- АФИНАГОР I Спиру Аристоклис
(Спиру Аристоклис; 25.03.1886, с. Цараплана (совр. Василикон), Эпир - 7.07.1972, Стамбул), Патриарх К-польский (с 27 янв. 1949). Род. в семье врача; в 13 лет потерял мать (умерла от тифа). Начальное образование получил в родном селе, в 1895-1899 гг. обучался в школе г. Коница, с 1901 г. продолжил учебу в Янине. В 1903 г. поступил на гимназическое отд-ние Богословского уч-ща на о-ве Халки, в 1907-1910 гг. изучал богословие и др. науки, в т. ч. церковнослав. и рус. языки; защитил дис. «Об избрании Константинопольских Патриархов с эпохи Константина Великого до падения Константинополя». После смерти отца (1908) решил стать монахом; в марте 1910 г. принял постриг с именем Афинагор и был посвящен в сан диакона. С июля 1910 г. был помощником митр. Пелагонийского Стефана в г. Монастир (совр. Битола), рукоположен во архидиакона, в 1912 г. новый митр. Хризостом (Кавуридис) назначил А. начальником секретариата. После перехода епархии в юрисдикцию Сербской Православной Церкви (осень 1918) А., сопровождая удалившегося на покой митр. Хризостома, отправился на Афон, в обитель Келлион (Милопотамос). В марте 1919 г. назначен первым секретарем Свящ. Синода Афинской Архиепископии (Элладская Православная Церковь), к-рую в то время возглавлял архиеп. Мелетий (Метаксакис; в 1921-1923 гг.- Патриарх К-польский Мелетий IV Метаксакис). В нач. 20-х гг. ХХ в. А. участвовал в процессе создания экуменической комиссии «Вера и церковное устройство».
Афинагор I (Спиру), Патриарх К-польский
Афинагор I (Спиру), Патриарх К-польскийВ дек. 1922 г. Свящ. Синод Элладской Церкви избрал А. митрополитом Керкирским и Паксийским. Став архипастырем, он зарекомендовал себя как поборник интересов простого народа. В митрополичьей резиденции были открыты медицинский центр и бюро по трудоустройству для греков, переселенцев из М. Азии и Вост. Фракии. После обстрела итал. эскадрой крепости Корфу (31 авг. 1923) погибло множество мирных жителей, и А. на рыбацкой лодке прибыл на итал. флагман, чтобы выразить протест адмиралу Солари.А. принимал активное участие в работе всемирной ассамблеи Христианской ассоциации молодежи YMCA (Хельсинки, 1926) и присутствовал в качестве наблюдателя на VII Ламбетской конференции (июль 1930). В авг. 1930 г. Синод К-польской Патриархии с согласия Элладской Церкви избрал А. архиепископом и экзархом Сев. и Юж. Америки. А. придал епархиальным архиереям статус викариев и ввел особый церковно-адм. орган - духовно-светские ассамблеи, решения к-рых при одобрении Патриархии становились обязательными. В 1931 г. вступил в действие новый устав архиепископии для правосл. христиан греч. происхождения (действовал до 1977). Число общин увеличилось со 119 до 350, в Помфрете (шт. Коннектикут) были основаны семинария (1937) и Академия св. Василия (1944) (в 1947 переведены в Бостон, семинария получила название Св. Креста), открылись катехизаторские школы; с 1934 г. начал издаваться ж. «Православный обозреватель» (̓Ορθόδοξος Παρατηρητής). Как и на Керкире, А. ввел полифоническое церковное пение за богослужением.
После отречения по болезни Патриарха Максима V (18 окт. 1948) Синод К-польского Патриархата при повторном голосовании 1 нояб. 1948 г. 11 голосами из 17 избрал А. на Патриарший престол; 26 янв. 1949 г. он прибыл в Стамбул на борту личного самолета Президента США Г. Трумэна, на следующий день в Патриаршем соборе св. Георгия состоялась его интронизация. А. принял управление К-польской Церковью в сложное переломное время. В Известительном послании о своем восшествии на престол он выдвинул программу укрепления связей между правосл. Церквами и активного отношения к злободневным проблемам общественной жизни, чтобы «переживаемые современные тяжелые обстоятельства и настоящее совсем неутешительное состояние всего человечества» не привели «к охлаждению самой веры у слабых и простых и не умалили дела Церкви».
Тяжелые испытания выпали на долю К-польской Церкви во время «кипрского кризиса» 1955 г. Взрыв в Фессалонике тур. консульства, разрушивший дом, где родился Кемаль Ататюрк, вызвал антигреч. погром в Стамбуле (6 сент.), во время к-рого были сожжены 56 правосл. храмов, учинены насилия над священниками (один убит), разграблены и разрушены 2,5 тыс. греч. жилых домов и магазинов. Экстремисты проводили провокационные демонстрации у Патриаршей резиденции. Власти не давали разрешения на постройку нового здания Патриархии взамен сгоревшего в 1941 г. (оно было получено лишь через 50 лет). В 1964 г. была закрыта Патриаршая типография, прекратилось издание церковной периодики, в т. ч. ж. «Православие» (̓Ορθοδοξία) и основанного А. в 1951 г. еженедельника «Апостол Андрей» (̓Απόστολος ̓Ανδρέας); в 1971 г. было закрыто Халкинское богословское уч-ще, существовавшее с 1844 г.
В этих условиях К-польская Церковь столкнулась с проблемой преодоления узконационального характера греч. Православия. А. сосредоточил свои усилия на международной деятельности: он провел ряд встреч с первоиерархами Поместных Церквей, по его инициативе состоялись Всеправославные совещания (1961, 1963, 1964, 1968, 1970), во многом способствовавшие сближению правосл. Церквей. По настоянию РПЦ К-польский Патриархат в авг. 1961 г. признал каноническое достоинство восстановленного Болгарского Патриаршества. В 1959 г. А. посетил Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты, в 1967 г.- Сербскую, Румынскую и Болгарскую Православные Церкви, а также Ватикан, Англию и ВСЦ в Женеве, при к-ром с 1955 г. находился постоянный представитель К-польской Патриархии.
Деятельность К-польской Церкви на международной арене, вызванная значительным сокращением в первые десятилетия ХХ в. области ее юрисдикции, со времени Патриаршества Мелетия IV осуществлялась с позиций т. н. «исключительного права» К-поля в распространении своей юрисдикции на правосл. диаспору вне границ автокефальных Церквей, к-рое обосновывали «особым положением Вселенского престола». Подобная позиция, к-рую РПЦ не считает канонически и исторически оправданной, не раз приводила к нестроениям в отношениях между правосл. Церквами, нарушала мир и согласие Поместных Церквей. В послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (7 марта 1953) о подготовке к созыву Предсоборного совещания обращалось внимание на проблемы, омрачавшие отношения Русской и К-польской Церквей: положение рус. приходов в Зап. Европе, вмешательство К-поля в область юрисдикции РПЦ в Финляндии, позиция К-польского престола по вопросу об автокефалии правосл. Церквей в Польше и Чехословакии, каноническое урегулирование правосл. церковной жизни в Америке, положение рус. монашества на Афоне.
Несмотря на расхождения по ряду принципиальных вопросов, в целом отношения между К-польской и Русской Церквами в период Патриаршества А. носили благожелательный характер. Предстоятели обеих Церквей регулярно обменивались приветственными посланиями, осуществлялись взаимные визиты церковных делегаций, шло сотрудничество в рамках межправосл. и межхрист. встреч, в т. ч. в периоды работы Всеправославных совещаний, Межправославных богословских комиссий по церковному диалогу. Выражая глубокое сочувствие К-польской Церкви и греч. народу по поводу трагических событий в Стамбуле 6 сент. 1955 г., Патриарх Алексий I и высшие иерархи РПЦ указывали, что «Русская Церковь всегда питала к Константинопольской Церкви, в течение веков бывшей ее Матерью, чувство глубокой, сердечной любви, навсегда неизгладимой». В дек. 1960 г. в ходе паломнической поездки в Св. землю Патриарх Московский и всея Руси впервые в истории автокефального бытия РПЦ посетил К-поль (Стамбул) и встретился с К-польским Патриархом; А. и Алексий I совершили Божественную литургию по случаю празднования К-польской Церковью Рождества Христова, обменялись приветственными речами. В 1963 г., во время празднования 1000-летия Св. горы Афон, А. посетил рус. Свято-Пантелеимонов мон-рь и в ответ на приветствие настоятеля и членов делегации РПЦ выразил чувство любви к Русской Церкви и ее Предстоятелю.
В ряде случаев со стороны А. было проявлено понимание принципиальной позиции РПЦ по проблемам внутриправосл. отношений. Так, в 1965 г. в ответ на обеспокоенность Патриарха Алексия по поводу имевших место сослужений представителя К-польского Патриархата в Женеве митр. Калабрийского с архиеп. Антонием (Бартошевичем), принадлежавшим к РПЦЗ, А. не замедлил известить Предстоятеля РПЦ о том, что иерарху к-польской юрисдикции указано «избегать всякого литургического или иного общения с архиереями карловацкой группировки» (см. Карловацкий раскол). Контакты К-польской Патриархии с «Украинской Православной Церковью в США и Южной Америке» в 1971 г. были расценены Свящ. Синодом РПЦ как «прискорбное явление, к-рым злоупотребляют раскольники… не иначе, как в результате отсутствия у Высшей Церковной Власти К-поля должной официальной информации» об этой неканонической орг-ции, каковые сведения и были представлены в послании Патриарха Московского и всея Руси Пимена (16 марта 1972).
Неоднозначным было отношение А. к вопросу о т. н. Западноевропейском православном русском экзархате с центром в Париже, возникшем в результате временного подчинения рус. правосл. приходов в Зап. Европе «непосредственной юрисдикции Святейшего Вселенского Патриаршего Престола» (грамота Патриарха Фотия II от 17 февр. 1931, подтвержденная грамотой Патриарха Максима V от 6 марта 1947). Высшее руководство РПЦ не раз выражало протест по поводу этого неканоничного положения. 10 нояб. 1965 г. А. и Синод К-польской Церкви постановили упразднить «экзархат православных русских приходов в Зап. Европе», рекомендовав архиеп. Сиракузскому Георгию (Тарасову) войти в общение с Патриархом Алексием I «для урегулирования каноническим путем положения возглавляемого им округа»; такое решение, дававшее возможность рус. духовенству и верующим возвратиться в лоно Русской Церкви, было воспринято, как сказано в послании Патриарха Алексия от 1 марта 1966 г., «с чувством духовного удовлетворения и братской любви». Однако уже 22 янв. 1971 г. упраздненная епархия была восстановлена в новой адм. форме как «Архиепископия русских православных приходов в Зап. Европе». Это деяние, совершенное А. и Свящ. Синодом К-польской Церкви «по просьбе и желанию» архиеп. Георгия и его викария еп. Мефодия, обоснованное все тем же «правом К-польского престола на православную диаспору», было предпринято в одностороннем порядке, без согласования с РПЦ. Оно было встречено высшим священноначалием РПЦ «с недоумением и огорчением», как о том указано в послании Патриарха Пимена от 31 мая 1971 г. Существенные расхождения между К-польской и Русской Церквами также имели место по вопросу об автокефалии правосл. Церкви в Америке.
А. большое внимание уделял вопросу межхрист. единства и сотрудничества, к к-рому он призвал в своем послании, изданном в 1951 г. по случаю 1500-летия IV Вселенского Собора. На офиц. и неофиц. встречах многое было достигнуто в вопросе диалога с Древними Восточными (нехалкидонскими), со Старокатолической и Англиканской Церквами. Развитию общения К-польской Церкви с Западом послужили активные контакты ее Предстоятеля с Римско-католической Церковью, особенно отмена анафем 1054 г., одновременно проведенная 7 дек. 1965 г. А. в К-поле и папой Римским Павлом VI в Риме. Высшее руководство РПЦ рассматривало этот акт как действие возглавляемой А. Поместной Церкви, «не имеющее богословского значения для всей Полноты Святой Православной Церкви» ( Послания Святейшего Патриарха Алексия I на имя Патриарха А. и Архиеп. Элладского Хризостома II // ЖМП. 1966. № 2. С. 4).
Особую заботу А. проявлял о духовном просвещении клира и паствы, об авторитете правосл. науки: в период его Патриаршества были основаны Православный центр Вселенской Патриархии в Шамбези (Швейцария, 1966) и Институт патристических исследований в Фессалонике (1968), восстановлена Патриаршая типография, основанная Патриархом Кириллом Лукарисом. Была произведена реорганизация епархий К-польского Патриархата в Греции, Зап. Европе и на Дальн. Востоке. Полуавтономная Критская Церковь получила новый устав (1961), европ. епископии были возведены в ранг митрополий (1972). Из Фиатирской и Великобританской архиепископии выделились митрополии Французская, Австрийская и Германская (1964), затем Шведская и Бельгийская (1969). Австралийская и Новозеландская митрополия стала архиепископией (1959), в 1970 г. из нее была выделена самостоятельная митрополия Нов. Зеландии.
В 1967 г. А. получил степень почетного д-ра юридического фак-та Венского ун-та. Его деятельность отмечена различными церковными наградами. В период Патриаршества А. были канонизированы прп. Никодим Святогорец, равноап. мч. Косма Этолийский и свт. Нектарий Эгинский. А. погребен в Патриаршем мон-ре Живоносного Источника Валукли близ К-поля.
Лит.: Τσακώνας Δ. Γ. ̓Αθηναγόρας Α´ // ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 602-606; Castanos de Medicis S. Athénagoras Ier, l'apport de l'Orthodoxie à l'oecumenisme. Lausanne, 1968; Ohse B. Der Patriarch Athenagoras von Konstantinopel: Ein ökumenischer Visionär. Gött., 1968; Логачев К. Святейший Афинагор I, Патриарх Константинопольский (некролог) // ЖМП. 1972. № 8. С. 54-55; Δελικωστόπουλος Α. Ι. ̀ρδβλθυοτεΕξω ἀπὸ τὰ τείχη̇ ̓Αθηναγόρας Α´, ὁ Οἰκουμενικὸς Πατριάρχης. ̓Αθῆναι, 1988; Клеман О. Беседы с Патриархом Афинагором / Пер. с франц. В. Зелинского. Брюссель, 1993; Патриарх Вселенский Афинагор I // Χριστιανός. Рига, 2001. T. 10. С. 83-94.
Б. А. Нелюбов, Э. П. Г.
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.