- АРКОСОЛИЙ
Раннехрист. аркосолии в катакомбах св. Коммодиллы. Кубикула Льва. IV в.
Раннехрист. аркосолии в катакомбах св. Коммодиллы. Кубикула Льва. IV в. [лат. arcosolium от arcus - арка и solium - трон, гроб, саркофаг], термин, употребляемый для описания погребальных сооружений в виде арочных ниш в стенах церковных зданий или катакомб; как надписание встречается на лат. раннехрист. надгробиях. А. устраивались в кубикулах (залах) знатных и богатых семей в языческих и христ. катакомбах с III-IV вв.: в нишу ставился саркофаг или в ее дне вырубалась скальная могила; передняя стенка А. могла иметь надпись или орнамент (с IV в. расписываются также тимпан и внутренняя поверхность арки). В раннехрист. период А. сооружались повсеместно и над отдельными захоронениями в гробницах и подземных склепах (группа склепов V-VI вв. с расписанными А. открыта в 90-х гг. XX в. в Фессалонике). Подобная архитектурная организация захоронения была хорошо известна эллинистическому Востоку, в т. ч. в Палестине рим. периода (Гроб Господень описывается как скальная гробница с аркосолийной нишей, где погребение заменяет «скамья»). Христианство сохранило эту форму погребальных сооружений как в подземных, так и в наземных храмах. А. позволял архитектурно выделить почитаемые захоронения и существенно увеличить их количество, не занимая пространства храма (могилы помещались в фундаменте стены).Простейшие формы А. были широко распространены в средневизант. эпоху в К-поле, а также в провинциях Византийской империи: в М. Азии, слав. землях на Балканах (напр., А. в ц. св. Ахиллия на оз. Преспа), в Крыму (храм X в. в портовом районе Херсонеса, мон-ри побережья, церкви Сурхата (Солхата) XIV-XV вв.)). В эпоху Палеологов появляются богато украшенные резьбой мраморные обрамления А., ведущие происхождение от резных кивориев (люнеты арки в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг., с изображением Христа и ангелов; фрагменты А. из мон-ря Липса Константина в К-поле, до 1282 г., с изображением Тайной вечери и ангелов).
На Руси А. широко применялись в храмах, городских и монастырских соборах, имевших погребения, на протяжении всего древнерус. периода. Они часто занимают все пространство вдоль стен наоса и специально пристраиваемых капелл, галерей или даже специальных крипт (храм XII в. в Чернигове). Размещение А. не только по линии юж. и сев., но также зап. стены (нек-рые монастырские соборы XII-XIII вв. в Смоленске) говорит о том, что желание создать дополнительные А. перевешивало потребность следовать традиц. для христиан ориентации погребений с запада на восток. А. часто устраивались над раками с мощами святых, в т. ч. в межалтарных стенах (Успенский собор Московского Кремля собор Московского Кремля) и на солее перед иконостасом.
Лит.: Kollwitz J. Arcosolium // RAC. 1950. Bd.1. S. 643-645; Kourkourtidou-Nicolaidou E. From the Elysian Fields to the Christian Paradise // The Transformation of the Roman World, AD 400-900 / Ed. L. Webster, M. Brown. L., 1997. P. 128-142; Čurčič S. Medieval Royal Tombs in the Balkans: An Aspect of the «East or West» Question // GOTR. 1984. Vol. 29; Teteriatnikov N. B. Burial Places in Cappadocian Churches // Ibid.; Панова Т. Д. Погребальные комплексы на территории Московского Кремля // Сов. арх. 1989. № 1; она же. Городской погребальный обряд средневековой Руси: АКД. М., 1990; Поповић Д. Српски владарски гроб у сред ом веку. Београд, 1992; Коваленко В., Раппопорт П. Храм-усыпальница в Чернигове // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1993. С. 36-53.
Л. А. Беляев
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.