- БАЛАСИС
[греч. Μπαλάσης от μπαλάσι - красный драгоценный камень, рубин; искаженное Βαλάσιος, Παλάσιος] (2-я пол. XVII в.), свящ. и номофилакс Великой ц. Христа, греч. мелург. Патриарх Иерусалимский Досифей II, говоря «о мудрых греках от XVI века до настоящего времени», свидетельствует: «Паласий, великий скевофилакс, от отца пелопоннесца, ученик Коридаллевса, ритор больший, чем кто-либо другой, и писец патриарших грамот при дворе патриархии Константинополя» (Τόμος ἀγάπης κατὰ λατίνων. [̓Ιασίον], 1698. Σ. 5-6). Известно, что иером. Феодосий Коридаллевс (впосл. митр. Навпакта и Арты) преподавал в К-поле в 1624-1625 и 1636-1639 гг., следов., Б., учившийся у него в юношеском возрасте, родился ок. 1615 г. Тот же Патриарх Досифей писал в 1698 г., что Б. «пришел к исходу своей жизни... и будет сопричтен к блаженным». В 1700 г. Арсений, еп. Кидонийский, в Анфологии Laur. I 172 (Fol. 212v) упоминает о Б. как об усопшем (μακαρίτης).
Свящ. Баласис (предположительно) и преподобные Иоанн Дамаскин и Иоанн Кукузель. Миниатюра. Пападики письма свящ. Баласиса. Ок. 1670 г. (Cod. Iver. 1250. Fol. 2v — 3)
Свящ. Баласис (предположительно) и преподобные Иоанн Дамаскин и Иоанн Кукузель. Миниатюра. Пападики письма свящ. Баласиса. Ок. 1670 г. (Cod. Iver. 1250. Fol. 2v — 3)Б. был выдающимся деятелем при дворе К-польской Патриархии в Фанаре и одним из ученейших людей своей эпохи. Изысканное муз. творчество просвещенного мастера несет на себе печать традиции патриаршего пения XVII в. О Б. существуют мн. разрозненные данные в рукописях и Патриарших документах благодаря его деятельности при Патриаршем дворе и широком распространении его муз. творений. По словам Патриарха Досифея, Б. «от младых ногтей» был «напитан» традицией К-польской Патриархии: начав учебу в Великой народной школе (Μεγάλη τοῦ Γένους Σχολή), впосл. он вплоть до глубокой старости служил при дворе Патриархии, занимая все более ответственные должности. В автографах Б. подписывался как «доместик», «протасикрит» и «скевофилакс». Анализ количества патриарших документов, составленных и подписанных Б., позволяет восстановить список его должностей в хронологическом порядке: доместик до 1660 г., протонотарий в 1663/64-1668 гг., великий экклисиарх в 1669-1670 гг., протасикрит в 1672 г., великий ритор в 1672-1676 гг. и, возможно, до 1680 г., великий хартофилакс в 1681-1691 гг., великий скевофилакс после марта 1691 до 1698 г., великий иконом ок. 1699-1700 гг. Вероятно, должность номофилакса, первого «из священных [чинов], сидящих по правую руку Патриарха на синоде», с к-рой гл. обр. и был известен Б., начиная с 1680 г. была совмещена с должностью великого хартофилакса.Б. вел переписку по широкому кругу вопросов и приобрел большой авторитет среди ученых мужей. Так, Димитрий Прокопиу в 1721 г. в соч. «О греческих ученых» писал, что Б. был «высокообразованным [мужем] и образцом церковного просвещения и порядка во святой Константинопольской Церкви, остроумнейшим и изысканнейшим, истиннолюбцем и украшенным другими разнообразными добродетелями» (Σᾶθας Κ. Μεσαιωνικὴ Βιβλιοθήκη. 1872. Τ. 3. Σ. 488). Митр. Газский Паисий Лигарид называл Б. «музыкальнейшим и лебедем музыки». Правитель Молдавии Александр Маврокордат (1636-1709) после смерти своей жены писал Б., что боль от этого несчастья «успокоила сладость твоего письма». До наст. времени дошло только одно письмо Б.- еп. Санторинскому Неофиту, с датой и подписью: «1698, мая 24-го, великий скевофилакс Баласис» (Laur. M. 100).
Из рукописей известно, что учителем Б. был архиерей Герман, митр. Новых Патр, ему Б. посвятил многолетие, «поющееся в честь святейшей кафедры Нов. Патр, архиерействующу нашему учителю господину Герману, глас 4-й» (Pantel. 1008. Fol. 133).
Обширное муз. творчество Б. имеет большое значение для истории греч. церковного пения, его песнопения широко распространены в рукописях. Б. стремился восполнить недостающее в муз. традиции, что выразилось в создании им первого полного цикла Великих славословий на все гласы. Он также составил многолетия для всех Патриарших престолов с прекрасными 15-сложными стихами. С Б. начинается переход от 2-го к 3-му периоду истории греч. певч. нотации, т. к. он первый начал заниматься анализом и «истолкованием» (ἐξήγηση - расшифровкой) краткой «стенографической» симиографии и предпринял такой опыт на примере заупокойного Трисвятого и «Аллилуия» визант. мелурга Феодула Монаха. Заупокойное Трисвятое, «называемое афинским, поющееся медленно, глас 2-й плагальный», и его «истолкование» с помощью удвоенного числа знаков нотации для записи мелоса содержатся в Пападики, искусно выполненном рукою Б. (Iver. 1250. Fol. 211-211v, ок. 1670 г.). 3-й период поствизант. истолковательной симиографии, начатый Б., продолжался до появления в 1814 г. нового метода аналитической нотации.
Б. известен и как переписчик рукописей. Почти все муз. творчество Б. сохранилось в его автографах (Iver. 992 (1672); Ibid. 1165; Ibid. 1250; Pantel. 1008; Προυσοῦ 43 и Ath. Io. Bapt. 1809). Полное собрание творений Б. и его Ирмологий дошли до нас в рукописях доместика Иверского мон-ря Космы Македонца, товарища Б. по учебе (Iver. 1048, 1686 г.; 1052, 1688 г.).
Муз. сочинения Б. 1) Отдельные кодексы: Ирмологий и Прологарий. 2) Песнопения служб суточного круга: вечерни - великие кекрагарии (стихи «Господи, воззвах») на 8 гласов; утрени - полиелей «Δοῦλοι Κύριου» ( ) 1-го гласа, пасапноарии (хвалитные стихи) на 8 гласов, самогласны по 50-м псалме «Τῆς μετανοίας ἄνοιξόν μοι πύλας» ( ), мегалинарии 9-й песни канона (стихи из Песни Богородицы) на 8 гласов, Великие славословия на 8 гласов, многолетия. 3) Песнопения Божественной литургии: «Δύναμις. ῾Οσοι εἰς Χριστόν» ( ), «Δύναμις, Τὸν σταυρόν σου προσκυνοῦμεν» ( ), аллилуиарии на 8 гласов, херувимские - 2 осмогласных цикла, «Νῦν αἱ δυνάμεις - Γεύσασθε» ( - ) «Τοῦ δείπνου σου τοῦ μυστικοῦ» ( ), «Σιγησάτω πᾶσα σάρξ» ( ), воскресные причастны - 2 осмогласных цикла, седмичные причастны на 8 гласов, причастны всего года - полный комплект. 4) Икиматарий (Οἰκηματάριο): строфы Акафиста Богородице - кукулий «Τῇ ὑπερμάχῳ στρατηγῷ» ( ) и икосы «̀ρδβλθυοτεΑγγελος πρωτοστάτης» ( ) и «Πᾶσα φύσις» ( ). 5) Матиматарий: 18 Богородичных и 20 праздничных матим. 6) Калофонический Ирмологий: 25 ирмосов. 7) Энкомий «наилучшему» (хвалебное песнопение хозяину дома на праздничной трапезе) «῾Ο χορτάσας λαόν» (Насытивший людей). 8) «Истолкования»: заупокойное Трисвятое и аллилуиарий. 9) Турецкая песня (Iver. 988. Fol. 399).
Ист.: Арх.: Χουρμούζιος Χαρτοφύλαξ. Παπαδικὴ: 5 τόμοι // S. Sepulcri. 703-706, 722; idem. Μαθηματάριον: 8 τόμοι // Ibid. 727-734; idem. ̓Οικηματάριον // Ibid. 714; idem. Κρατηματάριον // Ibid. 710.
Изд.: Γρηγόριος Προτοψάλτης. Καλωφονικὸν Εἰρμολόγιον. Κωνστατινούπολις, 1835; Πανδέκτη τῆς ἱερᾶς ἐκκλησιαστικῆς ὑμνωδίας τοῦ ὅλου ἐνιαυτοῦ: 4 τόμοι. Κωνστατινούπολις, 1850-1851; Χατζηγιακουμὴς. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 341-351; Στάθης. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 163-204 [аналитич. описание Матиматария и 4-го и 5-го томов Пападики Хурмузия Хартофилакса].
Лит.: Στάθης Γ. Θ. Μπαλάσης ἱερεὺς καὶ νομοφύλαξ (β´ ἤμισυ ιζ´ αἰῶνος), ἡ ζωὴ καὶ τὸ ἔργο του //'Επίσημοι Λόγοι [τοῦ Πανεπιστημίου ̓Αθηνῶν]. ̓Αθῆναι, 1992. Τ. 29. Σ. 723-747.
Дискогр.: Μπαλάσης ἱερεὺς καὶ νομοφύλαξ / Ψάλλει ὁ Χορὸς Ψαλτῶν «Οἱ Μαΐστορες τῆς Ψαλτικῆς Τέχνης», Διδάσκαλος καὶ Χοράρχης Γ. Θ. Στάθης. [2 δίσκοι καὶ φυλλάδιο]. ̓Αθῆναι, 1998. (Βυζαντινοὶ καὶ Μεταβυζαντινοὶ Μελουργοί; 3).
Г. Статис
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.