АФРААТ

АФРААТ

(IV в.), прп. (пам. греч. 29 янв.). Житие А. известно из сочинений блж. Феодорита Кирского (Theodoret. Hist. rel. 8; Hist. eccl. IV 26), к-рый рассказывает о том, что в детстве посещал келью преподобного в сопровождении матери. Пренебрегая возможностями, к-рые давало А. происхождение из знатного персид. рода, он принял христианство, покинул родину и отправился в Эдессу. Прожив там нек-рое время в уединении, он перебрался в Антиохию, где стал изучать греч. язык. Вскоре к нему начали приходить за наставлениями и советами. А. жил в одиночестве, с посетителями, особенно с женщинами, беседовал через дверь, но тех, кто просил, впускал к себе, никогда не принимал подарков, ел только хлеб и лишь в старости - немного овощей.

Во время гонений при имп. Валенте А. покинул свою келью и отправился на собрание христиан. Его увидел император и сказал, что тому, кто избрал уединение, не следует покидать келью. В ответ А. предложил императору решить, как надо поступить деве, к-рая не должна отлучаться из отцовского дома, если бы дом вдруг загорелся: сидеть, как и полагается, в своей комнате или броситься тушить пожар? Упрекать надо не того, кто пытался погасить огонь, а того, кто виноват в случившемся. Император промолчал, но евнух из его свиты принялся оскорблять святого; через нек-рое время евнуха нашли сварившимся в горячей ванне, к-рую он должен был приготовить для Валента. Феодорит приводит много притч и описаний чудес, к-рые совершал А., напр. исцеление любимого коня императора.

А. не следует путать с Афраатом, восточнохрист. церковным писателем, по прозвищу Персидский Мудрец.

Память А. отмечается в зап. Мартирологах под 7 апр., в визант. календарях под 28 янв. память А. указана в Петровом Синаксаре XI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 27), под 29 янв.- в Синаксаре К-польской ц. X в. (SуnCp. Col. 431), парижском 1063 г. и оксфордском 1329 г. списках Типикона Великой ц. (Mateos. Typicon. T. 1. 216) и стишных синаксарях; под 27 окт.- в нек-рых рукописных стишных синаксарях (напр., ГИМ. Sin. gr. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 522).

Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναῖον. ̓Ιανουάριος. Σ. 426).

Ист.: BHG, N 147.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 64-65.

О. Н. Заец, О. В. Л.


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "АФРААТ" в других словарях:

  • Афраат — (ок. 270 345) христианский святой IV века, персидский мудрец сыгравший значительную роль в становлении сирийской церковной письменности. Дошедшие до настоящего времени слова мудреца «Мы те, кто оставили идолов и мы называем ложью то, что наши… …   Википедия

  • Афраат — (эллинизированная форма, по сирийски Афрахат; ок. 270 после 345) ранний представитель сирийской святоотеческой литературы. Жил на территории Сасанидского (персидского) государства, откуда прозвище «персидский мудрец». Был аскетом; позднее… …   Энциклопедия культурологии

  • Афраат — персидский мудрец, потерпевший мученичество в 345 г. Носил церковное имя Иакова и был епископом и настоятелем м ря Мар Маттея, в окрестностях Мосула. Беседы А. были переведены с сирского на армянский еще до 500 г. под именем Иакова Низибийского;… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • АФРААТ — (Фархад) Иаков (ок. 270–ок. 345), сир. христ. писатель перс. происхождения, деятельность к–рого протекала в землях, принадлежавших Иранской империи. После обращения в христианство А., как предполагают, стал монахом и, может быть, даже епископом.… …   Библиологический словарь

  • Афраат — – персидский мудрец, замучен в 345 г. Носил имя Иакова, был епископом монастыря Мар Маттея в окрестностях Мосула. Беседы его на сирийском языке переведены на армянский с именем Иакова низибийского – так же издал их в 1756 г. Ник.… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Иаков Афраат — – или Иаков из монастыря Мар Матта . Происхождением перс, он занимал епископскую кафедру в Персии в первой половине IV в., при Сапоре II. Это был известный церковный писатель древней Сирии. Он написал 23 гомилии, в виде писем отчасти… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… …   Православная энциклопедия

  • БЫТИЕ — первая книга Пятикнижия Моисея, содержащая повествование о творении мира, начальной истории человечества и израильских патриархах. Название Евр. название книги («Берешит» В начале) соответствует обычной для Др. Востока традиции именования книг в… …   Православная энциклопедия

  • БОГОСЛОВИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ — 1) Веро и нравоучение Православной Церкви; 2) комплекс дисциплин, изучающих основы веро и нравоучения Православной Церкви, которые в своем дидактическом варианте излагаются в определенной системе, терминологии, методе; 3) дисциплины о… …   Новейший философский словарь

  • 11 февраля — ← февраль → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс     1 2 3 4 5 6 7 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»