АХАВ


АХАВ

[Евр.  ,  ; - брат отца; греч. Αχααβ], царь Израиля (ок. 874-853 до Р. Х.), сын и наследник Амврия, один из образов богоотступничества в ВЗ (3 Цар 16. 30). Наделенный мн. достоинствами (мужеством - 3 Цар 22. 35, великодушием - 3 Цар 20. 31-34, готовностью отстаивать права своего народа - 3 Цар 20. 7-8), А. следовал религ. политике своего отца (на что указывает значение его имени). По-видимому, он принадлежал к тем израильтянам, к-рые поклонялись Яхве наряду с языческими богами исключительно ради удовлетворения своих земных интересов и потребностей. Несмотря на наличие описаний эпического характера, рисующих его с положительной стороны (напр., 3 Цар 20. 3-11), А. подвергается строгому осуждению в Свящ. Писании за идолопоклонство. Даже такой превосходный по ближневост. меркам правитель, как А., остается отрицательной фигурой с т. зр. библейского откровения.

А. находился под сильным влиянием Иезавели, дочери Тирского и Сидонского царя Итобаала (библ. Ефваала), взятой им в жены ради союза с Финикией, и стремился обеспечить себе и своему царству покровительство языческих богов (3 Цар 18. 18). Хотя Яхве и оставался главным Богом Израиля, непосредственным покровителем царя и его дома стал финикийский Ваал. Ему А. построил храм в Самарии, что превзошло прежние нечестивые деяния израильских царей (3 Цар 16. 32-33), вызвав резкое недовольство пророков Божиих. Конфликт достиг своего апогея в год засухи, предсказанной прор. Илией (3 Цар 17-19) и известной по финикийским летописям. В центре рассказа об А. лежит его противостояние пророкам Божиим, прежде всего Илии, и преступное присвоение наследственного надела израильтянина Навуфея, безвинно казненного по ложному обвинению в богохульстве и гос. измене для того, чтобы А. мог завладеть его землей (3 Цар 21). Непосредственную ответственность за злодеяния, творимые именем А., несет Иезавель. Узнав о происшедшем, А. был весьма огорчен и смирился перед пророком Божиим (3 Цар 18. 16-20; 21. 16, 27), но не нашел в себе сил не только покарать Иезавель, но и отказаться от доставшегося ему преступным путем виноградника Навуфея (3 Цар 15. 20). Даже устрашенный прор. Илией, он не отступил от идолопоклонства.

Важным направлением деятельности А. было укрепление военной мощи страны. После тяжелых поражений, понесенных Израилем от арамеев Дамаска, он занимался фортификационными работами, строительством Самарии, укреплением Мегиддо и Асора, восстановлением Иерихона. Во внешней политике Израиль достиг при А. значительного могущества, опираясь, в частности, на прочный союз с Иудеей, чей царь Иосафат подчинился А. Свидетельства из Свящ. Писания и надписей Салманасара III на монолите из Кальху и на стеле Меши, царя Моава, позволяют восстановить следующий ход событий. Ок. 857 г. до Р. Х. Венадад II, царь арамеев Дамаска (ок. 870-842), признанный в Юж. и Центр. Сирии, напал на Израиль с огромным войском, подступил к Самарии и потребовал дань. А. был готов ради спасения народа поступиться собственным богатством и даже отдать своих детей, но не имущество своих подданных, к-рое потребовал Венадад. А. прекратил переговоры и, созвав народ, разбил арамеев (3 Цар 20; Иуд. древн. VIII 14). Через год Венадад повторил поход, но был разгромлен при Афеке и сдался на милость А., к-рый со словами «Он брат мой» освободил его после заключения мирного договора. Венадад вернул Израилю все захваченные у него ранее сирийцами области и позволил израильтянам поселиться в одном из районов Дамаска. Однако освобождением Венадада А., согласно пророчеству, совершил грех, за к-рый ему суждено было расплатиться жизнью и поражением своего народа (3 Цар 20. 39-43). В последние годы правления А. покорил Моав и вступил в союз с Иудеей.

В 853 г. до Р. Х. ассир. царь Салманасар III двинулся на покорение Сирии и Палестины со 120-тысячным войском. А. вместе с Венададом, его вассалами и князьями почти всего Вост. Средиземноморья выступил против ассирийцев с отрядом почти в 2 тыс. колесниц. В битве при Каркаре союзники нанесли ассирийцам сокрушительное поражение, так что, согласно надписи Салманасара, в течение 3 лет он не осмеливался переходить Евфрат. После этой победы А. вместе с царем Иудеи Иосафатом пошел против Венадада, чтобы вернуть принадлежавший некогда Израилю г. Рамоф в галааде. Лжепророки предсказали им победу, в то время как прор. Михей предрек поражение (3 Цар 22) и был заключен А. в темницу. В битве при Рамофе (853 г. до Р. Х.) А. был тяжело ранен, но, чтобы поддержать боевой дух своего войска, оставался на колеснице, к вечеру он умер (Иуд. древн. XVIII 15. 5). Известие о его смерти прекратило войну. Тело А. увезли и похоронили в Самарии, на этом закончилось краткое военно-политическое могущество Израиля, связанное с именем А., и исполнилось пророчество (3 Цар 21. 28-29). Колесницу, залитую кровью А., омыли в пруду, и кровь царя лизали псы, как и предсказывал прор. Илия (3 Цар 21. 19; ср. 22. 38).

В святоотеческой традиции А. олицетворяет собой нечестивца и идолопоклонника, но также является примером искреннего раскаяния. Свт. Афанасий I Великий пишет, что даже А., к-рый старался, насколько возможно, «истреблять истину» (Apol. de fuga sua. 7), «по убиении Навуфея сокрушался» (Hist. arian. 68). Свт. Иоанн Златоуст часто обращается к истории А., чтобы показать, что даже грешник и нечестивец способен искренне раскаиваться в содеянном (Ad Theodorum lapsum. I 6 // PG. 48. Col. 284; De Lazaro VI 9 // PG. 48. Col. 1042).

Лит.: Fohrer G. Ahab // TRE. Bd. 2. S. 123-125; Maeijer F. J. Elisha as a Second Elijah: In the Period of the Prophetic Actions Against the Baal Policy of the House of Ahab (I Kings 16. 29 - II Kings 11. 20). Utrecht, 1989; Conroy C. Hiel Between Ahab and Elijah-Elisha: 1 Kings 16. 34 in its Immediate Literary Context // Biblica. 1996. Vol. 77. Fasc. 2. P. 210-218.

А. А. Немировский, П. В. Ермилов


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "АХАВ" в других словарях:

  • Ахав — ивр. אַחְאָב‎ …   Википедия

  • Ахав — ( брат отца , т.е. весь в отца ): 1) сын и наследник израил. царя Амврия, основателя династии, царствовавший в 874 852 гг. до Р.Х. Время его правления было ознаменовано религ. конфликтами внутри страны и успешной внешнеполит. борьбой за… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Ахав — (брат отца) (3Цар.16:29 ) сын Амврия и его преемник, осьмой царь Израильский. Он царствовал 22 года (925 903 до Р.Х.), и резиденциею его царства была Самария. Он был женат на Иезавели, дочери царя Сидонского, женщине развратной и нечестивой. Она… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Ахав — 1) седьмой израильский царь, сын и наследник Амврия (875 853 до Р. Хр.), царствовал 22 года. Жена его Иезавель, дочь Сидонского царя Ефваала, была честолюбивая, предавшаяся похотям женщина, которая, пользуясь своим влиянием, ввела служение Ваалу… …   Словарь библейских имен

  • Ахав — Седьмой царь Израиля (приблизительно 874 853 гг. до н.э.). Трижды воевал с Сирией и во время третьей войны погиб. Ахав сильно прогневал Бога своей нечестивостью. Он насаждал культ Ваала (Мелькарта), бога, которому поклонялась его жена Иезавель.… …   Подробный словарь библейских имен

  • Ахав — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  (евр. брат отца) Ахав, восьмой царь Израильский (3 Цар. 16, 30).… …   Словарь церковнославянского языка

  • Ахав — (Ahab) царь израильский, сын и наследник Омри, 917 895 до Р. X. Вследствие брака с Иезавелью, дочерью сидонского царя Эфбаала, он ввел в свое царство культ Ваала Астарты и подверг преследованию пророков, не перестававших, однако, обличать… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ахав — Ах’ав (брат отца) а) сын и преемник Амврия, царь израильский, царствовавший в Самарии 22 года (3Цар.16:29 ) и делавший много неугодного пред очами Господа. Под влиянием властной и жестокой жены Иезавели (дочери сидонского царя), он ввел в Самарии …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Ахав — Ах’ав (брат отца) а) сын и преемник Амврия, царь израильский, царствовавший в Самарии 22 года (3Цар.16:29 ) и делавший много неугодного пред очами Господа. Под влиянием властной и жестокой жены Иезавели (дочери сидонского царя), он ввел в Самарии …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Ахав — А. Сведения о семье сын Амврия, царь Израиля: 3Цар 16:28,29 муж Иезавель: 3Цар 16:31 Б. Основные события его жизни поставил жертвенник Ваалу: 3Цар 16:31 33 противился Илии: 3Цар 17:1 спор на горе Кармил: 3Цар 18:16 39 разбил Венадада: 3Цар 20:1… …   Библия: Тематический словарь

Книги

  • Моби Дик, Герман Мелвилл. «Моби Дик» — самый известный роман американского писателя Германа Мелвилла (1819-1891), романтика, путешественника, философа, поэта, автора морских повестей и психологических рассказов. В… Подробнее  Купить за 810 руб
  • Моби Дик, или Белый Кит, Герман Мелвилл. Эпопея об опасной охоте на гигантского Белого Кита, Моби Дика - широко известное произведение американского писателя, моряка и путешественника Германа Мелвилла. Повсем морям ищет Моби Дика… Подробнее  Купить за 660 руб
  • Моби Дик, или Белый Кит (комплект из 2 книг), Герман Мелвилл. Эпопея об опасной охоте на гигантского Белого Кита, Моби Дика - широко известное произведение американского писателя, моряка и путешественника Германа Мелвилла. Повсем морям ищет Моби Дика… Подробнее  Купить за 500 руб
Другие книги по запросу «АХАВ» >>