- АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 12 АПРЕЛЯ 1925 Г.
Состоялось в Донской иконы Божией Матери московском мон-ре, в А. с. участвовали 60 правосл. епископов, съехавшихся на похороны Святейшего Патриарха Московского и всея России свт. Тихона. На А. с. было вскрыто и оглашено завещание Святейшего Патриарха, датированное 25 дек. 1924 г. (7 янв. 1925), по к-рому права и обязанности Патриарха передавались Местоблюстителю Патриаршего Престола митр. Казанскому сщмч. Кириллу (Смирнову), в случае невозможности для него вступить в эту должность - митр. Ярославскому сщмч. Агафангелу (Преображенскому) и, наконец, митр. Крутицкому сщмч. Петру (Полянскому), если и митр. Агафангел окажется лишенным возможности принять на себя обязанности Патриаршего Местоблюстителя.
76-е Апостольское правило воспрещает епископам назначать себе преемников, этот запрет распространяется и на Первосвятительскую кафедру Поместной Церкви, косвенным образом он касается и Местоблюстительства. Однако Русская Церковь уже в течение 8 лет пребывала в исключительно трудных условиях. Созвать Поместный Собор для избрания нового Патриарха было невозможно, правосл. Церковь существовала в стране на полулегальном положении, поскольку советская власть в качестве правосл. Церкви России признавала обновленческую группировку (см. Обновленчество) с ее Синодом. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. предусмотрел возможность самого тяжелого положения для Церкви, в к-ром не удастся созвать Собор для избрания Патриарха, и постановил, что в случае прекращения деятельности Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета Святейший Патриарх сосредоточит в своих руках всю полноту власти, включая и право назначать преемника - Местоблюстителя Патриаршего Престола. Уже тогда Патриарх Тихон назначил кандидатов в Местоблюстители и доложил Собору о сделанном им назначении без оглашения имен на пленарном заседании.
Ко времени кончины Патриарха митр. Агафангел находился в ссылке, митр. Кирилл получил уведомление об окончании срока ссылки накануне смерти Первоиерарха, о чем собравшиеся на А. с. архиереи не знали. Поэтому на А. с. решено было во исполнение воли почившего Первосвятителя признать Патриаршим Местоблюстителем митр. Крутицкого Петра, о чем и составлен был акт, удостоверенный 60 архиереями, на 1-м месте стоит подпись митр. Нижегородского Сергия (Страгородского), затем следуют подписи митрополитов Тверского Серафима (Александрова), Уральского Тихона (Оболенского), архиепископов Тамбовского сщмч. Зиновия (Дроздова), Ростовского Иосифа (Петровых) и др. архипастырей. В акт, составленный на А. с., включили и волеизъявление митр. Петра о согласии «вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанности Патриаршего Местоблюстителя».
А. с. до известной степени придает поставлению митр. Петра Патриаршим Местоблюстителем характер соборного избрания, хотя, конечно, лишь отчасти. А. с. не усвоило себе власти избирать Местоблюстителя и тем более Патриарха, а только подтвердило правомочность завещательного распоряжения почившего Патриарха, санкционировав переход полномочий Предстоятеля к одному из архипастырей, назначенных свт. Тихоном.
Значение А. с. определяется тем, что оно содействовало сохранению Патриаршего Престола и Первосвятительского возглавления РПЦ в крайне трудных условиях ее существования. Решение А. с. о признании митр. Петра Местоблюстителем служило в дальнейшем одним из оснований для признания правомочности передачи полномочий Первого архиерея по завещаниям и распоряжениям, к-рые издавались впосл. самим митр. Петром, а также митр. Иосифом (Петровых) и митр. Сергием (Страгородским).
Ист.: Акты свт. Тихона. С. 413.
Лит.: Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. М., 1996р. С. 538-542; Одинцов М. И. Русские Патриархи XX века. М., 1999. С. 56, 140-141.
Прот. Владислав Цыпин
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.