ARTES LIBERALES

ARTES LIBERALES

ÁRTES LIBERÁLES [лат.- свободные искусства; 7 liberales disciplinae - 7 свободных искусств], античная и средневек. классификация наук и образования. Восходит к «энциклопедическому образованию» (греч. ἐγκύκλικος παιδεία) софистов и «свободным наукам» (греч. ἐλευθέριαι ἐπιστῆμαι) Аристотеля. В системе образования господствующим становится семичастный канон, включавший свободные искусства, к-рые в кратком изложении должны были охватывать весь состав знаний, за исключением его самого высокого уровня - философского осмысления сущего. С V в. A. l. делились на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка; порядок следования дисциплин мог различаться). Теоретически тривиум являлся начальным образованием (примерно с 6 до 14 лет), дававшим практические знания и возможность занимать общественные должности. Квадривиум предназначался для тех, кто намеревался стать ученым. Наиболее подробное изложение 7 свободных искусств находится в трактате африкан. неоплатоника V в. Марциана Капеллы «О браке Филологии и Меркурия», в к-ром в аллегорической форме (речь шла о свадебном пиршестве во дворце Юпитера, где персонифицированные школьные науки выступали как служанки невесты Филологии) давалось изложение образовательного минимума. Этот трактат стал одним из популярных учебников Средневековья. В нач. VI в. Боэций создал ряд учебных трактатов по арифметике, музыке и логике, к-рые впосл. использовались для преподавания. В VII в. нек-рые вопросы преподавания A. l. рассмотрены Исидором Севильским в кн. «Этимологии».

Аллегория риторики. Гравюра. Нач. XVI в.

Аллегория риторики. Гравюра. Нач. XVI в.


Аллегория риторики. Гравюра. Нач. XVI в.

В Византии система обучения «свободным искусствам» сохраняла свое значение неизменно, хотя сам термин не получил большого распространения; византийцы, как правило, пользовались обозначением ἐγκύκλικος παιδεία (общее образование). Методика тривиума и квадривиума лежала в основе преподавания в многочисленных частных школах, в имп. школе при Магнаврском дворце (с сер. IX в.), а также с XI-XII вв. в придворном К-польском ун-те и в Патриаршей школе, где готовили гос. чиновников. До падения Византийской империи обучение в К-поле считалось престижным, здесь в различных учебных заведениях училось много выходцев из Зап. Европы, в т. ч. осужденный Церковью богослов Иоанн Итал. Крупнейшими визант. теоретиками преподавания «свободных искусств» были Лев Математик - руководитель школы при Магнаврском дворце в IX в., Михаил Пселл - автор учебника по логике, служившего основой для преподавания этого предмета в Европе до XV в. В эпоху Палеологов (XIII-XV вв.) получили известность Георгий Акрополит, возродивший высшую школу в К-поле после его отвоевания у латинян; его ученик Патриарх Григорий II Киприот - автор учебных пособий по риторике; Максим Плануд, предпринявший в кон. XIII в. пересмотр мн. школьных дисциплин - от грамматики до географии и астрономии и впервые в Византии использовавший труды античного астронома Птолемея и инд. десятичную систему цифр; Георгий Пахимер - преподаватель Патриаршей школы, оставивший труды по наукам квадривиума.

В Зап. Европе до эпохи Каролингского возрождения (VIII-IX вв.) науки находились в упадке. Только в Ирландии, Англии и Италии изучался тривиум, основы астрономии использовались для нужд церковного календаря. В деятельности ученых эпохи Карла Великого, прежде всего Алкуина и его школы, наблюдаются 2 тенденции использования A. l.- как средства для библейской экзегетики и как системы образования,- что повлекло за собой обращение к античной традиции. Возрождение квадривиума связано с централизованным введением в IX в. учебника Марциана Капеллы в систему школьного, в основном монастырского, образования, а также с влиянием Иоганна Скота Эриугены в школах Лана и Осера. В X-XI вв. A. l. развиваются в монастырских и соборных школах благодаря деятельности Аббона из Флёри, Фульберта Шартрского, Герберта Аурилакского. О высоком уровне преподавания A. l. в Зап. Европе в нач. XII в. свидетельствует сб. «Heptateuchon» (ἑπτατεύχον - «семиоружие», т. е. 7 дисциплин) Тьерри Шартрского, построенный по принципу хрестоматии, куда вошли 45 основных учебных текстов, в т. ч. новый перевод «Элементов» Евклида, выполненный Аделардом Батским, перевод трудов Птолемея, сделанный Германом Каринтийским. В соч. Гуго Сен-Викторского «Дидаскаликон» (греч. учебное пособие, XII в.,- теоретическое введение к свободным искусствам) они предстают как 1-я часть более широкого образования, заканчивающегося философией и богословием.

Аллегория логики. Гравюра. 1509 г.

Аллегория логики. Гравюра. 1509 г.


Аллегория логики. Гравюра. 1509 г.

В XIII в. в связи с большим количеством переводов, более полным знакомством с наследием Аристотеля и развитием опытного знания повышается роль A. l. в системе образования. В Парижском ун-те преподаватели и студенты A. l. составили фак-т искусств, к-рый стал основой для медицинского, юридического или богословского образования. О значении фак-та искусств свидетельствует тот факт, что именно он избирал ректора ун-та, и в то же время утверждается идея, что, для того чтобы стать настоящим ученым, богословом или медиком, уже недостаточно традиц. курсов тривиума и квадривиума, им должно сопутствовать опытное постижение природы. В единстве A. l. и философии выразилась идея энциклопедического знания, объединяющего разум и веру, светскую науку и богословие. Ученые XIII в. объединяли A. l. с зарождавшейся натурфилософией и метафизикой. В трудах Винсента из Бове («Зерцало доктрины») и Эгидия Римского преобладают логика в тривиуме и математика в квадривиуме. Спекулятивная математика легла в основу натурфилософии Фомы Аквинского, Роберта Гроссетеста и Роджера Бэкона. В XIV в. она уже доминировала в философии.

Отдельные элементы A. l. сохраняются в европ. университетском образовании до наст. времени (распространен титул «магистр свободных искусств»). Однако с XVI в. система A. l. постепенно подвергается трансформации. В высших католич. учебных заведениях философия рассматривается как промежуточный этап между тривиумом и квадривиумом. В протестант. образовании философия выделяется в отдельный фак-т. В иезуитских школах при сохранении прежнего содержания дисциплин выделяются 3 основные: грамматика, риторика и философия, причем последняя включает в себя диалектику и математические предметы квадривиума. В XIX в. система A. l. окончательно уступает место совр. делению на дисциплины, к-рые изучаются не последовательно, а параллельно и практически без учета уровня их сложности.

На рус. землях A. l. преподавались в правосл. братских школах, к-рые начали появляться в Юго-Зап. Руси в кон. XVI - нач. XVII в. как мера против насильственного насаждения католичества и унии среди православных в Речи Посполитой. Обучение в братских школах, ориентировавшихся на программу польск. иезуитских коллегиумов и протестант. гимназий, основывалось на преподавании предметов тривиума и квадривиума. Первоначально ведущую роль в братском образовании играли львовская и виленская школы (открылись ок. 1585, в 1592 польск. кор. Сигизмунд III разрешил назвать правосл. львовскую школу школой «свободных наук»), в 30-х гг. XVII в. крупнейшим образовательным правосл. центром украинско-белорус. земель Речи Посполитой стал Киевско-Могилянский коллегиум (открыт в 1632, в 1701 преобразован в академию). В XVIII в. учебная программа КДА стала образцом для др. духовных академий в России.

Наряду с A. l. в cр. века существовала классификация «механических искусств» (artes mechanicae), к-рым в совр. языке соответствуют собственно искусства и прикладные научные дисциплины. Выделялись также «сомнительные искусства» (artes incertae): оккультные науки, алхимия, всевозможные гадания, астрология. К ним христ. об-во и Церковь всегда относились с подозрением, но за ними не отрицалась нек-рая возможность истинного знания.

Лит.: Marrou H.-I. Histoire de l'éducation dans l'Antiquité. P., 1966; Arts libéraux et philosophie au Moyen Âge: Actes du Ie Сongrès intern. de philosophie médiévale (27.08-2.09. 1967). Montréal; P., 1969; Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. Münch., 1978; The Seven Liberal Arts in the Middle Ages. Bloomington, 1983; Культура Византии. М., 1984. С. 478-503; 1989. С. 366-400; 1991. С. 395-411; Уколова В. И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987. С. 44-58; она же. Античное наследие и культура раннего Средневековья. М., 1989; Dechant F. Die theologische Rezeption der Artes liberales und die Entwicklung des Philosophiebegriffs in theologischen Programmschriften des Mittelalters von Alkuin bis Bonaventura. St. Ottilien, 1993; Englisch B. Die Artes liberales im frühen Mittelalter (5.-9. Jh.). Stuttg., 1994; Успенский Ф. И. Очерки истории византийской образованности. М., 2001.

О. С. Воскобойников, И. Н. Попов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ARTES LIBERALES" в других словарях:

  • artes liberales — (izg. ȁrtes liberáles) DEFINICIJA pov. 1. u antici oznaka za vještine kojima su se mogli baviti samo slobodni ljudi, a ne robovi (ob. razne umjetnosti) 2. u srednjem vijeku naziv za uobičajeni nastavni program u školama (sedam slobodnih vještina) …   Hrvatski jezični portal

  • Artes liberales —         (лат.) свободные искусства. Позднеантич. и ср. век. название семи светских наук.         см. Trivlum и Quadrivium. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М.… …   Философская энциклопедия

  • artes liberales — лат. (артэс либералэс) «свободные искусства» (средневековое название семи светских наук: грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки). См. Семь свободных искусств. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Artes liberāles — (lat., freie Künste), die einem Freigeborenen anständigen Kenntnisse u. Wissenschaften. Daher Artium magister, s. Magister …   Pierer's Universal-Lexikon

  • Artes liberales — (lat.), s. Freie Künste …   Meyers Großes Konversations-Lexikon

  • Artes liberales — Artes liberāles (lat.), Freie Künste (s.d.) …   Kleines Konversations-Lexikon

  • Artes liberales — Artes liberales, lat., bei den Römern die freien Künste, d.h. solche Wissenschaften und Künste, die einem freien Manne, dem Staatsbürger, anstanden: dazu gehörte Tanzen, Theaterspielen u. dgl. nicht. Bei uns hießen später freie Künste diejenigen …   Herders Conversations-Lexikon

  • Artes Liberales — Septem artes liberales aus Hortus Deliciarum der Herrad von Landsberg (um 1180) Die Sieben freien Künste (lat. septem artes liberales, seltener auch studia liberalia) sind ein in der Antike entstandener Kanon von sieben Studienfächern, d …   Deutsch Wikipedia

  • Artes liberales — Septem artes liberales aus Hortus Deliciarum der Herrad von Landsberg (um 1180) Die Sieben freien Künste (lat. septem artes liberales, seltener auch studia liberalia) sind ein in der Antike entstandener Kanon von sieben Studienfächern, d …   Deutsch Wikipedia

  • Artes liberales — Las siete artes liberales – Imagen del Hortus deliciarum de Herrad von Landsberg (siglo XII). El concepto de arte liberal, heredado de la antigüedad clásica, hace referencia a su cultivo por hombres libres en oposición a las artes serviles . El… …   Wikipedia Español

  • Artes liberales — Ar|tes li|be|ra|les [ arte:s libe ra:le:s ] <Pl.> [lat. artes liberales (Pl.), zu: ars = Kunst u. liberalis, ↑ liberal]: die sieben freien Künste (Grammatik, Rhetorik, Dialektik, Arithmetik, Geometrie, Astronomie, Musik), die zum… …   Universal-Lexikon


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»