- АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ
[Калипосский, Монах; груз. არსენი იყალთოელი] (Вачесдзе; ок. 1050, с. Икалто, пров. Кахети, Грузия - 6.02.1127, там же), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт, наставник и духовник блгв. царя Давида IV Строителя. Сведения об А. И. содержатся в колофонах и приписках в рукописях его оригинальных или переводных трудов. Происходил из груз. княжеского рода. Начальное образование получил в мон-ре Икалто, там же, по-видимому, принял постриг. Есть основание полагать, что А. И. продолжил образование в богословской академии Мангана в К-поле, где ознакомился с богословско-философским учением Михаила Пселла и Иоанна Итала. Подвизался в сир. мон-ре св. Симеона Чудотворца на Чёрной горе (около Антиохии), где под духовным рук. прп. Ефрема Мцире под именем Арсения Монаха начал лит. деятельность - перевел неск. сочинений Симеона Метафраста, исследуя, в частности, причины раскола с т. н. нехалкидонскими Церквами. Вскоре перешел в Калипосский мон-рь на Чёрной горе, где продолжил лит. деятельность под именем Арсения Калипосского. Вероятно, уже после кончины прп. Ефрема (1101) А. И. возвратился в К-поль и поступил в мон-рь св. Георгия, где перевел «Путеводитель» прп. Анастасия Синаита и «Хронограф» Георгия Монаха (Амартола), а также приступил к составлению сб. «Догматикон», в к-ром заметно влияние философских идей Аристотеля.
Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из литургического сборника. XVIII в.
Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из литургического сборника. XVIII в.В нач. XII в. А. И. (возможно, по приглашению блгв. царя Давида) вернулся в Грузию и принял активное участие в проведении церковной реформы и в работе Руис-Урбнисского Собора: перевел кодекс правосл. церковного права «Номоканон в XIV титулов» (ред. 882 г. Патриарха К-польского Фотия), послуживший одним из основных источников постановлений Собора. Все постановления и положения Собора были записаны А. И. в едином «Уложении», в состав к-рого вошли также пространное предисловие богословского и историко-догматического характера и панегирик блгв. Давиду Строителю «Царю Давиду - монах Арсений». А. И. был одним из инициаторов и участников Собора в Ани (груз.- Аниси), на к-ром защищал догматические основы Православия; под его влиянием часть арм. епископов-нехалкидонитов склонилась к воссоединению с правосл. Церковью. Будучи одним из инициаторов создания Гелатской академии, А. И. преподавал в ней. Через неск. лет А. И. перешел в мон-рь Шиомгвиме, крупнейший центр груз. письменности того времени, где им был создан и введен в обиход монастырский устав (типик) мон-ря Симеона Чудотворца и возведен храм во имя Пресв. Богородицы. Памятная запись рукописи, содержащей типик мон-ря Шиомгвиме, называет А. И. «светочем Грузинской Церкви». По преданию, А. И. основал Икалтойскую ДА при мон-ре Спаса Нерукотворного в Икалто, где, должно быть, и скончался.
А. И.- автор метафрастического жития св. Нины, 2 завещаний блгв. царя Давида Строителя (1123, 1125), эпитафии царю, большого количества ямбическо-гимнографических стихов церковного характера, переводов Великого канона прп. Андрея Критского, «Источника знаний» прп. Иоанна Дамаскина и неск. агиографических произведений. В сочинениях А. И., отражающих влияние визант. богословской школы, уделяется особое внимание обоснованию богословских учений. Большая часть лит. наследия неопубликована.
Соч.: დოგმატიკონი. S 1163 // Ин-т рукописей им. К. Кекелидзе Грузинской АН; ტიბიკობი. S 1370 // Там же; დიდი სჯულისკანონი / გამომცემლები: ე. გაბიმაშვილი, ე. გიუნაშვილი, მ. დოლაჟიმე, გ. ნინუა. თბილისი, 1976.
Ист.: გიორგი ამარტოლის ჟრონოგრაფი / ს. ყაუხჩიშვილის გამოცემა. ტიფლისი, 1926; ცხოვრება დავით აღმაშენებლისა // КЦ. Т. 1. С. 318-364; გაბიმაშვილი ე. რუის-ურბნისის კრების მეგლისწერა. თბილისი, 1978. С. 176-196; ანდერმი დავით მეფისა შიომღვიმის მონასტრისადმი // ჟართული ისტორიული საბუთების კორპუსი /გამოსცეს: ნ. შოშიაშვილმა, თ. ენუჟიმემ, ვ. სილოგავამ. თბილისი, 1984. С. 52-59.
Лит.: კაკაბამე ს. დავით აღმაშენებლის მატიანის ავტორის ვინაობისათვის. ტფილისი, 1913; ნუცუბიმე შ. რეაჟციონური იდეოლოგია XII ს. საჟართველოში // ჟართული ფილოსოფიის ისტორია. თბილისი, 1958. T. 2. С. 149-155; ოდიშელი ჯ. დავით აღმაშენებლის ისტორიკოსის ვინაობის საკითხისათვის // ხელნაწერთა ინსტიტუტის მოამბე. თბილისი, 1963. Т. 5; ლოლაშვილი ი. ნინოს მეტაფრასული ცხოვრების ავტორის ვინაობისათვის // საჟართველოს მეცნიერებათა აკადემიის მაცნე. თბილისი, 1974. № 4; он же. არსენ იყალთოელი. თბილისი, 1978; გაბიმაშვილი ე. რუის-ურბნისის კრების მეგლისწერა. თბილისი, 1978; კეკელიმე კ. არსენ იყალთოელი // მველი ჟართული მწერლობის ისტორია. თბილისი, 1980. Т. 1. С. 273-284; он же. არსენი ბერი // Там же. С. 309-314.
Э. Габидзашвили
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.