АРМАГЕДДОН

АРМАГЕДДОН

[Греч. ῾Αρμαγεδών], название места, куда, согласно кн. Откровения св. Иоанна Богослова (16. 13-16), 3 нечистых духа, они же бесовские духи, вышедшие из уст дракона, зверя и лжепророка, собирают царей земли на эсхатологическую битву в «великий день Бога Вседержителя». Хотя этимология слова А. остается предметом дискуссий, с филологической т. зр. наиболее приемлемо мнение, согласно к-рому А. является греч. транслитерацией древнеевр. словосочетания    - гора Мегиддо. Одноименный город (в Синодальном переводе - Мегиддон) неоднократно упоминается в ВЗ, причем лишь один раз встречающаяся в евр. тексте форма с конечным «нун» ( : Зах 12. 11; в LXX в данном месте упоминание о Мегиддо отсутствует) в передаче на греч. в Септуагинте становится частой (Μαγεδων или Μαγεδδων: Нав 12. 22; Суд 1. 27; 4 Цар 9. 27; 2 Пар 35. 22). Эта гипотеза, однако, ставит перед толкователем определенные проблемы. Выражение «гора Мегиддо» не встречается ни в Свящ. Писании, ни в др. источниках, т. к. г. Мегиддо не располагался на горе. Напротив, в Библии есть указания на долину Мегиддо (2 Пар 35. 22; Зах 12. 11; евр.   ). Кроме того, в евр. эсхатологии последняя эсхатологическая битва связана не с Мегиддо, а с Иерусалимом.

В качестве разрешения этой проблемы предлагались следующие соображения. В словосочетании «гора Мегиддо» название города может относиться и к его окрестностям, и А. можно рассматривать как указание на гору Кармил, недалеко от подножия к-рой располагался Мегиддо. С этим местом в истории Израиля связана традиция сражений с врагами народа Божия, и не исключено, что эти события могли восприниматься Тайнозрителем как некий прообраз сражения в «великий день Бога Вседержителя». Именно на горе Кармил происходил спор между прор. Илией и лжепророками Ваала, закончившийся их бесславным поражением (3 Цар 18. 19-40); здесь на «водах Мегиддо» израильтяне под предводительством Деворы и Варака одержали победу над войсками хананеянина Сисары (Суд 4. 1-24 и 5. 19); на «равнине Мегиддо» иудеи потерпели поражение от войск егип. фараона Нехо, когда был убит праведный иудейский царь Иосия (4 Цар 23. 29; 2 Пар 35. 22-24) (Lohmeyer E. Die Offenbarung des Johannes. Tüb., 1953. S. 137). Мегиддо упоминается в контексте, к-рый может считаться эсхатологическим (Зах 12. 11 по евр. тексту), причем «плач в долине Мегиддо», о к-ром говорится в данном случае, указывает на связь с событиями 4 Цар 23. 29 и 2 Пар 35. 22-24.

Согласно др. истолкованию, А. может представлять собой неточную греч. передачу евр. словосочетания    - гора собрания. В Ис 14. 13 оно обозначает то место «на высотах облачных», куда вавилонский царь намеревался вознести свой престол (в Синодальном переводе правильно по смыслу добавлено «гора в сонме богов»). Поскольку вавилонский царь в христ. экзегезе является образом сатаны, а в 14-18 главах Апокалипсиса неоднократно говорится о падении Вавилона, видеть в слове «А.» аллюзию на Ис 14. 13 не представляло бы трудности (Kraft G. Die Offenbarung des Johannes. Tüb., 1974. S. 209-210), но недостаточная фонетическая близость греч. и евр. выражений, и в частности проблематичный переход евр. «айина» () в греч. «гамму» (γ), делают эту гипотезу менее вероятной, нежели предыдущая (И. Иеремиас).

Кроме «Мегиддо» (Зах 12. 11) и «горы собрания» как мест последней битвы в евр. эсхатологии называются также «горы Израилевы», о к-рых прор. Иезекииль пишет как о месте, где Бог - защитник Израиля - разбивает полчища «Гога в земле Магога» (Иез 38. 8, 21; 39. 2, 14, 17). Эта тема эсхатологической битвы с языческим народом «Гогом» неск. изменяется в Откр 20. 7, где Гогом и Магогом названы народы, к-рые освобожденный из тысячелетнего плена сатана обольстит и соберет на брань (ср.: Откр 16. 14-16).

Др. гипотеза, заслуживающая внимания, предлагает вместо евр.   читать   Его сладкие плоды или Его сладость. Т. о. А. этимологизируется как гора Его сладости, под к-рой понимается Иерусалим (Сион). Такая интерпретация поддерживается следующей аргументацией. Во-первых, оговорка «место называется по-еврейски Армагеддон» предполагает, что речь идет не о конкретном географическом, а об образно-описательном обозначении места (ср., напр., др. эпитет Иерусалима в Откр - «город возлюбленный» (20. 8), к-рый обнаруживается также в повествовании о последней схватке с Гогом и Магогом). Во-вторых, именно Иерусалим выступает в качестве эсхатологической битвы в пророческой лит-ре (Иоиль 3. 16-18; Зах 14) и в Откр (14. 14-20; 20. 7-10). Наконец, само название Иерусалима как «горы Его сладости» соотносится с эсхатологическим пророчеством Иоиля: «И будет в тот день: горы будут капать вином (LXX - γλυκασμόν - сладкий сок) и холмы потекут молоком» (3. 17) (Bowman J. Armagedon // IDB. Vol. 1. P. 227).

В святоотеческой экзегезе св. Ипполит Римский и блж. Иероним размещали А. в Палестине, отождествляя его либо с Иосафатовой долиной или c г. Фавор. В толкованиях Андрея Кесарийского и Икумения было предложено понимание А. как «рассечения, или убийства». Вероятно, слово «А.» представлялось здесь происходящим от евр. корня   (  резать). (The Complete Commentary of Oecumenius on the Apocalypse / Ed. H. C. Hoskier. Ann Arbor, 1928. P. 179-180; Schmid J. Studien zur Geschichte des Griechischen Apokalypse-Textes. Münch., 1955. S. 175.) Такой взгляд не лишен оснований, ибо уже в Зах 12.11 греч. перевод передает «долину Мегиддо» как «равнина отсеченного, истребленного» - πεδίον ἐκκοπτομένου (слав. перевод здесь следует евр. тексту).

Лит.: Орлов Н., свящ. Апокалипсис святого Иоанна Богослова: Опыт правосл. толкования. М., 1904, 1999р. С. 399-402; Jeremias J. ̀βυλλετΑρ Μαγεδών // ThWNT. Bd. 1. S. 467; idem. ̀βυλλετΑρ Μαγεδών (Apc. 16.16) // ZNW. Bd. 31. 1932. S. 73-77; Strobel A. Der Berg der Offenbarung // Verborum Veritas: Festschrift für G. Stählin. Wuppertal, 1970. S. 133-146; idem. Αρμαγεδων // EWNT. Bd. 1. S. 366; Shea W. H. The Location and Significance of Armageddon in Rev.16. 16 // Andrews Univ. Seminary Stud. 1980. Vol. 18. P. 157-162; Loasby R. E. «Har-Magedon» according to the Hebrew in the Setting of the Seven Last Plagues of Revelation 16 // Ibid. 1989. Vol. 27/2. P. 129-132; LaRondelle H. K. The Etymology of Har-Magedon (Rev 16:16) // Ibid. P. 69-73.

А. С. Небольсин, свящ. Леонид Грилихес


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "АРМАГЕДДОН" в других словарях:

  • армагеддон — см. война Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. армагеддон сущ., кол во синонимов: 3 • …   Словарь синонимов

  • Армагеддон — (евр. гора (или горы) Мегиддо ). Так в Откр 16:16 названо место, куда в день Бога Вседержителя соберутся на брань цари земли всей вселенной . В сходном по содержанию пророчестве Иезекииля (Иез 38:8,21; 39:2,4) говорится о горах Израилевых . У вод …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • АРМАГЕДДОН — (греч. Άρμαγεδδών), в христианских мифологических представлениях место эсхатологической битвы на исходе времён, в которой будут участвовать «цари всей земли обитаемой» (Апок. 16, 14 16). По видимому, слово «А.» транслитерация еврейского… …   Энциклопедия мифологии

  • Армагеддон — Из Библии. В Новом Завете, в Апокалипсисе (Откровении Иоанна Богослова, гл. 16, ст. 16), так (на древнееврейском языке) названо место, где должна состояться последняя, решающая битва между силами Бога и силами Зла. Это сражение и ознаменует собою …   Словарь крылатых слов и выражений

  • Армагеддон — (греч.), в христианской эсхатологии место эсхатологической битвы на исходе времен, в которой будут участвовать «цари всей земли обитаемой» (Откр. 16:14 16). По видимому, слово «А.» транслитерация еврейского словосочетания har megidd6 (более… …   Энциклопедия культурологии

  • Армагеддон — У этого термина существуют и другие значения, см. Армагеддон (значения). Руины на вершине Мегиддо Армагеддон (др. греч …   Википедия

  • АРМАГЕДДОН — местность, где, согласно Апокалипсису, произойдет решающая битва сил добра и зла. Название считается производным греческим эквивалентом от древнееврейского названия Наr Megiddo «горная местность Мегиддо» (долина в районе Хайфы). На данной… …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

  • Армагеддон — в христианских представлениях место последней битвы добра со злом (ангелов и демонов) на исходе времён, где будут участвовать «цари всей земли обитаемой» (Апок. 16, 14 16). Также Армагеддон обозначение самой Армагеддонской битвы. Слово… …   Католическая энциклопедия

  • Армагеддон — в христианстве ( “Апокалипсисе”) место эсхатологической битвы на исходе времён, в которой будут участвовать “цари всей земли обитаемой”. По видимому, слово “Армагеддон” означает “гора у города Мегиддо” ()… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Армагеддон — (Отк.16:16 ) (вершина Мегиддо) город при подножии горы Кармил, получивший известность, как место кровавых битв и умерщвления Иосии (4Цар.23:29 , Суд.5:19 ). Название означенного города вследствие прежней истории и событий оного употребляется… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Армагеддон, Роман Злотников. Империя очень быстро поднимается. Вместо того чтобы развивать свои традиционные сырьевые отрасли, Россия делает скачок в высоких технологиях и постепенно заполняет мировой рынок своими… Подробнее  Купить за 490 руб
  • Армагеддон, Тим Лахэй, Джерри Б. Дженкинс. В одиннадцатой книге серии Left Behind - Армагеддон - отряд Скорби собирается на Ближнем Востоке в предверии самой грандиозной битвы в истории человечества. В последний год перед Армагеддоном… Подробнее  Купить за 242 грн (только Украина)
  • Армагеддон, ЛаХэй Тим, Дженкинс Джерри Б.. В одиннадцатой книге серии "Left Behind"-"Армагеддон"-отряд Скорби собирается на Ближнем Востоке в предверии самой грандиозной битвы в истории человечества. В последний год перед Армагеддоном… Подробнее  Купить за 226 руб
Другие книги по запросу «АРМАГЕДДОН» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»