- АНЧИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ
[Груз. ანჩის ეპარჟია] Мцхетского Католикосата, одна из древних епархий Грузинской Православной Церкви с кафедрой в с. Анчи (совр. с. Аначлы в иле Артвин, Турция). Образована на рубеже VI-VII вв. в исторической пров. Грузии Кларджети. Наряду с А. е. к этому времени в Кларджети существовали Ахизская епархия, территория к-рой после нашествия Мервана Глухого (30-е гг. VII в.) была разорена и включена в состав А. е. Территория А. е. охватывала Лиганисхеви и простиралась до Гонио (ვახუშტი ბაგრატიონი. აღწერა. С. 677). Кафедральный храм во имя Спаса был расположен на левом берегу р. Чорохи, к северу от ущелья р. Борчха, у подножия Испирской горы.
Алтарное полукружие храма в с. Анчи
Алтарное полукружие храма в с. АнчиС IX в. жизнь А. е. тесно связана с деятельностью 12 кларджетских мон-рей, основанных и обновленных архим. прп. Григорием Хандзойским, с чьим именем связано возрождение монастырского строительства и подвижничества в Тао-Кларджети. Позже титул архимандрита всех пустыней - анчели (ანჩელი) - был присвоен Анчийскому епископу. В груз. источниках анчели занимал 3-е место среди епископов Тао-Кларджети - после Ишханского и Ацкурского архиереев («Распорядок царского двора») и 11-е место среди архиереев Грузии - между Ишханским и Тбетским архиереями («Порядок дарбазоба по случаю коронации царей»). Мцхетский Католикос не рукополагал на Анчийскую кафедру без письменного согласия игуменов всех 12 мон-рей (Георгий Мерчул. Житие. Гл. 63. С. 136). По свидетельству Георгия Мерчула, Анчийские епископы были известны своими добродетелями: во время голода они насыщали небольшим количеством хлеба толпы алчущих. Анчели довольно активно участвовали в политических событиях страны. В 1028 г., во время правления груз. царя Баграта IV, визант. войска заняли юго-зап. регионы Грузии. Несмотря на то что многие из местной знати Тао и Кларджети приняли сторону Византии, церковные иерархи встали на сторону Баграта IV. Саба, еп. Тбетский, воздвиг крепость на границе своей епархии, собрал верных царю азнауров (вельмож) и организовал сопротивление, одним из активных участников к-рого был еп. Анчийский гимнограф Езра (მატიანე ჟართლისა. С. 292), известный своим песнопением Воскресению Господню. В XIV-XV вв. светские власти княжества Самцхе-Саатабаго, стремившиеся к политической независимости, склонили на свою сторону мн. местных архиереев. Последние не признавали верховенства Мцхетского престола и хиротонию получали из рук Ацкурского епископа (мацкверели), а сам мацкверели - непосредственно от Антиохийского Патриарха. Однако Мцхетским Католикосам (до полного завоевания этого края Турцией) нередко удавалось сохранить единство Церкви, ставя во главе епархий Самцхе-Саатабаго верных себе людей или добиваясь покаяния от «заблудших». Так, из документа 2-й пол. XV в. известно, что еп. Анчийский Керобин (Абелисдзе) дал Католикосу Давиду IV «клятву верности» в знак покаяния за отклонение от Мцхетского престола (ჟართული სამართლის მეგლები. Т. 3. С. 218-220).
Из Анчийских епископов известны также чудотворец Захария (ix в.); его преемник Цкири (IX в.), воспитанный при дворе тбилисского эмира Сахака и при его ходатайстве занявший Анчийскую кафедру, лишенный сана «за великое зло» на созванном прп. Григорием Хандзойским церковном Соборе и умерший от «Божественного мщения» за то, что послал народ разрушить мон-рь в Анчи (Георгий Мерчул. Житие. С. 137); Макарий (X в.), при к-ром было составлено житие прп. Григория Хандзойского; гимнограф Иоанн (XII-XIII вв.), заказавший оклад иконы «Анчийский Спас» и составивший в честь нее песнопение; Феофане (50-60-е гг. XIV в.); Иосеби (XIV-XV вв.), поддержавший кн. Самцхе атабага Иоане (1391-1444) в борьбе за выход епархии из-под юрисдикции Мцхетского Католикосата.
В 1555 г., после Амасийского договора между Ираном и Османской империей, Анчи перешел в руки турок, епархия пришла в упадок и в сер. XVII в. была упразднена. В 1664 г. тбилисский купец А. Евангулашвили перевез в Тбилиси из мон-ря Анчи знаменитую нерукотворную икону «Анчийский Спас», к-рую Католикос Доментий III поместил в тбилисской ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, названной после этого Анчисхати.
На протяжении мн. веков А. е. была одним из самых важных культурных центров Грузии. В кларджетских мон-рях, с к-рыми связаны имена мн. святых Грузинской Церкви, активно переписывались рукописи и создавались оригинальные лит. произведения. В 913 г. в мон-ре Опиза мон. Григорием было создано известное Опизское Евангелие; во 2-й пол. XI в. мон. Афанасием Опизским переписан Октоих (Кекел. А 93), перевод к-рого с греч. на груз. осуществил прп. Георгий Мтацминдели; с мон-рем связаны и имена золотых дел мастеров Беки и Бешкена Опизари, мон. Илариона Опизского, выкупившего у монголов неск. рукописей. Среди деятелей мон-ря Хандзта известны его основатель прп. Григорий Хандзойский, его ученик свт. Eфрем Великий (845-885), мон. Макар Летели, принимавший участие в переписке 1-й датированной груз. рукописи - Синайского Многоглава (864), прп. Георгий Мерчул. Из деятелей мон-ря Шатберди известны мон. Софром, заказавший Адишское Четвероевангелие; мон. Габриел, переписавший по заказу Габриела Мирдатисдзе Джручское Евангелие (Там же. Н 1660); каллиграф Иоане Берай, переписавший Шатбердский сборник (973-976) и Пархальское Четвероевангелие (973).
Недалеко от совр. тур. с. Аначлы сохранились руины кафедральной анчийской церкви, предположительно крестово-купольной. В нач. XIX в. храм был еще в хорошем состоянии, груз. историк Вахушти Багратиони, описывая местность Анчи, характеризует его как «благолепный и прекрасный» (ვახუშტი ბაგრატიონი. აღწერა. С. 677). Уже в 1879 г. Д. З. Бакрадзе засвидетельствовал, что храм почти полностью разрушен. В 1904 г. Н. Я. Марр писал, что сохранившиеся части сев.-зап. угла и сев. стены храма, алтарная апсида с частью купола, разрушенные стены сев. и юж. приделов снаружи и изнутри были облицованы чисто тесанными квадрами песчаника, к нач. XX в. практически полностью сбитыми местными жителями, вставлявшими их в стены своих домов. Фрагменты убранства фасада, найденные в селе, позволяют датировать церковь 1-й пол. XI в. Камнями из церковной кладки в значительной степени была облицована сельская мечеть.
Ист.: ჟორდანია თ. // ჟრონიკები. თბილისი, 1897. T. 2. C. 167; 175; 267-268; 482; Георгий Мерчул. Житие св. Григория Хандзтийского // Тексты и разыскания по арм.-груз. филологии / Введ., изд., пер. Н. Я. Марра. СПб., 1911. Т. 7; ეზრა: დასდებელნი წმიდისა აღდგომისანი // მველი ჟართული ლიტერატურია ჟრესტომათია / შედგენილი ს. ყუბანეიშვილის მიერ. თბილისი, 1946. Т. 1. С. 343-346; იოანე ანჩელი: გალობანი ანჩისხატისანი // Там же. С. 381-389; მატიანე ჟართლისა // КЦ. Т. 1. C. 292; ვახუშტი ბაგრატიონი. აღწერა სამეფოსა საჟართველოსა // Там же. Т. 4. С. 677; გიორგი მერჩულე. გრიგოლ ხანცთელის ცხოვრება // მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები. თბილისი, 1963. T. 1. C. 248-319; ჟართული სამართლის მეგლები / ტეჟსტები გამოსცა, შენიშვნები და სამიებელი დაურთო ი. დოლიმემ, თბილისი, 1965. T. 2. C. 48; 1970. Т. 3. С. 181-186, 218-220, 244-246; ხელმწიფის კარის გარიგება / ტეჟსტები გამოსაცემად მოამზადა და ინგლისურად თარგმნა, წინასიტყვაობა, ლეჟსიკონი, შენიშვნები და კომენტარები დაურთო ჟეთევან სურგულამემ. თბილისი, 1993. C. 26.
Лит.: Бакрадзе Д. Археологическое путешествие по Гури и Адчар. СПб., 1878. С. 83-84; он же. Об археологической поездке, совершенной в 1879 г. по поручению Академии наук // ЗИАН. 1889. Т. 37; Марр Н. Я. Дневник поездки в Шавшию и Кларджию // Тексты и разыскания по арм.-груз. филологии. СПб., 1911. Т. 7. С. 93-95; ინგოროყვა პ. მველი ჟართული სასულიერო პოეზია. თფილისი, 1913. Т. 1. С. VIII-X, 158-164; он же. გიორგი მერჩულე // ჟართველი მწერალი მეათე საუკუნისა, თბილისი, 1954. C. 376-380; შარამე ჟ. სამხრეთ საჟართველოს ისტორიის მასალები (XV-XVI სს.). თბილისი, 1961. С. 85-98; მენაბდე ლ. მველი ჟართული მწერლობის კერები. თბილისი, 1962. T. 1. Сб. 2. С. 383-440; კეკელიმე კ. ეზრა // მველი ჟართული ლიტერატურის ისტორია. თბილისი, 1980. Т. 1. С. 170; Djobadze W. Early Medieval Georgian Monasteries in Historic Tao, Klarjet'i and Šavšet'i. Stuttg., 1992. P. 54-56.
Т. Картвелишвили, Н. Гургенидзе, М. Сургуладзе
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.