его в храм вмц. Анастасии Узорешительницы в надежде, что святая исцелит его. Там А. Ю. явились сама великомученица и ап. Иоанн Богослов, к-рые укрепили его в решении стать юродивым. Через 4 месяца, поскольку святой продолжал «безумствовать», хозяин приказал отпустить его. А. Ю. начал скитаться по улицам и площадям К-поля: одетый в рубище, он терпел поругания и побои, пил из луж, воровал еду на рынке, спал на навозной куче среди бездомных собак, собранную милостыню раздавал нищим. Преподобный обличал нравы горожан, отвращая многих от греха. О святости А. Ю. знали немногие, в т. ч. Епифаний, юноша из богатой и знатной семьи, к-рого святой отвратил от блудного греха и к-рому неоднократно помогал советами и наставлениями. День А. Ю. обычно проводил в скитаниях, а ночью подолгу молился в церкви. Однажды, в ночь под субботу, накануне праздника в честь Божией Матери, когда во Влахернской ц., где находилась риза Божией Матери, совершалось всенощное бдение, А. Ю. сподобился видения: Богородица шла от входа к амвону в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Это видел также Епифаний, присутствовавший в церкви с одним из своих рабов. После многочасовой молитвы Пресв. Богородица вошла в алтарь и, сняв с головы омофор, распростерла его над собравшимися в храме.

Последние дни жизни святой провел в доме Епифания; отвечая на его вопросы, А. Ю. предсказал Епифанию, что тот станет К-польским Патриархом. Перед самой кончиной святой удалился в укромное место и, проведя ночь в молитве за весь мир, отошел ко Господу. Тело его чудесным образом исчезло, оставив лишь благоухание.

Житие А. Ю. включает его беседы с Епифанием, наставления А. Ю. по различным вопросам богословия, космологии, физики, психологии, нравственности и др., а также пространное эсхатологическое рассуждение («Апокалипсис Андрея»), излагающее пророчества о судьбах Византии, о конце света и пришествии антихриста. Кроме того, житие содержит ок. 100 рассказов-зарисовок из жизни К-поля. Многие эпизоды жития получили распространение как отдельные тексты.

В Византии память святого отмечалась 28 мая (в день его кончины). Древнейшие упоминания А. Ю. встречаются в Синаксарях диак. Маврикия XII в. (Γεδεών. ῾Εορτολόγιον. Σ.108), Paris. Coislin. 223, 1301 г. (SynCP. Col. 713) и в Уставе мон-ря Гроттаферрата 1300 г. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 160). В визант. синаксарях память А. Ю. приводится без жития. В совр. календарях греч. Церквей память этого святого отсутствует.

Рус. описания паломничеств в К-поль называют 2 мон-ря, посвященные А. Ю. По свидетельству анонимного хождения в Царьград (кон. XIII - нач. XIV в.), мон-рь во имя А. Ю., в к-ром хранился посох святого, находился севернее храма прмч. Андрея Критского, т. е. в зап. части города. Зосима, диак. Троице-Сергиева мон-ря, совершивший в 1419-1420 гг. паломничество в К-поль, упоминает мон-рь во имя А. Ю. недалеко от Св. Софии, где получали исцеление бесноватые.

Почитание на Руси

Житие А. Ю. получило широкое распространение в рус. письменности. В 60-х гг. XII в. сообщение жития о видении Богоматери А. Ю. послужило основой для установления св. блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским нового рус. праздника - Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.). В дальнейшем рост значимости этого праздника обусловил интерес к личности А. Ю. РПЦ относит память А. Ю. ко 2 окт., приурочив ее к Покрову Богородицы. Память А. Ю. 28 мая стала известна на Руси только с появлением слав. перевода Стишного Пролога (без жития) (серб. список: ГИМ. Хлуд. № 188, 1370 г.; рус. список: РГБ. Троиц. № 715, 1429 г.), но она не получила широкого распространения.

1-й древнерус. перевод жития А. Ю., выполненный предположительно в XI - нач. XII в., восходит к редакции, сохранившейся в греч. списке XIV в. (Monac. gr. 552). Известно более 200 списков данного перевода жития А. Ю. Отрывок из Беседы А. Ю. с учеником Епифанием, вписанный во 2-й четв. XIII в. в Изборник Святослава 1073 г. (Изборник Святослава 1073 г. М., 1983. Л. 127об.), является древнейшим фрагментом 1-го древнерус. перевода. Самый древний полный список жития А. Ю. находится в рукописи кон. XIV в. (РГАДА. Син. тип. № 182). Большое по объему житие А. Ю. (ок. 50 глав) переписывалось как целиком в виде отдельной книги, так и фрагментарно в составе различных сборников. Проложные статьи, составленные на основе 1-го древнерус. перевода жития А. Ю., были не позднее сер. XII в. включены в 1-ю редакцию нестишного Пролога под 1-5, 8, 12, 16 окт. При создании в нач. XIII в. 2-й редакции Пролога в нее добавлены еще 4 статьи из жития А. Ю. под 6, 7, 15, 25 окт.

Не позднее XIV в. у юж. славян, вероятно в Сербии, был осуществлен новый перевод полного жития А. Ю. Он не получил на Руси столь значительного распространения, как 1-й древнерус. перевод: в наст. время известно 9 списков, датируемых XIV-XVI вв. (7 южнослав. и 2 рус.), из к-рых древнейший - РГБ. Ф. 236. № 76, посл. четв. XIV в. 2-й древнерус. перевод жития А. Ю. возник не позднее сер. XV в. и сохранился всего в 2 списках: РГБ. МДА. № 154, 2-я пол. XV в., и РГБ. Вол. № 621, 1-я пол. XVI в. Данный перевод не является контаминацией 1-го древнерус. и южнослав. переводов, он опирается на греч. текст и почти буквально воспроизводит оригинал.

Гимнография

Древнейшее из известных греч. последований А. Ю. сохранилось в единственном списке XVI в. из мон-ря Ивирон на Афоне (БАН. РАИК. № 126. Л. 1-10) и содержит свой корпус стихир, тропарь, седален, канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Δέχου σοφοῦ τοὺς ὕμνους ̓Ανδρέα μάκαρ» (Приими мудрого гимны, Андрее блаженне). Первое печатное издание др. греч. службы А. Ю., составленной мон. Иоанном в 1846 г., было осуществлено в Иерусалиме в 1912 г. (Petit. Bibliogr. des acolouthies grecques. P. 8-9). В текстах службы особо отмечаются кротость и сила духа А. Ю., равноангельское житие, подвижничество в пощении, нищете и покаянии, многочисленные чудотворения; видение во Влахернах не упоминается.

Слав. служба А. Ю. составлена независимо от греч. Она возникла, по мнению Ф. Г. Спасского, в Новгороде в кон. XVI в. по образцу служб празднику Покрова и служб рус. юродивым (Минея. РНБ. Соф. № 259, XVI в.- . Месяцеслов. Т. 1. С. 215). Это последование, помещенное в совр. Минее ((МП). Октябрь. С. 54-61), содержит стихиры на Господи воззвах, славник на вечерне, канон 4-го гласа, седален, кондак, икос. В текстах службы перечисляются события из жития святого: явление А. Ю. Христа и святых, сражение с демоном в облике эфиопа, юродство Христа ради, пророчество Епифанию, случаи прозорливости А. Ю., прославляется кротость А. Ю. В богородичнах канона службы А. Ю. и праздничных песнопениях Покрову вспоминается видение А. Ю. Божией Матери во Влахернском храме. По первопечатному рус. Типикону 1610 г., как и по Типикону, используемому ныне в РПЦ, 2 окт. совершается шестеричная служба (см. Знаки праздников месяцеслова) сщмч. Киприану и мч. Иустине, а последование А. Ю. поется на повечерии.

Иконография

Древнейшим из известных изображений А. Ю. является фреска 1183 г. юж. стены целлы мон-ря св. Неофита на о-ве Кипр. Святой представлен с густыми всклокоченными волосами и небольшой окладистой бородой. Светлое одеяние из шерсти, оставляющее обнаженными руки, перехвачено на уровне талии веревкой (нижняя часть изображения утрачена). Левая рука А. Ю. раскрыта в жесте приятия благодати, правой он держит ветвь. По сторонам фигуры надпись: «῾Ο ἅγιος ̓Ανδρέας ὁ δία Χριστὸν σαλός» (святой Андрей ради Христа юродивый). В XVI в. образ А. Ю. получает распространение в росписях трапезных афонских мон-рей, где он входит в число изображений святых монахов и аскетов (стенная роспись Великой лавры св. Афанасия, 1512, и мон-ря Дионисиат, 1547).

Изображения А. Ю. на Руси появились, по-видимому, не позднее XIV в. (в 1371 в Новгороде была возведена ц. во имя А. Ю. в Ситецком Андреевском мон-ре, где могла находиться храмовая икона святого). Известны 2 основных иконографических варианта образа А. Ю.- в составе композиции «Покров Богоматери» и как самостоятельное изображение. Софийский иконописный подлинник (кон. XVI в.), указывая дни памяти святого, не прибавляет к ним специального описания иконографии. В подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) предписания об изображении А. Ю. содержатся в статьях под 2 окт., 28 мая и 1 окт. в описании композиции «Покров Богоматери». Иконография возводится к образу св. Илии пророка («сед, бра<д> и власы Илии пр<оро>ка» - 28 мая) или Андрея Стратилата («лице<м> аки Андрей Стратилат» - 2 окт.). Отличительную особенность облика, характеризующую святого как юродивого, составляет одеяние: «Риза санкир дичь з белилом, коротка до колен, а плечо правое и ребра до пояса голы, руки к ср<д>цу прижал, ноги голы босы» (28 мая).

Единственным сохранившимся единоличным изображением А. Ю. является икона сер. XVI в. «Святой Андрей юродивый, с житием в 18 клеймах» (ГРМ), вероятно происходящая из ц. св. Андрея Ситецкого мон-ря. В среднике иконы А. Ю. представлен фронтально, в рост, в зеленом одеянии, накинутом на плечи и оставляющем обнаженными грудь, правую поднятую вверх руку и ноги. Значительная часть клейм иконы посвящена видениям и чудесам святого, среди к-рых видение А. Ю. 3 венцов и борьба с диаволом; явление А. Ю. ап. Иоанна; явление А. Ю. Иисуса Христа; чудо об отворении дверей; видение во Влахернском храме Богородицы и др. В XVII в. иллюстрации отдельных эпизодов жития А. Ю. нередко появляются в составе миниатюр лицевых рукописей, напр. «Жития блаженного Андрея Юродивого и ученика его Епифания» (РНБ. ОЛДП. Q. 54. л. 8об., 278. XVII в.), отрывка из лицевого жития А. Ю. (РГБ. Ф. 722. № 370. Л. 2-4, посл. треть XVII в. (?)) и др.

В изображении «Покров Богоматери», имеющем самостоятельную иконографическую традицию, А. Ю. представлен в нижней части композиции указывающим на чудо явления Богоматери своему ученику Епифанию. Облик святого на иконах XIV-XVI вв. чаще всего соответствует указаниям иконописного подлинника. На новгородской иконе «Покров Богоматери» сер. 2-й пол. XV в. (ГТГ) А. Ю. одет в милоть, окутывающую всю фигуру.

Ист.: BHG, N 115z - 117k; ActaSS. Maii. T. 4 (1688). P. 4*-111; PG. 111. Col. 625-888; ВМЧ. Октябрь, дни 1-3. СПб., 1870. Стб. 80-273; Vassiliev A. Anecdota Graeco-Byzantina. M., 1893. T. 1. P. 50-58 [пророчество о судьбах Византии]; Βίος καὶ πολιτεία τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν ̓Ανδρέου τοῦ διὰ Χριστὸν σαλοῦ ... ἐκ Σιναϊτικοῦ χειρογράφου. ̓Αθῆναι, 1911; ЖСв. Окт. Кн. 2. С. 52-74; The Life of St. Andrew The Fool / Ed. by L. Rydén. Uppsala, 1995. T. 1: Introd., Testimonies and Nachleben; T. 2: Text, Transl. and Notes; Молдован А. М. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности. М., 2000 [слав. и греч. тексты, исслед.]; Житие Андрея Юродивого / Вступ. ст., пер. и коммент. Е. В. Желтовой. СПб., 2001 [греч. текст, пер.].

Лит.: Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской Церкви. М., 1895; Сергий (Спасский), архиеп. Св. Андрей, Христа ради юродивый // Странник. 1898. № 9-12. С. 3-33, 193-214, 393-425, 605-652; Срезневский И. Житие Андрея Юродивого // СбОРЯС. 1880. Т. 20. Ч. 4. С. 149-184; Murray S. A Study of the Life of Andreas: The Fool for the Sake of Christ. Borna; Lpz., 1910; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по совр. Минеям). П., 1951; Da Costa-Louillet G. Saints de Constantinople aux VIIIе, IXе et Xе siècles // Byz. 1954. T. 24. p. 179-214; Janin. Églises et monastères. P. 32-33; Rydén L. The Vision of the Virgin at Blachernae and the Feast of Pokrov // AnBoll. 1976. Vol. 94. p. 63-82; idem. The date of Life of Andreas Salos // DOP. 1978. T. 32. p. 127-155; idem. The Holy Fool // The Byzantine Saint / Ed. S. Hakel. L., 1981. p. 106-113; idem. Style and Historical Fiction in the Life of St. Andreas Salos // JÖB. 1982. Bd. 32. S. 175-183; Mango C. The Life of St. Andrew the Fool Reconsidered // Riv. di studi bizantini e slavi. 1982. Vol. 2. P. 297-313; СККДР. Вып. 1. С. 131-132; Μαρτίνης Π. Σ. ῾Ο Σαλὸς ἅγ. ̓Ανδρέας καὶ ἡ σαλότητα στὴν ̓Ορθόδοξη ἐκκλησία. ̓Αθῆναι, 1988; Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994. С. 86-94.

Иконогр.: Ист.: Иконописный подлинник Новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 29, 107; Большаков. Подлинник иконописный. С. ЛS, РЗ, ЛЕ-ЛS.

Лит.: Millet. Athos. Pl. 147.1, 214; Mango C., Hawkins E. J. W. The Hermitage of St. Neophytos and Its Wall Paintings // DOP. 1956. Vol. 20. P. 179, 195, 196. Note 189. Fig. 92; Réau. Iconographie. Vol. 3/1. P. 84-85; Гусева Э. К. Об иконе Андрея Юродивого в житии нач. XVI в. в собр. Русского музея // Дионисий и искусство Москвы XV-XVI вв.: Тез. докл. науч. конф. 22-25 нояб. 1976. Б. м., б. г. Ркп.

И . В . Т . , О . В . Л., А . Ю . Никифорова, Н . В . Пивоварова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ" в других словарях:

  • Андрей Юродивый — Андрей Юродивый …   Википедия

  • Андрей Юродивый — (Εαλός) жил, как полагают болландисты, при Льве Философе (886 912), и житие его написано современником его, Никифором, но И. И. Срезневский относит как самого Андрея, так и описание его жития к V VII вв., с чем соглашается и А. Н. Веселовский.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Андрей юродивый — …   Википедия

  • Юродивый — Исаакий Печерский, первый русский юродивый (икона В. Васнецова) Юродство (от слав. «оуродъ», «юродъ»[1] дурак, безумный[2]) намеренное старание казаться глупым, безумным.[3] В православии юродивые слой странствующих монахов и религиозных… …   Википедия

  • Андрей — я, муж.Отч.: Андреевич, Андреевна; разг. Андреич, Андревна.Производные: Андрейка, Андря; Андрюха; Андрюша; Андрюня.Происхождение: (Греч. andreios мужественный, храбрый.)Именины: 27 янв., 31 мая, 5 июня, 11 июня, 15 июня, 3 июля, 13 июля, 17 июля …   Словарь личных имен

  • Андрей (Христа-ради юродивый) — Андрей, Христа ради юродивый, св. Когда жил этот святой в V VI веках или в X веке, как, когда и с какой целью составлено его житие, когда и как, в связи с этим житием, был установлен у нас праздник Покрова? Архиепископ владимирский Сергий в… …   Биографический словарь

  • Андрей Тотемский — (июнь 1638(1638), село Усть Толшемское Tотемского уезда (ныне село Красное)  10 (23) октября 1673, Тотьма)  святой Русской Православной церкви, Христа ради юродивый. Память совершается 10 октября (по юлианскому календарю) и в неделю 3 ю …   Википедия

  • АНДРЕЙ МЕЩОВСКИЙ — Св. Андрей Мещовский, Христа ради юродивый. Тонолитография. 1876 г. Св. Андрей Мещовский, Христа ради юродивый. Тонолитография. 1876 г. (1744, д. Овсянниково Мещовского у. Калужской пров. Московской губ. 28.06.1812, г. Мещовск), юрод. Род. в… …   Православная энциклопедия

  • АНДРЕЙ — 1. (св. Андрей Первозванный (I в.) – апостол из двенадцати) – Хлеба то взяли? Эй! – Над заштопанным неводом Наклонился Андрей. Куз917 18 (218); С стадом буланых коней. С дудкой пастушеской в ивах Бродит апостол Андрей. Ес918 (II,55); 2. (св. А.… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Андрей Христа ради юродивый — – св., был рабом у царского телохранителя в Константинополе с молодых лет. Он был скиф по рождению. Заметив его склонность и способность к науке, господин его научил греческому языку, и он так хорошо усвоил все, преподаваемое учителем, что… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»