АСМАТИК


АСМАТИК

Асматик. Благовещенский Кондакарь. XII в. (РНБ. Q. n. I. 32. Л. 114 а)

Асматик. Благовещенский Кондакарь. XII в. (РНБ. Q. n. I. 32. Л. 114 а)


Асматик. Благовещенский Кондакарь. XII в. (РНБ. Q. n. I. 32. Л. 114 а)

[Азматик; древнерус.   от греч. σματικός - песненный], собрание отдельных псалмовых стихов с припевами, характерными для песненного последования. Содержится в единственном древнерус. списке - Благовещенском Кондакаре XII в. (РНБ. Q. n. I. 32. Л. 114-121об.), где помещен после полиелея - полностью распетого на 8 гласов 135-го псалма с припевами «       » и « » (с аненайками) - и тропаря Пасхи. Можно предположить, что надписание «А.» указывает на способ исполнения содержащихся в этом разделе стихов. Возможно, его включение в Кондакарь произошло по аналогии с содержанием предшествующего раздела (Пс 135): А. начинается со 2-й пол. 1-го стиха 134-го псалма - «раби Господа», а его последний подраздел (стихи и припевы 8-го гласа) - с 1-го стиха 136-го псалма. Полустишия и припевы распеты в системе осмогласия и распределены по гласам (7-й глас пропущен). Использованный в А. способ членения текста псалмов и мелоса на краткие фрагменты сходен с монастырским типом псалмопения, известным по студийской традиции (напр., аллилуиарии прп. Феодора Студита в Типографском Уставе с Кондакарем - ГТГ. К-5349. Л. 98-109, XII в.). Он включает полустишия избранных псалмов (Пс 6, 9, 11, 23, 37, 134, 136 и др.) и припевы-гипопсалмы », «  » (греч. τὴν οἰκουμένην - Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 378), «   » и др.). Текст содержит значительное количество греч. слов в слав. транслитерации («   », «    », «    », «    »). Псалмовые стихи сопровождаются преимущественно простыми знаками знаменной нотации, соответствующими силлабическому типу пения, припевы содержат большие ипостаси кондакарной нотации и многочисленные аненайки (напр.: «       »), свидетельствующие о пении мелизматическом. В записи А. наряду с др. песнопениями Кондакаря можно видеть след влияния песненного последования на монастырское богослужение.

Изд.: Der altrussische Kondakar': Auf der Grundlage des Blagoveščenskij Nižegorodskij Kondakar'. T. 2: Blagoveščenskij Kondakar'. Facsimile / Hrsg. v. A. Dostál und H. Rothe unter Mitarbeit v. E. Trapp. Giessen, 1976. (Bausteine z. Geschichte d. Literatur bei den Slaven. Editionen; Bd. 8. Tl. 2).

Лит.: Смоленский С. В. Несколько новых данных о так называемом кондакарном знамени // РМГ. 1913. № 44-47, 49; Strunk O. The Byzantine Office at Hagia Sophia // DOP. Vol. 9/10. Camb., 1956. P. 175-202; idem. The Byzantine Office at Hagia Sophia // Essays on Music in the Byzantine World. N. Y., 1977. P. 112-150; Успенский Н. Д. Византийское пение в Киевской Руси // Akten des XI. Internationalen Byzantinistenkongresses: München, 1958. Münch., 1960. S. 645-649; он же. Древнерусское певческое искусство. М., 19712. С. 48. Табл. VII; Levy K. Die slavische Kondakarien-Notation // Anfänge der slavischen Musik. Bratislava, 1966. (Ústav hudobnej vedy (Slovenská akadémia vied). Symposia; 1). S. 77-92; Гарднер. Богослужебное пение. Т. 1. С. 297-302; Myers Gr. The Blagoveshchensky Kondakar: A Russian Musical Manuscript of the 12th Century // Сyrillomethodianum. [Vol.] 9. Thessal., 1987. P. 103-127.

И. Е. Лозовая


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АСМАТИК" в других словарях:

  • БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОНДАКАРЬ — [Нижегородский кондакарь] (РНБ. Основное собр. Q. п. 1. 32; 1 лист (из собр. В. И. Григоровича) Одесса. Гос. научная б ка. № 1/93), древнерус. нотированная рукопись кон. XII? нач. XIII в., один из немногих сохранившихся памятников кондакарной… …   Православная энциклопедия

  • Благовещенский кондакарь — Благовещенский кондакарь, к. XII н …   Википедия

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия