- АРТОС
[греч.άρτος — хлеб], в визант. обряде особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы.
Шествие с артосом в московском Свято-Даниловом мон-ре
Шествие с артосом в московском Свято-Даниловом мон-ре Происхождение чина об А. (чина возвышения А. за пасхальными трапезами) тесно связано с происхождением чина о панагии (чина возвышения просфоры в честь Пресв. Богородицы за трапезами в течение всего остального года). Первое известное упоминание об А. содержится в Евергетидском Типиконе (1-я пол. XII в.): в описании трапезы после литургии 1-го дня Пасхи здесь сказано: «Идуще же в трапезу, поем «Христос воскресе» трижды и более ничего, ибо псалом не глаголем. По окончании же [трапезы] глаголем: «Благословен Бог, питающий нас», и тотчас трапезарий возвышает хлебы [άρτος], говоря: «Христос воскресе», и это же говорим и мы, восстав [от трапезы]. Также: «Слава: И ныне:», «Аще и во гроб», «Господи, помилуй» 15 раз и отпуст. И такой чин во всем, как сказано, сохраняется во всю эту седмицу» (Дмитриевский. Т. 1. С. 559). В описании трапезы последнего дня Светлой седмицы — субботы — сказано: «В этот день, прежде чем сядут братия, иерей раздробляет хлебы (άρτος), а трапезарий раздает всем братиям» (Ibid. P. 565). С приведенными статьями Евергетидского Типикона сходны указания одного из памятников Иерусалимского устава — Типикона Paris. Coislin. 402, XIII в. ( Дмитриевский. Т. 3. С. 127). Особая молитва на раздробление А. существовала уже в XII в. (Евхологий Sin. gr. 973. Fol. 117v, 1153 г.; согласно этому Евхологию, А. раздробляются после литургии Антипасхи; в том же веке на Руси свт. Кирилл Туровский дает объяснение символического значения А. в слове на тот же праздник: «по Пасце, похваление Въскресения, и о арътусе, и о Фомине испытаньи ребр Господних» (Творения. К., 1880. С. 14), ее содержание: «Подателю всяческих, Христе Боже наш... воскресый из мертвых... благословивый пять хлебов (άρτος) и пять тысящ насытивый, Сам и ныне, Владыко, благослови и сии хлебы (άρτος)... и не остави нас во вся дни жизни нашея...» (Дмитриевский. Т. 2. С. 124).В рус. печатных богослужебных книгах регулярно помещаются молитва на освящение А. в 1-й день Пасхи, молитва на раздробление А. в Светлую субботу, чин об А. в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу и чин об А. и о панагии в Светлую субботу. В то время как текст молитвы на раздробление А. и в дониконовских, и в послереформенных изданиях Служебника и Требника в главном совпадает с текстом этой молитвы по ркп. Sin. gr. 973, молитвы на освящение А. (отсутствующие в древних рукописях) в изданиях 1-й пол. XVII в. и 2-й пол. XVII–XX в. различны. Содержание молитвы на освящение А. по Служебнику 1602 г. (гл. 11) и по Требнику 1623 г. (гл. 40): «Радостию и веселием прославляем Тя, воскресшаго Христа Бога нашего, и усретение Воскресения к празднику праздника почтем... Благослови трапезу сию... якоже благословил еси житницы Иосифовы, и бездожие и безведрие...»; в Требнике 1623 г. отмечается, что А. освящается в алтаре непосредственно перед началом литургии 1-го дня Пасхи, перед освященным А. всю литургию горит свеча. Согласно послереформенным изданиям Служебника, А. также освящается в алтаре, но уже после окончания пасхальной литургии; молитва «на благословение артоса» обращена к Богу Отцу и содержит призывание «призреть на хлеб сей и благословить и освятить его», А. в ней трактуется как праздничное приношение «в честь и славу и в воспоминание славного Воскресения» Сына, к-рому придается прообразовательный смысл евр. пасхального агнца.
Чин об А. в дониконовских книгах называется «Чин о панагии, бываемый в монастырех на Святую Пасху, и чрез всю Светлую седмицу» и имеет следующий порядок: после отпуста литургии иерей берет в руки икону Воскресения Христова, диакон — А., все монахи идут в трапезную при пении отпустительного тропаря «Христос воскресе из мертвых» и колокольном звоне, игумен благословляет кушанья и братия садится за стол. По окончании трапезы поется трижды тропарь Пасхи, дважды «Господи, помилуй», единожды «Господи, благослови», и трапезарь, поклонившись игумену, возвышает А. «обоима рукама, треми персты», говоря трижды: «Христос воскресе!», монахи трижды отвечают: «Воистину воскресе!», трапезарь, изобразив А. крест, говорит: «Поклоняемся Его тридневному Воскресению». Игумен и все монахи целуют А. при пении ирмоса 9-й песни канона Пасхи; после этого трапезарь возглашает: «За молитв святых отец...», поют тропарь Пасхи трижды, «Слава:», ипакои, «И ныне:», кондак, «Господи, помилуй» дважды, «Господи, благослови», игумен говорит обычное благословение в конце трапезы. Затем совершают такое же шествие обратно в храм. В храме поют полностью 9-ю песнь канона Пасхи, после чего диакон через царские врата отдает А. иерею, надевшему священные облачения, и все расходятся (Устав церковный 1610 г. Триодная часть. Л. 140–142). Очень близки к этим указаниям предписания соборных Типиконов мон-рей Афона XIX в. (Дмитриевский. Т. 3. С. 631, 634, 654, 679–680, 709). Такой же порядок указывается и в послереформенном Типиконе, однако здесь допускается, что А. может находиться не в алтаре, а в храме на аналое; троекратное восклицание «Христос воскресе!» при возношении А. заменено однократным, а 9-я песнь канона в конце чина — припевом «И нам дарова...» (Типикон. Т. 2. С. 944–946). В Светлую субботу, согласно всем рус. печатным богослужебным книгам, в трапезную относят и А., и панагию; А. раздают до начала трапезы, а после ее окончания совершают обычный чин о панагии. Совр. греч. печатные богослужебные книги, ориентирующиеся во многом на сложившуюся приходскую практику, об А. упоминают достаточно кратко ( Πεντηκοστάριον. Σ. 9).
В рус. приходской практике А. освящают (обычно на солее или в царских вратах) после заамвонной молитвы литургии 1-го дня Пасхи; освящение, как правило, кроме молитвы включает в себя каждение и окропление св. водой. После освящения А. полагают на аналой, к-рый во время богослужений стоит у иконостаса возле иконы Христа, в промежутках между службами аналой с А. устанавливают в царских вратах. Согласно приходской практике во время каждодневного крестного хода А. обносят вокруг храма и помещают на прежнее место. В Светлую субботу, после чтения молитвы и раздробления, А. раздают всем молящимся в храме. В России распространен обычай не потреблять А. полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак. Символика чина об А. вытекает из символики чина о панагии. В последнем Богородичная просфора — панагия, стоящая в панагиаре на монашеском столе, символизирует присутствие Божией Матери за трапезой; так же и А. изображает присутствие за трапезой самых радостных дней года Самого Воскресшего Христа. В литургических комментариях происхождение А. часто связывается с апостольской практикой: привыкнув вкушать трапезу вместе с Учителем, апостолы отлагали для Него часть хлеба и после Вознесения, переживая Его невидимое соприсутствие с ними. В древнерус. лит-ре это сказание об апостолах содержится в послании еп. Тверского Нила Грека († 1521) вельможе Георгию Дмитриевичу «О воздвижении пресвятыя и о артусе» ( Никольский Н. Материалы о древнерусской письменности. III // ХЧ. 1909. Авг.—сент. С. 1115–1119) и повторено в соч. «Вопрошение известно от некоих», традиционно приписываемом прп. Максиму Греку (Сочинения. Каз., 1862. Ч. 3. С. 109–113; рус. пер.: Творения. 1996р. Ч. 3. С. 71–72); тот же сюжет использовался в XVII в. для настенных росписей ярославских церквей (Брюсова В. Г. Послание епископа Нила князю Георгию Ивановичу // ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 184–185). Т. о., А. напоминает верующим о пребывании с ними Воскресшего Сына Божия, ставшего для них истинным «хлебом жизни» (Ин 6, 35). Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич. Обычай использования А. за пасхальными службами может иметь и полемический оттенок, поскольку употребление евангелистами слова «ό ἄρτοϛ», а не «τἀ ἄξνμα» (опресноки) в повествованиях о Тайной вечере (Мф 26. 26, Мк 14. 22, Лк 22. 19, ср.: 1 Кор 11. 23) визант. полемистами рассматривается как свидетельство о совершении Христом Евхаристии не на пресном (как у католиков и армян), а на квасном хлебе.
Согласно уставным указаниям, А.— это «всецелая», т. е. целая и без изъятых частиц, просфора «со крестом, на ней изображенным» (Типикон. Т. 2. С. 945), без «образа Воскресения Христова» (Там же. С. 956). В рус. практике А.— высокий цилиндрический хлеб, в центре к-рого обычно помещено изображение Воскресения Христова, а по окружности — полный текст отпустительного тропаря Пасхи. В практике мон-рей Афона А.— хлеб небольшого размера, примерно такой же, как и хлеб, благословляемый за всенощным бдением.
Ист.: Дмитриевский. Описание; Служебник. М., 1602; Устав церковный. М., 1610; Потребник. М., 1623; Типикон; Служебник.
Лит.: Дебольский Г. С., прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994 р. С. 269–270; Никольский. Устав. С. 631–634; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. [Т. 1]. М., 1993р. С. 638–639, 646; Скабалланович. Типикон. Т. 3. С. 50–71.
М. С. Желтов, Ю. И. Рубан
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.