АНХРА-МАЙНЬЮ


АНХРА-МАЙНЬЮ

[авест.- злой дух; Ангро-Майнью, Ангра-Манью; Ахриман (среднеперсид.), Ариман (греч.)], в зороастризме глава злых сил, враг всего благого. В Гатах дух зла (еще не собственно А.-М. более поздней традиции) - близнец духа добра и, вероятно, наряду с последним потомок Мазды. «Воистину есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, слове и деле - они оба, добрый и злой… Когда эти два духа схватились впервые, то создали бытие и небытие… из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой - дух святейший, облаченный в небесную твердь, выбрал праведность…» (Ясна. 30. 3-5; ср.: 45. 2 и 47. 3) Этот пассаж вызывает среди исследователей большие споры. В наст. время получило распространение мнение (О. Везендонк и Х. С. Нюберг), что реальная оппозиция здесь - оппозиция духа зла и духа добра, в то время как творец находится над ней (ср.: Ясна. 30. 11; 45. 1). В Младшей Авесте монотеизм уступает более четко выраженным дуалистическим тенденциям.

В противовес благим творениям божиим А.-М. породил всевозможные отрицательные явления: болезни, смерть, ядовитых и вредных животных, стужу, чародейство и др. (Видевдат. 1). Темные деяния определяются в Авесте как «не-жизнь»: А.-М. практически предлагает искушаемым им людям не иной принцип жизни, а уход в небытие, смерть. Иногда толкователи понимают термин «не-жизнь» как указание на то, что в нек-ром смысле А.-М. нереален, не существует (подлинным существованием обладает лишь добро, происходящее от бога). С людей, однако, не слагается ответственность за грехи. В известном смысле в своих несчастьях люди виноваты сами: тексты повествуют о грехопадении первой человеческой пары - Мартья и Мартьянаг, к-рые пали, объявив злого духа творцом мира (Бундахишн. 15). По преданию, А.-М. искушал (обещанием великой власти) и пророка Зороастра, но тот преодолел искус (Видевдат. 19).

Основным принципом действия А.-М. является Друдж (Ложь). Ложь, склоняющая к вероотступничеству, персонифицируется в образе развратной блудницы (Видевдат. 18; ср.: Иез 16; Ос 4. 11-18; Откр 17). Каждый человек обязан отвергнуть Ложь и самого А.-М. со всеми его служителями и во всех его проявлениях. Формула такого отвержения содержится в фраваране (символе веры). В конце времен всякое зло будет уничтожено и А.-М. будет побежден. Трудно, однако, понять, какова дальнейшая судьба А.-М. и будет ли он уничтожен. В обычном смысле сло́ва уничтожить его (т. е. отправить в «не-жизнь») нельзя, ибо он и так «не-жизнь». Но в Авесте определенно указывается, что наступит время, когда зла не будет.

Лит.: Wesendonk O. G. von. Das Wesen der Lehre Zarathustras. Lpz., 1927; Nyberg H. S. Questions de cosmogonie et de cosmologie mazdéennes // J. Asiatique. 1931. N 219. P. 193-244; Duchesne-Guillemin J. Ormazd et Ahriman. P., 1953.

Г. Г. Ястребов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АНХРА-МАЙНЬЮ" в других словарях:

  • АНХРА-МАЙНЬЮ — АНХРА МАЙНЬЮ, в зороастризме божество, олицетворение злого начала, антагонист Ахурамазды …   Современная энциклопедия

  • АНХРА-МАЙНЬЮ — в зороастризме главное злое божество, олицетворение злого начала, антагонист Ахурамазды …   Большой Энциклопедический словарь

  • анхра-майнью — в религии зороастризма божество, олицетворение злого начала и тьмы ср. ахурамазда); греческое название ариман. , Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Анхра-Майнью — в зороастризме главное злое божество, олицетворение злого начала, антагонист Ахурамазды. * * * АНХРА МАЙНЬЮ АНХРА МАЙНЬЮ, в зороастризме (см. ЗОРОАСТРИЗМ) главное злое божество, олицетворение злого начала, антагонист Ахурамазды (см. АХУРАМАЗДА) …   Энциклопедический словарь

  • Анхра-Майнью — (в Авесте Ангро майнью, др. иран. Ахраманью злой или враждебный дух, среднеперсидский Ахриман, у греческих авторов Ареиманиос, Ариман и др.)         в древнеиранских дуалистических религиях, в Зороастризме, у парсов (См. Парсы) глава злых божеств …   Большая советская энциклопедия

  • АНХРА-МАЙНЬЮ — (греч. Ариман ( Ariman)) в религ. системах Др. Ирана и Ср. Азии (маздеизме и зороастризме) злой бог, ведущий бесконечную борьбу с добрым богом Ахурамаздой, покровительствующий диким зверям и воинственным кочевникам, враг земледелия и оседлой… …   Советская историческая энциклопедия

  • Анхра-майнью —          в религ. системах Др. Ирана и Ср. Азии (маздеизме и зороастризме) злой бог, ведущий бесконеч. борьбу с добрым богом Ахурамаздой, покровит. диким зверям и воинств. кочевникам, враг земледелия и оседлой жизни. Упомин. в Авесте и надписях… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • ЗУРВАНИЗМ — [пехлеви, авест. зрванизм], совокупность древнеиран. религиозно философских концепций, в основе к рых лежит представление о главенстве бога времени и судьбы Зурвана (авест. Зервана). Возникновение учения З. традиционно связывают с осмыслением… …   Православная энциклопедия

  • ЗОРОАСТРИЗМ — древняя иран. религия, возникла на рубеже II и I тыс. до Р. Х.; была гос. религией во времена правления 3 иран. династий (Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской), господствовавших на большей части территории Ближ. и Ср. Востока с VI в. до Р. Х.… …   Православная энциклопедия

  • ЗОРОАСТРИЗМ — древняя религия иранских народов, названная по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра). По имени верховного божества Ахурамазды З. называется также маздеизмом. Возникнув в первые века 1 го тысячелетия до н.э., З. был распространен на… …   Философская энциклопедия

Книги

  • Дар Анхра-Майнью, Александр Рудазов. Существует тема, на которую писатели говорить не любят. А именно – откуда же все-таки берутся идеи и сюжеты? Обычно либо отбрехиваются, что просто выдумывают все сами, либо начинают кивать о… Подробнее  Купить за 9.99 руб электронная книга