- АРТА
Крепость в Арте
Крепость в Арте[греч. ̀ρδβλθυοτεΑρτα], г. в обл. Эпир (Греция) и митрополия Элладской Православной Церкви. Первоначально на этом месте располагалась коринфская колония Амвракия. В 295 г. до Р. Х. царь Эпира Пирр сделал этот город столицей своего гос-ва. В 189 г. до Р. Х. он был разрушен римлянами. Рим. имп. Август Октавиан в память о победе при Акции над Антонием и Клеопатрой VII (31 до Р. Х.) основал новый г. Никополь на расстоянии неск. километров от Амвракии. Упоминание города А. появляется в источниках в связи с войной имп. Алексея I Комнина против норманнов в 80-х гг. XI в. После того как в 1034 г. Никополь был разрушен болгарами, А. становится главным городом Эпира.
В 1204 г. крестоносцы захватили К-поль, и Византийская империя распалась на неск. частей. На северо-западе Греции образовалось гос-во Эпирский деспотат со столицей в А. Первым эпирским деспотом стал Михаил II Дука Комнин, к-рый установил свое правление над сев.-зап. частью Греции и значительной частью Фессалии. В 1224 г. его брат и преемник Феодор смог отвоевать Фессалонику у латинян и был коронован там как император. К 1260 г. А. и большая часть Эпира подпали под власть Никейской империи. С 1264 до 1318 г. Эпиром вновь правили независимые деспоты.
С 1318 по 1336 г. Эпир управлялся итал. семейством Орсини. Восстановленная в 1261 г. Византийская империя продолжила попытки завоевать А.: имп. Андроник II Палеолог (1259/60-1332) неудачно атаковал город, в 1338 г. А. была взята византийцами во главе с Андроником III Палеологом. В 1348 г. А. была захвачена сербами, затем непродолжительное время (1359-1374) здесь правили албан. князья, впосл. городом снова овладели сербы. С 1416 г. Эпирский деспотат перешел под контроль итал. семьи Toккo, в это время А. была окончательно отвоевана у албанцев. В 1449 г. А. захватили турки-османы, и к этому времени весь Эпир стал частью Османской империи.
В 1688 г. А. перешла под власть Венеции, затем, после краткого периода франц. владычества (1797-1798), снова оказалась под властью Османской империи. Жители А. сражались против тур. ига во время Греческого восстания 1821 г., но после поражения греч. повстанцев под Петой в 1822 г. А. еще долго оставалась в тур. зависимости. Лишь в 1881 г. А. была окончательно освобождена от власти турок и перешла к Греции.
Церковь Панагии Паригоритиссы. Ок. 1283–1289 гг.
Церковь Панагии Паригоритиссы. Ок. 1283–1289 гг.Изначально А. находилась на территории митрополии Никополя. В списках епископий К-польского Патриархата А. упоминается только начиная с XII в. Первым епископом А., имя к-рого сохранилось в источниках, был Павел (сер. XI в.). Ок. 896-900 гг. в ходе адм. реформ была образована фема Древний Эпир-Никополь с центром в г. Навпакт, туда же была перенесена столица митрополии. В 1367 г., когда на Навпактскую митрополию был поставлен Матфей, до этого архиеп. Левкадский, резиденция митрополита была перенесена в А. Поскольку в городе теперь находился сам митрополит, епископы А. с этого времени перестали поставляться. С нач. XVI в. появляется титул «митрополит Навпакта и Арты». После освобождения от тур. ига митрополия А. вошла в юрисдикцию Элладской Православной Церкви. С 1899 г. границы Артской митрополии совпали с границами соответствующего нома. В 1894-1900 гг. Артский Предстоятель носил титул архиепископа, в 1900-1922 гг.- епископа, с 1922 г. до наст. времени- митрополита.
В наст. время в митрополии А. ок. 140 храмов и более 100 священнослужителей, действуют катехизаторские школы, курсы визант. музыки, муж. мон-рь Мелатон и 3 жен.: Като-Панагия, Ровелисти, Феотокиу (основан в XIV в.). Особо почитаются в Артской митрополии прп. Максим Грек, прп. Феодора императрица, жена Михаила II Дуки Комнина (XIII в.), свт. Парфен, преподобные Апостол и Феохар, нмч. Захарий.
Лит.: Remy F. Arta // DHGE. Т. 4. Col. 766; ̀ρδβλθυοτεΑρτης μητρόπολις // ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 271-279; LexMA. Bd. 1. S. 977; TIB. 1981. T. 3. Р. 113-115; Ducellier A. Aux frontières de la Romanie: Arta et Sainte-Maure à la fin du moyen âge // TM. 1981. T. 8. P. 113-124; Darrouzès. Notitiae. Passim; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 488-489; ODB. T. 1. P. 191; Δίπτυχα. 1999. Σ. 362-367.
М. А. Курышева
Христос Пантократор. Мозаика в скуфье купола ц. Панагии Паригоритиссы. Ок. 1290 г.
Христос Пантократор. Мозаика в скуфье купола ц. Панагии Паригоритиссы. Ок. 1290 г.В А. и гл. обр. ее окрестностях сохранился ряд памятников визант. искусства IX-X вв. Как правило, это базилики (в т. ч. купольные) с деревянным покрытием и крестово-купольные постройки. Активизация строительной деятельности приходится на время существования Эпирского деспотата в XIII в. Типология храмовых построек становится разнообразной; создается своеобразный пластический язык оформления фасадов и интерьеров, к-рые отличаются богатым скульптурным убранством визант. и зап. происхождения. Живопись 1-й пол. XIII в. повторяет образцы комниновского искусства и достигает высокого уровня во 2-й пол. XIII в.
Укрепления акрополя были построены во время правления Михаила II Дуки Комнина на месте древней Амвракии, в кладке внешних стен использованы блоки античного времени; значительная перестройка сделана в поствизант. период. В 1976 г. раскопаны постройки эллинистического времени, в т. ч. булевтерий, театр (IV-III вв. до Р. Х.) и храм (нач. V в. до Р. Х.).
Наиболее известным памятником А. является ц. Панагии Паригоритиссы, построенная деспотом Никифором I ок. 1283-1289 гг. как главный храм одноименного мон-ря. Снаружи это огромное кубическое сооружение с 5 куполами и двойными арочными окнами на фасадах, напоминающее дворцовое сооружение. Основное здание - купольный храм на 8 опорах - с 3 сторон окружено двухэтажными приделами и нартексом (с востока - 5 трехгранных апсид). Интерьер украшен трехлопастными готическими арочками, колоннами и капителями из древнего Никополя, скульптурными изображениями «Рождества Христова», «Агнца Божия», фантастических зверей и др., выполненными в романско-готическом стиле. Сохранились мозаики (ок. 1290) в куполе и барабане, незначительные фрагменты в парусах, принадлежащие мастерам из К-поля или Фессалоники. Изображение Христа Пантократора в скуфье купола сходно с образом из ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100 г., но выполнено более жестко и архаично. Пророки, херувимы и серафимы в барабане отличаются смелостью трактовки живописных форм, богатым колоритом и виртуозным использованием цветовых контрастов. Росписи в алтаре - 1558 г., в наосе - кон. XVII - нач. XVIII в. Среди сохранившихся построек (отреставрированы А. Орландосом) - 16 келий и трапезная, в к-рой размещается небольшой археологический музей; у юго-зап. угла собора - остатки сооружения (XII в.?), вероятно служившего погребальной часовней.
Саркофаг св. Феодоры. XIII в. (ц. св. Феодоры. Арта)
Саркофаг св. Феодоры. XIII в. (ц. св. Феодоры. Арта)Храм св. Феодоры в А. (первоначально освящен в честь вмч. Георгия) - кафоликон мон-ря, основанного св. Феодорой, женой Михаила II Дуки Комнина, к-рая здесь приняла монашеский постриг. Это трехнефная базилика нач. XIII в. с деревянным покрытием и трехгранными апсидами. Нартекс пристроен ок. 70-х гг. XIII в. В нем находится саркофаг св. Феодоры (обнаружен в 1873), от оригинала сохранилась рельефная плита с изображениями святой и ее сына, деспота Никифора I Комнина Дуки, установившего саркофаг.
Ц. св. Василия (кон. XIII - нач. XIV в.) - небольшая однонефная базилика с деревянным покрытием. Позже с севера и юга к ней было пристроено по нефу; апсиды трехгранные. Весь храм, в особенности вост. часть, украшен разноцветными изразцами. По бокам от окна над центральной апсидой расположены 2 изразцовых рельефа («Распятие с предстоящими» и «Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст»), изготовленные в итал. мастерской по правосл. образцам. Роспись относится к кон. XVII - нач. XVIII в.
Большое число визант. памятников сохранилось в окрестностях А. Древнейшие из построек - ц. св. Димитрия Кацури (IX в., перестроена в кон. XIII в.), в наст. время приходская церковь сел. Плиси (первоначально храм мон-ря, упом. с 1229). Это крестово-купольный храм с 4 массивными подкупольными столпами, связанными с вост. и зап. стенами двойным сводом. Нартекс пристроен позже, в стены вмонтированы фрагменты резного темплона XII-XIII вв. Роспись неоднородна по художественному уровню и датируется XII в. (изображения святителей в алтаре) и кон. XIII в. (купол и своды).
Ц. Панагия Ковонисия - еще одна ранняя постройка, датированная предположительно X в.
Крестово-купольная двухстолпная ц. св. Николая Родиаса, XIII в.,- соборный храм бывш. мон-ря Родиас. Его роспись относится к т. н. «изящному направлению» позднекомниновского стиля и датирована нач. XIII в.
Церковь Божией Матери Влахернского мон-ря. 1-я пол. XIII в.
Церковь Божией Матери Влахернского мон-ря. 1-я пол. XIII в.Церковь бывш. жен. Влахернского мон-ря, 1-я пол. XIII в.,- трехнефная сводчатая базилика с нартексом и 3 куполами над каждым из нефов, поставленными на восьмигранные барабаны. Сохранился фрагмент фрески с изображением процессии с иконой Богородицы Одигитрии по улицам К-поля. Рельефы мраморных темплона и саркофагов, принадлежавших ктитору мон-ря деспоту Михаилу II и его 2 сыновьям, встроены в дверной проем нартекса, частью находятся в ц. св. Меркурия в А. и в городском музее.
От первоначальных сооружений жен. мон-ря Като-Панагия (основан в 60-х гг. XIII в.), построенного Михаилом II Дукой, сохранилась трехнефная базилика с трансептом и трехгранными апсидами; ее особенность - повышенный над средокрестием трансепт, вследствие чего здание производит впечатление купольного. В кладке использовано сочетание известняка, туфа и плинфы, стены украшены изразцами. В декоре храма сохранились порфировые колонны и др. детали построек древней Амвракии, фрагменты росписи кон. XIII в. в диаконнике (святители, Ветхий деньми, святые праведные Иоаким и Анна и др.), принадлежащие местному мастеру и тяготеющие к позднекомниновскому стилю, росписи наоса выполнены в 1715 г.
Ц. Панагии во Вриони близ Неохоракиона построена в местных архитектурных традициях (освящена в 1238) - трехчастный алтарь отделен от трехнефного наоса центральнокупольным пространством. Нартекс пристроен в 1870 г.
Ц. Панагии в Велле (XIII в.) близ Вургарели - трехнефная базилика с трансептом. Ее декор снаружи составляет узор из красного кирпича. Росписи 1281 г. стилистически близки нек-рым из фресок ц. св. Димитрия Кацури (сохранились фрагментарно, «Поцелуй Иуды» - в музее в Янине, семейный портрет ктитора, двунадесятые праздники).
Лит.: ̓Ορλάνδος Α. Κ. Τρεῖς ἀνέκδοται βυζαντινοὶ ναοὶ τῶν περιχώρων τῆς ̀ρδβλθυοτεΑρτης. ̓Αθῆναι, 1922; idem. Μνημεῖα τοῦ δεσποτάτου τῆς ̓Ηπείρου: ῾Η κοκκίνη ̓Εκκλησία (Παναγία Βέλλας) // ̓Ηπειροτικὰ χρονικά. 1927. Τ. 2. S . 153-169; idem. Βυζαντινὰ γλυπτὰ ̀ρδβλθυοτεΑρτης // Ibid. 1935. Τ. 10. S . 265-269; idem. ̀ρδβλθυοτεΑρτα. ̓Αθῆναι, 1937; idem. ῾Η Παρηγορητίσσα τῆς ̀ρδβλθυοτεΑρτης. ̓Αθῆναι, 1963; Ξενόπουλος Σ. ῾Η ἐξωτερικὴ διακόσμησιις τοῦ ἐν ̀ρδβλθυοτεΑρτῃ βυζαντινοῦ ναοῦ τοῦ ῾Αγίου Βασιλείου // ΕΕΒΣ. 1929. Τ. 6. S . 387-397; Pallas D. I. Epiros // RBK. Bd. 2. Lfg. 10-11. S. 207-334; Mouriki D. Stylistic trends in monumental painting of Greece at the beginning of the fourteenth century // L'art byzantin au début du XIIIe siècle: Symp. at Gračanica, 1973. Beograd, 1978. Р. 57; Γιαννέλος Κ. Τ. Τα βυζαντινά μνημεία της ´Αρτας. ´Αρτα, 1990; Chatzidakis N. Byzantine mosaics. Athens, 1994. Р. 156-161, 251-252.
Л. К. Марсиель Санчес
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.