- АХМИМ
АХМИ́М [Древнеегип. hntj-mnw - святость (?) Мины; греч. Χέμμις, Πανὸς πόλις; араб. ], г. в Египте на правом берегу Нила, в 467 км к югу от Каира; в Др. Египте - столица IX нома В. Египта. А. и его окрестности известны в визант. и араб. время благодаря многочисленным мон-рям и церквам. В «Лавсаике» (гл. 32) сказано, что в районе А. (Панополя) существовал пахомианский мон-рь, монахи к-рого довольно успешно вели хозяйство. Копт. источники о прп. Пахомии Великом упоминают 3 мон-ря, основанных преподобным в районе А.: Тсе, название следующего не упоминается (основан по просьбе епископа А.) и Тесмине. Несмотря на то что нек-рые ученые (Л. Т. Лефор, М. Жюльен, А. Готье) предпринимали попытки определить местонахождение этих мон-рей, их окончательная локализация не выявлена. Об А. упоминает копт. «Житие Шенуте». Араб. автор XIV в. аль-Макризи, описывая А., приводит названия неск. мон-рей, существовавших в его время: «монастырь семи гор» (Дейр-эс-Сабат-Джибаль), «монастырь плачущих ив» (Дейр-эс-Суфсафа), Дейр-Сабрах и Дейр-аби-Бисада-эль-Ускуф. Из существующих ныне мон-рей в районе А. можно назвать Дейр-эль-Малак-Михаил (называемый у аль-Макризи Дейр-Сабра), Дейр-эш-Шухада, Дейр-эль-Мадвид (у аль-Макризи Дейр-эс-Сабат-Джибаль), Дейр-анба-Бахум, Дейр-мар-Джирджис-эль-Хадиди, расположенные к востоку, северу и югу от А.
В А. сохранилось неск. христ. церквей, 2 из к-рых (абу-Сайфайн и Дейр-ситт-Димьяна) представляют значительный исторический и архитектурный интерес. Абу-Сайфайн расположена в юго-вост. части города и включает в себя кладбище оттоманского периода и нек-рые зависимые от нее постройки, а также 2 церкви, построенные рядом: трехнефную базилику XII в. с прямоугольным святилищем и купольную церковь с колоннами ранее XII в., тип к-рой появился в мамлюкский период. Ц. Дейр-ситт-Димьяна расположена в сев. части города. В нее ведет коридор, с правой стороны к-рого находится ц. Богородицы. Сама Дейр-ситт-Димьяна расположена в полуметре ниже ц. Богородицы и представляет собой тип купольного храма с колоннами. Она имеет 3 святилища, в целом типичных для данного региона. В глубине центрального святилища расположен епископский престол, позади сев. святилища находится коридор, назначение к-рого не совсем ясно. В нач. 80-х гг. XX в. ц. Дейр-ситт-Димьяна была внутри оштукатурена и расписана. Иконостас церкви датируется XVI в., что является terminus ante quem для датировки самой церкви и сходных с ней по архитектурному типу соседних церквей. Ц. Богородицы предположительно датируется более поздним, чем ц. Дейр-ситт-Димьяна, временем.
А. (наряду с Саккарой, Антиноей, Файюмом и др.) является местом, где было обнаружено большое количество копт. тканей. Имя города дало название одному из диалектов копт. языка (т. н. ахмимский диалект). Среди наиболее значимых рукописных находок из А. следует упомянуть пергаменный кодекс на греч. языке, датируемый между VIII и XII вв. (P. Cair. 10759 - т. н. Ахмимские фрагменты) и содержащий апокрифические сочинения (фрагменты Евангелия ап. Петра, Апокалипсис ап. Петра, фрагменты кн. Еноха).
Лит.: Amélineau E. Géographie de l'Egypte à l'époque copte. P., 1893. P. 18-20, 485, 496-497; Jullien M. A la recherche de Tabenne et des autres monastères fondés par saint Pachôme // Etudes. 1901. N 89. P. 238-258; Gautier H. Notes géographiques sur le nom panopolite // Bull. de l'Inst. franç. d'archéologie orientale. 1905. N 4. P. 39-101; Lefort L. Th. Les premiers monastères pachômiens: explorations topographiques // Le Muséon. 1939. T. 52. P. 379-407; Meinardus O. Christian Egypt, Ancient and Modern. Cairo, 1977. P. 295-296; Coquin R.-C. Un complétement aux vies sahidiques de Pachôme: Le Manuscrit IFAO Copte 3 // Bull. de l'Inst. franç. d'archéologie orientale. 1979. N 79. P. 209-247; Grossman P. Mittelalterliche Langhauskuppelkirchen und verwandte Typen in Oberägypten. Glückstadt, 1982; Coquin R.-G., McNally Sh. Akhmim // CoptE. Vol. 1. P. 78-80.
А. А. Войтенко
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.