- АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ
[лат. Arnoldus de Brixia, итал. Arnaldo da Brescia] (ок. 1100, Брешиа - 1155, Рим), средневек. итал. религ. проповедник, сторонник радикального реформирования католич. Церкви. Ок. 1119 г. закончил обучение в Париже, где посещал лекции Петра Абеляра, являясь одним из его последователей (хронист Оттон Фрайзингенский называет его учеником Абеляра). Вернувшись в Италию, А. Б. принял сан священника, стал приором мон-ря регулярных каноников в Брешии. В своих проповедях он выступил против епископа Манфреда, что повлекло за собой восстание и изгнание последнего из города. Проповедник, однако, был осужден как схизматик папой Иннокентием II на Латеранском II Соборе (1139) и изгнан из Италии.
Отправившись в Париж, А. Б. подвергся преследованиям как сторонник Абеляра. После того как они оба по настоянию св. Бернарда Клервоского были осуждены на Санском Соборе (1140), А. Б., изгнанный из Франции кор. Людовиком VII, бежал в Цюрих, а потом в Пассау под защиту кард.-легата Гвидо, к-рый, после смерти Иннокентия II став папой под именем Целестина II, способствовал возвращению А. Б. в Италию. Новый папа Евгений III, ученик Бернарда Клервоского, присудил А. Б. к покаянному паломничеству в Рим (1145), где тот был вовлечен в народное восстание, в результате к-рого папа был изгнан из города и была провозглашена Римская республика, причем проповеди А. Б. оказали большое влияние на позицию республиканцев. А. Б. считается автором 3 писем с подписью «преданный член сената» (quidam fidelis senatus), адресованных герм. кор. Конраду III с предложением стать во главе республики. Кроме того, А. Б. выработал план политической реформы Римской республики: выступая против светской власти папы, он предлагал сохранить за понтификом только авторитет церковного учителя и судьи в духовных делах; к верховному органу власти республики сенату должна была быть присоединена курия представителей среднего рыцарства, а на Форуме должно было быть восстановлено народное собрание. В 1155 г. папа Адриан IV наложил на Рим интердикт и потребовал от граждан изгнания или выдачи А. Б., отлученного от Церкви. Бежавший из Рима в Тоскану А. Б. был схвачен имп. Фридрихом I Барбароссой, к-рый совершал коронационный поход в Рим, и передан папе. Осужденный как еретик, А. Б. был повешен, его тело сожжено, пепел брошен в Тибр. Проповеди А. Б. не сохранились.
Взгляды А. Б. на реформу Церкви вначале оставались в рамках традиц. требований обновления Церкви: он осуждал обмирщение духовенства, симонию и феодальные связи прелатов. Со временем идеи А. Б. стали более радикальными: он отверг право Церкви на владение имуществом и принцип церковной иерархии (в этом его взгляды приближаются к учению катаров). А. Б. требовал от Церкви отказаться от земельных владений и светской власти, ограничившись добровольными приношениями прихожан; он отрицал подлинность «Константинова дара» и отказывал папам в правах на Патримоний св. Петра (см. Папская область). А. Б. утверждал, что верующие не должны подчиняться испорченному духовенству, а могут исповедоваться друг другу. Верный этому принципу, перед смертью А. Б. отказался от священника, сказав, что исповедуется Христу.
Последователи А. Б., арнольдисты, придерживались 2 основных положений его учения - отрицания церковного имущества и светской власти папы, а также таинств, совершаемых якобы грешными священниками. Учение А. Б. неоднократно осуждалось папами, в т. ч. Луцием III (1184); малочисленные последователи арнольдистов объединились с катарами и вальденсами.
Лит.: Greenaway G. W. Arnold of Brescia. Camb., 1931; Stefano A. de. Riformatori ed eretici del medioevo. Palermo, 1938; Бортник Н. А. Арнольд Брешианский - борец против католической церкви. М., 1956; Cognasso F. Arnaldisti e comunità arnaldista. Torino, [1959]; Frugoni A. Arnaldo da Brescia nelle fonti del secolo XIII. Torino, 1989n; De Castro G. Arnaldo da Brescia e la rivoluzione romana del 12 secolo. Mil., 1989; Arnaldo da Brescia e il suo tempo / A cura di M. Pegrari. Brescia, 1991.
Н. Д. Прокофьева
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.