- АНТИМ ИВИРЯНУ
[Анфим, Антимоз Ивериели; румын. Antim Ivireanul, греч. ̀ρδβλθυοτεΑνθιμος, груз. ანთიმოზ ივერიელი] (Андрей; ок. 1650-1716), сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.), митр. Унгро-Влахийский (1708-1716) К-польского Патриархата, печатник, художник, церковный и политический деятель Валахии. Грузин по происхождению, Андрей в возрасте 16 лет был похищен турками и продан на стамбульском невольничьем рынке. Иерусалимский Патриарх Досифей II выкупил юношу и дал ему прекрасное образование при Патриаршем дворе, где Андрей, овладевший в совершенстве греч., тур. и араб. языками, стал переводчиком и мастером типографского дела. Предположительно в это же время был пострижен в монашество с именем Антим и рукоположен в сан иеромонаха.
Валашский господарь Константин Брынковяну по рекомендации Патриарха Досифея пригласил А. И. как искусного мастера-типографа в Бухарест в 1689 г. В Валахии А. И. изучил румын. и церковнослав. языки и с 1691 г. был назначен руководителем господарской типографии. Здесь была напечатана первая книга А. И.- перевод с древнегреч. на новогреч. «Советов Василия Македонянина своему сыну Льву» (1691). В 1694 г. А. И. был назначен игуменом Снаговского мон-ря, где основал собственную типографию и напечатал Псалтирь (1694), Евангелие (1697) и др. книги. В 1701-1705 гг. А. И. снова работал в типографии Бухареста. 16 марта 1705 г. был хиротонисан во епископа Рымникского, с 28 янв. 1708 г.- митрополит Унгро-Влахийский. В своей новой резиденции в Тырговиште А. И. основал типографию в 1709 г. Первой здесь была напечатана «Книга годовой церковной службы». В 1713-1715 гг. по инициативе А. И. в Бухаресте был основан мон-рь Всех святых (совр. Антим мон-рь), ктитором к-рого А. И. оставался до своей смерти. Здесь он составил «Поучение для устроения честного монастыря Всех святых» в 32 главах, расписал дверь и окна мон-ря пышными орнаментами, сочетающими груз. и румын. черты, а также создал неск. скульптур для иконостаса монастырского собора.
Титульный лист книги «Кириакодромион». Алба Юлия, 1699 г.
Титульный лист книги «Кириакодромион». Алба Юлия, 1699 г.Книгопечатание и типографское дело стали главными в жизни А. И. Все 64 книги, изданные в Валахии в 1691-1716 гг., связаны с его именем. В этот период из типографий Бухареста, Снагова, Рымнику-Вылчи, Тырговиште под руководством А. И. вышли в свет издания религ. лит-ры на румын., греч., церковнослав., серб. языках, а также светские произведения, среди к-рых была и рус. «Грамматика» Мелетия (Cмoтpицкoгo) (1697). Эти книги отличались прекрасным оформлением и высокой полиграфической культурой, что свидетельствовало о многогранном таланте А. И. как художника. С помощью А. И. его ученики основали типографии в Алеппо (Сирия) и Тбилиси. Благодаря деятельности А. И. Валахия на рубеже XVII-XVIII вв. превратилась в важный культурный центр, снабжавший разные страны книгами. Одной из заслуг А. И. стало создание и введение в литургическую практику Румынской Церкви румын. языка.
А. И. принадлежит неск. оригинальных сочинений, среди к-рых особо следует отметить «Проповеди», произнесенные им с 1709 по 1716 г. и впервые изданные в 1886 г. под названием «Дидахи». В них А. И. выступал против алчности, социального неравенства и несправедливости. А. И.- автор ряда религ. сочинений, одним из самых ценных и оригинальных из к-рых являлись «Лики Ветхого и Нового Завета», преподнесенные в 1708 г. в дар господарю К. Брынковяну.
Посвятив всю свою жизнь делу просвещения, А. И. был сторонником сближения румын. народа с Россией в борьбе за освобождение Валахии от османской зависимости, встав в 1709 г. во главе антиосманского освободительного движения. В 1716 г. за связи с антиосманской коалицией в период австро-тур. войны (1716-1718) А. И. был смещен с кафедры, лишен сана и приговорен к пожизненному заключению в мон-ре св. Екатерины на Синае. По тайному приказу тур. властей был убит янычарами на пути к мон-рю, его тело было брошено в реку.
В 1992 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви причислил А. И. к лику святых. Существует прижизненное изображение А. И. (1711) на фреске церкви мон-ря Говора, выполненное по заказу К. Брынковяну, перестраивавшего мон-рь в 1710-1711 гг.
Соч.: Predici. Bucureşti, 1962; Opere. Bucureşti, 1972.
Лит.: Dobrescu N. Viaţa #i faptele lui Antim Ivireanul, mitropolitul Ungrovlahiei. Bucureşti, 1910; შანიმე ა. ჟართული სტამბის ისტორიისათვის // ლიტერატურული მემკვიდრეობა. თბილისი, 1935. Т. 1; შარაშიმე ჟ. პირველი სტამბა საჟართველოში (1709-1722). თბილისი, 1955; Şerbănescu N. Antim Ivireanul tipograf // Biserica Ortodoxă Română. Bucureşti, 1956. Vol. 74. № 8-9. P. 690-766; idem. Înca o carte tipărită de mitropolitul Antim Ivireanul // Ibid. 1976. Vol. 94. № 3-4. P. 349-355; კურდღელაშვილი შ. ჟართული სტამბის ისტორიიდან. თბილისი, 1959; Nanu I. Un monument istoric de artă religioasă: ctitoria mitropolitului Antim Ivireanul // Biserica Ortodoxă Română. 1961. Vol. 79. № 3-4. P. 223-318; Albala R. Antim Ivireanul şi vremea lui. Bucureşti, 1962; Ruffini M. Il mitropolitan Valacco Antim Ivireanul // Οἰκουμενικόν. 1966. Vol. 3. P. 357-398; Ştrempel G. Un cronograf ilustrat atribuit mitropolitului Antim Ivireanul // Romanoslavica. 1966. Vol. 13. P. 309-353; idem. Antim Ivireanul. Bucureşti, 1997; Джинджихашвили Ф. Антимоз Ивериели (Антим Ивериану): Жизнь и творчество. Тбилиси, 1967; Djindjiha#vili F. Antim Ivireanul cărturar umanist. Ia#i, 1982; Семенова Л. Е. Русско-валашские отношения в конце XVII - начале XVIII в. М., 1969; Negrici E. Antim, logos #i personalitate. Bucureşti, 1971; გვინჩიმე ო. ანთიმ ივერიელი. თბილისი, 1973; Păcurariu M. Mitropolitul Antim Ivireanul // Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Bucureşti, 1994. Vol. 2. P. 141-160.
Л. Е. Семёнова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.