БАР-КОХБА


БАР-КОХБА

[арам.    - сын звезды], прозвище Симона Бар Косибы, вождя последнего крупного антирим. восстания 132-135 гг. в Иудее. Основной причиной восстания послужило решение имп. Адриана построить на месте разрушенного римлянами в 70 г. Иерусалима рим. колонию Элия Капитолина с храмом Юпитера. Восставшие провозгласили своей целью спасение Израиля, освобождение Иерусалима и восстановление храма. Адриан, сосредоточив в Иудее крупные силы и лучших полководцев, добился ценой тяжелых потерь подавления восстания. В 135 г. Б.-К. погиб при захвате римлянами крепости Бетар недалеко от Иерусалима. Огромное число жителей Иудеи пали в боях или умерли от голода и эпидемий, Иудея была переименована в Сирию Палестину. Евреям было запрещено не только жить в Иерусалиме, но даже приближаться к нему. Он был отстроен заново как рим. г. Элия Капитолина. Имп. Адриан ввел ряд суровых запретов религ. характера, в частности на обряд обрезания. За отказ подчиняться этим требованиям был подвергнут мучительной казни один из самых авторитетных евр. законоучителей рабби Акива. После смерти Адриана (138) эти запреты были отменены.

Серебряная монета Бар-Кохбы. Аверс с надписью: «Второй год освобождения Израиля»

Серебряная монета Бар-Кохбы. Аверс с надписью: «Второй год освобождения Израиля»


Серебряная монета Бар-Кохбы. Аверс с надписью: «Второй год освобождения Израиля»

«Римская история» греч. историка Диона Кассия (LXIX 12-14) является основным источником, рассказывающим о ходе восстания, однако в ней ничего не сообщается о его вожде. O происхождении и жизни Б.-К. до начала восстания сведений также нет. Сохранившиеся разнородные, фрагментарные и не всегда достоверные свидетельства позволяют воссоздать неск. различных образов Б.-К. В изображении христ. писателей II-VI вв. Б.-К. предстает разбойником, самозванцем и жестоким гонителем христиан.Евсевий Кесарийский пишет, что «вождем иудеев был человек по имени Баркохеба, что значит «звезда»,- убийца и разбойник; он, ссылаясь на это имя, внушал рабам, будто он светило, спустившееся с неба, дабы чудом даровать им замученным свет» (Hist. eccl. IV 6. 2-3). Ссылаясь на апологию мч. Иустина Философа, жившего в Палестине при Б.-К., Евсевий указывает: «Баркохеба, предводитель иудейского восстания, приказывал жестоко пытать только христиан, если они не отреклись от Христа и отказывались хулить Его» (Ibid. IV 8. 4); в «Хронике», дошедшей до нас в лат. версии Иеронима, Евсевий сообщает о др. причинах жестокости Б.-К.: «Семнадцатый год правления Адриана [т. е. 133 г. до Р. Х.- Ред.] Кохеба, вождь иудейской секты, преследовал христиан и убивал их всевозможными способами, <когда> они отказывались помогать ему против римских войск» (PL. 26. Col. 619). Подобный образ Б.-К. сложился в среде палестинских христиан как под воздействием тех гонений, к-рым подвергались их собратья, не желавшие участвовать в восстании против Рима, так и вслед. широко распространенных среди них ожиданий прихода лжемессии.

Серебряная монета Бар-Кохбы. Реверс с надписью: «Иерусалим»

Серебряная монета Бар-Кохбы. Реверс с надписью: «Иерусалим»


Серебряная монета Бар-Кохбы. Реверс с надписью: «Иерусалим»

В талмудической традиции III-VI вв. вождь восставших именуется Бар (или Бен)-Козба (арам.   ), что означает «сын лжи» или «лжец». Судя по сообщению Иерусалимского Талмуда («Учил рабби Симон бен Иохай: Акива, мой учитель, указывал, что пророчество «взойдет звезда от Иакова» (Числ 24. 17) осуществилось в том, что взошел Косба от Иакова. Рабби Акива, когда видел Бар-Козбу, говорил: «Вот он, царь-Мессия». Сказал ему Иоханан бен Торта: «Акиба, раньше трава произрастет из щек твоих, чем придет сын Давида»» - Таанит 4, 68d), представление Акивы о мессианстве Б.-К. не разделялось др. законоучителями. В Вавилонском Талмуде указывается: «Бар-Козба царствовал два с половиной года. Сказал мудрецам: «Я Мессия». Сказали они ему: «О Мессии сказано, что он духом своим вершит суд (Ис 11. 2-4). Посмотрим, действительно ли он может духом своим вершить суд. Поскольку увидели, что это не так,- убили его» (Санхедрин 93b). Агадические предания представляют Б.-К. могучим богатырем, от колена к-рого отлетают обратно и убивают римлян ядра, выпущенные из их баллист. Даже имп. Адриан изумляется его доблести. Вместе с тем там же Б.-К. характеризуется как человек грубый, недалекий и безмерно гордый, обращающийся к Богу с молитвой, чтобы тот не вмешивался в его войну с Римом, поскольку он и сам справится. Гибель Б.-К. приписывается Божией воле (Таанит 4, 68 сd).

На монетах, а также в письмах и документах самого Б.-К., найденных в пещерах Иудейской пустыни в 50-60-х гг. XX в., он именует себя: «Симон, князь [nasi] Израиля», но нигде не указывает на свое мессианство. В этих свидетельствах он предстает как глубоко религ. человек, следящий за строгим исполнением всех праздничных обрядов и ритуалов даже в период военных действий и называющий своих приверженцев «братьями». В то же самое время он выступает в образе энергичного и жесткого командующего, озабоченного мобилизацией всех людских и материальных ресурсов на борьбу с Римом и угрожающего подчиненным ему военачальникам и управляющим суровыми карами за неповиновение. Т. о., в условиях широко распространенных в Палестине мессианских ожиданий Б.-К. помимо своей воли стал восприниматься отдельными приверженцами как Мессия, а противниками - как лжемессия.

Лит.: Yadin Y. Bar-Kokhba: The Rediscovery of the Legendary Hero of the Last Jewish Revolt against Imperial Rome. L.; Jerusalem, 1971; Schafer P. Der Bar-Kochba Aufstand: Stud. z. 2. judischen Krieg gegen Rom. Tüb., 1981; Isaak B., Oppenheimer A. Bar Kokhba // ABD. Vol. 1. P. 598-601; Wise M. O. Bar Kokhba Letters // Ibid. P. 601-606; Евреи в Римской Империи в эпоху Талмуда (период Мишны - с 70 по 220 г. н. э.): Сб. статей. Тель-Авив, 1999. С. 266-284, 308-334, 360-373.

А. Л. Смышляев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Смотреть что такое "БАР-КОХБА" в других словарях:

  • Бар-Кохба — Бар Кохба, Шимон Шимон Бар Кохба ивр. שמעון בר כוכבא ‎ Имя при рождении: Бен Косиба Род деятельности: предводитель иудеев в Восстании Бар Кохбы против римлян …   Википедия

  • Бар-Кохба — вождь антиримского восстания 132 135 в Иудее. * * * БАР КОХБА БАР КОХБА, вождь антиримского восстания 132 135 в Иудее …   Энциклопедический словарь

  • БАР-КОХБА — вождь антиримского восстания 132 135 в Иудее …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бар-Кохба — Симон (Bar Cochba) предводит. иудеев в восстании против римлян при имп. Адриане, в 131 135 гг. по Р. Х. В течение 115 118 гг. иудеи три раза, и все безуспешно, пытались свергнуть ненавистное им римское иго; наконец, в 130 г., немедленно после… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Бар-Кохба — БАР КÓХБА, вождь антирим. восстания 132–135 в Иудее …   Биографический словарь

  • Бар-Кохба —         собственно Симон Бар Косеба, предводитель восстания евреев против рим. господства в период правления императора Адриана (132 135), явившегося одной из попыток восстановления государств, самостоятельности. В начальный период восстания Б. К …   Словарь античности

  • Бар-Кохба — (др. евр. сын звезды)         почётное прозвище Симона, военного руководителя антиримского восстания 132 135 в Иудее. Толчком к восстанию послужили попытка римского императора Адриана построить на месте разрушенного в 70 римлянами Иерусалима… …   Большая советская энциклопедия

  • БАР-КОХБА — (др. евр. сын звезды) почетное прозвание Симона, вождя иудейского восстания 132 135. Симон Б. К. возглавил освободит. движение населения Палестины (иудеев (гл. обр.), самаритян и др.) против рим. владычества. Попытки имп. Адриана построить в… …   Советская историческая энциклопедия

  • Бар Кохба — …   Википедия

  • Бар-Кохба — (др. евр. сын звезды)    почетный титул Симона, вождя иудейского восстания против римского владычества (132 135 н.э.). Поводом к восстанию послужили попытка императора Адриана построить на месте разрушенного в 70 г. н.э. римлянами Иерусалима… …   Античный мир. Словарь-справочник.

Книги