- АВАН
-
Аванский каталикосат
Аванский каталикосат[арм. Աւաճ], древнее селение в Армении, к северо-востоку от Еревана (в наст. время входит в черту города). В 588 (591)-610 гг. здесь находился центр Халкидонитского Католикосата, созданного при поддержке имп. Маврикия (582-602) для той части страны, к-рая вошла в состав Византийской империи по договору с шаханшахом Хосровом II. Аванский Католикосат должен был противостоять монофизитскому Католикосату в Двине (на территории, оставшейся в зависимости от сасанидского Ирана). Единственным Аванским Католикосом был Иоанн Багаранский (591-610). После начала византино-перс. войны 602-629 гг. и наступления войск Хосрова II в 602/03 г. Католикосат в А. был упразднен, а Католикос Иоанн умер в перс. плену. Позднее тело его было перевезено в А. и погребено рядом с возведенным им храмом.
Аван. Кафедральный собор. Нач. 90-х гг. VI в.
Аван. Кафедральный собор. Нач. 90-х гг. VI в.Архитектурные ансамбли А. занимают одно из первых мест среди достижений средневек. арм. архитектуры. Кафедральный собор и расположенный к северу от него дворец построены в 588-597 гг. Католикосом Иоанном после перенесения его кафедры в А. Собор относится к тетраконхам с угловыми нишами и является первым точно датированным памятником этого своеобразного типа (см. также Рипсиме в Эчмиадзине, Джвари во Мцхете). Основу пространства храма составляет купольный квадрат с арочно-парусным подкупольным переходом. Вост. и зап. апсиды удлинены и значительно шире двух других. Угловые ниши служат для прохода в круглые, перекрытые куполами, угловые помещения, у юго-вост. имеется вход и с зап. фасада. Вся эта структура вписана в прямоугольник внешних стен (15,6х18,55 м). В композиции ощутимо влияние архитектуры собора Эчмиадзин, октагональных мартириев Византии и храма Софии К-польской. Судя по храмовой эпиграфике - двуязычной армяно-греч. криптографической надписи Католикоса-халкидонита Езра I (630-641); надписи 1219 г. «атабака армян и грузин» Иване из рода Захарянов; надписи 1285 г. груз. принца Давида; надписи 1287 г. атабака Хутлубуга,- основное население А. вплоть до кон. XIII в. исповедовало Православие.
Ист.: История епископа Себеоса / Пер. Ст. Малхасяна. Ереван, 1939. С. 68; Narratio de rebus Armeniae / Ed. G. Garitt. Louvain, 1952. P. 40-42; Иованнес Драсханакертци. История Армении, XVII / Пер. М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986. С. 82.
Лит.: Кафадарян К. Г. Аванская двуязычная криптографическая надпись. Ереван, 1945 (на арм. яз.); Мнацаканян С. Х. Раннесредневековые мемориальные памятники в Аване // Вестн. АН Арм. ССР. 1975. № 11. С. 26-36; Thierry J.-M. Les tetraconques à niches d'angle // Bazmavep. 1980. № 1-4. P. 124-180; История армянского народа. Ереван, 1986. С. 270 (на арм. яз.); Марутян Т. Архитектурные памятники. Ереван, 1989; Казарян А. Ю. Генезис храма Рипсиме // Звартноц. Ереван, 1991. № 3; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). М., 1994. С. 60-61; Ghazarian A. Tetraconches with Corner Niches: Function and Symbolism // Acts of 18th Intern. Byzantine Congress: Ser. Papers (Moscow, 1991). Shepherdstown, 1996. Vol. 3. P. 464-475.
А. Ю. Казарян
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.