- АРСЕНИЙ I
(кон. XII в.- 1266), свт. (пам. 28 окт., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей), архиепископ Сербский (1233-1263/64), Предстоятель Сербской автокефальной Церкви, ученик и преемник св. Саввы I. Род. в Среме. Древнейшее житие определяет место его рождения как «Далматию», т. е. либо это Сербия в соответствии с визант. средневек. географической номенклатурой, либо Далмация. Сведения о раннем периоде жизни А., включая его мирское имя, отсутствуют. Первое упоминание о нем в источниках (жития св. Саввы, написанные Доментианом и Феодосием) относится к его избранию и поставлению из иеромонахов во архиепископа. Св. Савва, оставляя архиепископскую кафедру, выбрал своим преемником А., «его же испытнее паче инех беззлобием и правдою украшена знаше, мужа преподобна во всем, присно боящася Бога и заповеди его соблюдающа». Одним из первых деяний А. в сане архиепископа стало перенесение (ок. 1237) в Сербию из болг. столицы Тырнова мощей св. Саввы, умершего по пути на родину после паломничества к святыням правосл. Востока. А. завершил ряд храмозданных начинаний своего учителя, при нем был расписан (ок. 1260) собор св. Апостолов в Печском мон-ре (см. Печ); в алтаре сохранилась молитвенная надпись с именем архиепископа (Стоjановић. I, № 15). На время архиепископства А. приходится создание большинства житий и служб св. Савве, в росписях печского собора впервые (при этом дважды) помещено живописное изображение последнего. За неск. лет до кончины А. оставил кафедру и удалился на покой. Был похоронен в соборе св. Апостолов, ставшем с тех пор местом погребения серб. первосвятителей.
Почитание
Свт. Арсений I, Архиепископ Сербский. Роспись параклиса вмч. Димитрия ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. 1350 г.
Свт. Арсений I, Архиепископ Сербский. Роспись параклиса вмч. Димитрия ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. 1350 г. Проявление мощей А. случилось вскоре после его кончины, во время пребывания на кафедре его преемника Саввы II (между 1266 и 1271). Однажды ночью братия мон-ря услышала звук, подобный раскату грома, раздавшийся в церкви, где находилась гробница А. Войдя в храм, иноки обнаружили, что каменная гробница, в к-рой покоился А., раскололась. Тогда архиеп. Савва и священники, облачившись в богослужебные одежды, отправились в церковь и торжественно перенесли мощи А. из открытой гробницы в ц. Петра и Павла, поместив их на видном месте в ковчеге. При перенесении мощей произошло чудесное исцеление пришедшего в мон-рь инока, страдавшего от нарыва в горле. Слух об открытии чудотворных мощей разнесся по всей стране и на поклонение к ним начали стекаться богомольцы. Исцеление от мощей получил юноша из Срема, глухонемой и страдавший желудочной болезнью. Во времена архиепископства Евстафия II (1279-1286) в день памяти А. произошло чудо с умножением вина. При архиеп. Иакове (1286-1291) исцеление на гробнице А. получил греч. монах, а позднее некая жена, у к-рой рука вросла в утробу. В 1290 г., когда войска видинского болг. правителя Шишмана ворвались на серб. территорию и дошли до Печа, заступничеством святых Симеона, Саввы и А. явилось небесное знамение (падение метеорита), и захватчик был разбит в сражении. Ок. 1330 г. архиеп. Даниил I посвятил А. капеллу собора в Пече. Кроме того, А. посвящена церковь в Штавле (близ Сеницы, Словакия). А. упоминается в числе святых предстателей за Сербию и Сербскую Церковь в грамотах архиеп. Саввы III (не позднее 1316) и кор. Стефана Уроша II Милутина (не позднее 1321). В месяцесловах серб. печатных книг память А. помещается начиная с Псалтири с восследованием (Цетине, 1494). Мощи А. до 1737 г. находились в Пече (между 1724 и 1727 Карловацкий митр. Викентий (Попович) прислал покров для ковчега), позднее упоминается, что они находились (неясно, полностью или частично) в мон-рях Доволя, Ждребаоник (в наст. время здесь сохранился деревянный ковчег) и Морача. После 1716 г. часть мощей А. пребывает в Крушедоле, др. часть в XVIII в. (согласно надписи на ковчеге) была в Добричево. В 1933 г. небольшая часть мощей была перенесена архиеп. Нестором в г. Харбин (Маньчжурия).Почитание А. в России
начинается на рубеже XIV-XV вв. в связи с распространением Иерусалимского устава. Тропарь и кондак А. находятся в месяцеслове Псалтири с восследованием 1-й четв. XV в. (РГБ. Фунд. собр. МДА. № 142), к-рая является рус. списком с рукописи, принадлежавшей митр. Киприану; помещены они и в тверском списке Иерусалимского устава 1438 г. (ГИМ. Син. 331). Жития А. в восточнослав. рукописной традиции неизвестны, но с 70-х гг. XV в. в списках Стишного Пролога новгородского (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 3933. 1479 г., Спасо-Хутынский мон-рь) и западнорус. (ГИМ. Увар. № 56-1о, посл. четв. XV в.) происхождения под 28 окт. встречается стих А. (список аналогичный хутынскому использован и при составлении Великих Миней-Четьих). С сер. XV в. известны и восточнослав. списки службы А. (редакция архиеп. Даниила) в составе Миней служебных и праздничных, получившей к XVI в. достаточно широкое распространение и в Московской Руси и в Западнорусской (Киевской) митрополии. В сер. XVI в. А. был включен в число новых чудотворцев, общерус. почитание к-рых было установлено Собором 1549 г.
Агиография
Древнейшее житие А. (точнее, Слово об обретении мощей с элементами похвалы, по-видимому, совр. событию) сохранилось в единственном списке рубежа XIII-XIV вв. в составе серб. нестишного Пролога (Загреб. Архив ХАЗУ. III с 6), изданном В. А. Мошиным. Через полвека после преставления А. его житие было написано архиеп. Даниилом II (Старшим) как составная часть своеобразной серб. Степенной книги - «Житий королей и архиепископов сербских» (как отдельный памятник не встречается).
А. А. Турилов
Гимнография
Древнейшая служба А., написанная, вероятно, вскоре после его кончины в связи с обретением мощей, сохранилась фрагментарно, в объеме 9-й песни канона, на листах из серб. Минеи служебной на октябрь 2-й четв. XIV в., приплетенных к Евангелию тетр (ГИМ. Хлуд. 13. Л. 293); др. списки в наст. время неизвестны. В серб. рукописной и печатной традиции, начиная со 2-й четв. XIV в., распространена служба А., автором к-рой исследователи считают архиеп. Даниила II (1324-1337). Древнейший датированный список 1342 г. находился в Оливеровой Минее из старого собрания Народной б-ки Сербии в Белграде, сгоревшей в результате фашистской бомбардировки в 1941 г.; ныне старшим полным является, вероятно, список в составе Минеи служебной октябрьской 1388 г. (ГИМ. Хлуд. № 146). Служба А. обозначается как бденная (см. Знаки праздников месяцеслова). Она входит во все издания «Сербляка», начиная с рымникского (1761). В списке сер. XIX в. (не ранее 1854) известны акафист и похвала А. (Черногория, мон-рь Св. Троицы близ Плевли. № 60/76).
Иконография
Известны прижизненные живописные изображения А. Древнейшее находится в притворе кор. Радослава в Студенице, ок. 1235 г. Святитель представлен в рост, в архиерейском облачении (белой фелони и омофоре), в левой руке - Евангелие (вместе с Саввой I). Изображение А. (седобородого старца в полиставрии) находится также в жертвеннике собора св. Апостолов в Пече, ок. 1260 г., в символическом изображении протесиса (проскомидии), где святитель помещен слева (в руке потир), св. Савва написан справа. В композиции протесиса А. также изображен: в притворе вмч. Георгия и Св. Троицы мон-ря Сопочаны, 1342-1345 гг.,- с архиеп. Саввой и в алтаре параклиса вмч. Димитрия в притворе ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, 1350 г. В росписях притвора А. в Пече (ок. 1337) по повелению архиеп. Даниила были изображены сцены жития: поставление А. во диакона св. Саввой, во священника (изображения не сохранились, уцелели лишь надписи), во архиепископа и успение А. На иконографию фресок оказала влияние иконография жития свт. Николая Мирликийского, мастер опирался также на текст жития А., написанного Даниилом. Между сер. XV и сер. XVI в. образ А. в серб. живописи не встречается. После восстановления Печского Патриархата вновь появляются многочисленные изображения А.: во фресках припраты собора в Пече (1561), в диаконнике Студеницы (1568), в припрате Грачаницы (1570) и в др. позднейших росписях. Образ А. (вместе с Иоанном Предтечей и архиеп. Саввой I) встречается также на иконе кон. XVII в. (Церковный музей в Белграде) и на миниатюре архиерейского Чиновника рубежа XVII-XVIII вв. (Университетская б-ка в Белграде. № 25). С XVIII в. известны гравированные изображения А., старшее в «Стематографии» Х. Жефаровича (1747); святитель изображен на одном листе с архиеп. Саввой II, в руках раскрытая книга, оба в митрах. Описание изображения А. содержится в рус. иконописных подлинниках, в подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., под 28 окт. сказано: «Брадою и власы аки апостол Андрей, риза святительская, амфор [омофор] и Евангелие, на главе шапка, испод дымчат». С. 43.
Изд. житий: Mošin V. Čirilski rukopisi Jugoslavenske Akademije. Zagreb, 1955. Dio 1. S. 160; Животи краљева и архиепископа српских / Изд. Ђ. Даничић. Загреб, 1866. С. 232-272; Данило Други, архиеп. Животи краљева и архиепископа српских. Службе. Београд, 1988. С. 25-40; службы: Правила молебная святых сербских просветителей. Рымник, 1761. Београд, 18613. Л. 56об.- 68об.; Србљак / Службе. Канони. Акатисти. Београд, 1970. Књ. 2. С. 7-48; Штављанин-Ђорђевић Љ. Jедан нови (непотпуни) препис службе српском архиеп. Арсениjу // Археографски прилози. Београд, 1970. [Књ.] 1. С. 103-118.
Лит.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 45; Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево, 1965. С. 71-77; Милошевић Д. Срби светитељи у старом српском сликарству // О Србљаку: Студиjе. Београд, 1970. С. 163, 188-192; Трифуновић Ђ. Белешке о делима у Србљаку // Там же. С. 292-294; Ђурић В. Византиjске фреске у Jугославиjи. Београд, 1975. С. 37-38; Историjа српског народа. Београд, 1981. Књ. 1. С. 312, 355, 396, 413, 416-418, 643; Хризостом Столић, jером. Православни светачник. Београд, 1988. С. 115; Милеуснић С. Свети Срби. Крагуjевац, 1989. С. 58-63; Николаj, еп. Охридски пролог. Ваљево, 1991. С. 860; Слиjепчевић Ђ. Историjа Српске православне цркве. Београд, 1991. Т. 1. С. 108-110, 118, 119, 132, 134, 140-146; Thomson F. J. Archbichop Daniel II of Serbia. Hierarch, Hagiographer, Saint - with Some Comments of the Vitae regum et archiepiscoporum Serbiae and the Cults of Medieval Serbian Saints // AnBoll. 1993. Vol. 111. P. 103-134; Српски jерарси. С. 22-24; Naumov A. Wiara i historia. Kraków, 1996. S. 55. (Krakowsko-wileńskie studia slavistycznie; T. 1); Турилов А. А. Южнославянские памятники в литературе и книжности Литовской и Московской Руси XV - первой половины XVI в.: парадоксы истории и географии культурных связей // Славянский альманах, 2000. М., 2001. С. 255-258, 261.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.