БАСМА

БАСМА

Басмá [тюрк. байса, пайцза, букв.- отпечаток], вид ювелирной техники, широко распространенной в церковном искусстве Др. Руси, имеющей в своей основе ручное тиснение по серебряной, золотой или медной фольге; драгоценные оклады, к-рыми оковывались иконы, предметы церковной утвари и различные элементы интерьера, являющиеся частью убранства храма (киоты, тябла иконостасов, царские врата и др.). Первоначально Б. называли металлическую пластинку (пайцза), к-рая в период ордынского ига на Руси выдавалась лицам, выполнявшим особые поручения хана, или была наградой, имела надписи, через отверстие для ремня подвешивалась к поясу владельца (сохранились в музейных собраниях ГЭ, ГИМ).

Басменный оклад иконы «Спас Вседержитель». Кон. XV в. (ГТГ). Фрагмент

Басменный оклад иконы «Спас Вседержитель». Кон. XV в. (ГТГ). Фрагмент


Басменный оклад иконы «Спас Вседержитель». Кон. XV в. (ГТГ). Фрагмент

Изготовление Б. получило распространение на Руси с XI в., наследуя визант. традиции украшения икон и храмовой утвари драгоценным металлом. Рельефные узоры, сюжетные изображения, надписи тиснились на металлической фольге через свинцовую пластину, кожу или вар по специально сделанной матрице. Матрицы изготавливались из разнообразных материалов (металл, камень, кость, дерево, стекло) и в разных техниках (литье, скань, резьба). Иногда для тиснения использовались оригинальные произведения церковного искусства или их отдельные детали. Руководства по изготовлению Б. приводятся в технологических записях рус. серебряников. Перед тиснением приготавливали тонкие серебряные листы, обычно позолоченные «через огонь» (амальгамное золочение), затем на матрицу укладывалась полоска фольги, сверху пластина свинца, через к-рую молотком мастер «выбивал» узор. Популярность Б. объясняется простотой этой техники, возможностью тиражирования, а также экономичностью. Золото или серебро расковывалось в тонкие листы, что позволяло покрыть большую площадь при малом количестве драгоценного металла. Для прочного сцепления Б. с основой и для того чтобы рельеф на тонких листах не сминался, перед креплением оклада его оборотную сторону часто покрывали жидкой и клейкой смесью смоляной мастики.

Образцы тиснения делятся на сюжетные и орнаментальные. Басменные изображения Деисуса, Распятия, евангелистов, ангелов, херувимов и серафимов, святых и праздников представлены в клеймах разнообразной формы (квадратные, круглые, прямоугольные, киотообразные, крестовидные, в виде квадрифолия). Они крепились на крестах, окладах Евангелий, венцах, цатах, полях икон и др. предметах церковной утвари, нашивались на церковные облачения и ткани.

Басменный оклад иконы «Никола Можайский». 2-я пол. XVI в. (ГТГ). Фрагмент

Басменный оклад иконы «Никола Можайский». 2-я пол. XVI в. (ГТГ). Фрагмент


Басменный оклад иконы «Никола Можайский». 2-я пол. XVI в. (ГТГ). Фрагмент

Орнаментальная Б. делится на неск. типов, отличающихся по видам симметрии и по технологическим признакам. Известно неск. видов Б.: «под скань» - имитировала узоры, сделанные из тонкой проволочной скани; «канфаренная» - техника, характерная для XVI-XVIII вв., оклады икон с лицевой стороны по контуру тисненого узора дополнительно прочеканивались канфарником (чеканом в виде тупой иглы); «просечная» - ажурный узор набивался на гладкий фон, при этом лист фольги часто был позолочен, а накладной узор тиснения оставался серебряным, без золочения (напр., Б. псковской работы на полях Евангелия 1532 г. из собора в честь Св. Троицы г. Пскова. XVI в.- местонахождение неизвестно); «на чеканное дело» - тисненые рельефы окладов икон с лицевой стороны проработаны различными чеканами на смоляной мастике (напр., серебряный оклад Владимирской иконы Божией Матери с рельефным изображением Деисуса и святых, орнаментальными розетками переплетающихся трав на полях, XV в. (СПИХМЗ). Узорчатой Б. в XVII в. обивали деревянную посуду - чаши, блюда, предназначенные для подношения царем пасхальных яиц.

Главным выразительным свойством Б. является ее графичность. Фон и рельефное изображение находились, как правило, в гармоничном равновесии, занимая равную площадь. Своеобразие сюжетной и орнаментальной Б. определялось не столько градацией высоты рельефа, как в чеканных произведениях, сколько плавностью линии рисунка фона, образующей по абрису красиво оформленные, контрастно выделяющиеся, разнообразные по рисунку фигуры. Тиснение по фольге, как правило, делалось низким рельефом с мягкими плавными и сглаженными деталями. Исключением является Б. XVII в., рельеф к-рой нередко был высоким в подражание чеканному. Особую выразительность Б. придавало разнообразие фактурной проработки фона узора, особенно широко распространенное в XVI-XVII вв. Если на орнаментальной и сюжетной Б. XIV-XV вв. фон был гладким, то в XVI-XVII вв. он получает фактурную отделку в виде сетки.

Басменный угольник Евангелия с изображением ап. Марка. 2-я пол. XVII в. (ЯИАМЗ)

Басменный угольник Евангелия с изображением ап. Марка. 2-я пол. XVII в. (ЯИАМЗ)


Басменный угольник Евангелия с изображением ап. Марка. 2-я пол. XVII в. (ЯИАМЗ)

В узоре серебряной Б. на протяжении XV-XVII вв. заметны ярко выраженные вост. мотивы. Большое влияние на орнаментацию рус. тиснения оказали привозные иран., тур. ткани XV-XVI вв. с пышным красочным растительным орнаментом. В XV - 1-й пол. XVI в. наиболее часто встречающийся тип Б. плетенка, имевшая новгородские истоки. Такой серебряный басменный орнамент из ремневидных сдвоенных стеблей, закрученных в спирали на гладком фоне, украшал «свет» икон праздничного ряда, а также нимбы Деисусного ряда Софийского собора в Новгороде (1-я пол. XVI в.).

Для композиции рус. серебряной Б. XV-XVII вв. характерна симметрия, не строго геометрическая, а основанная на общем эстетическом впечатлении равновесия, согласованности различных частей. Ручное тиснение по фольге получило широкое распространение во всем правосл. мире, в России имело непрерывное развитие вплоть до кон. XVIII в., однако в последний период произошло заметное снижение художественного и технического уровня.

Многообразие иконографических сюжетов, богатство и разнообразие орнаментации, особенности стиля и своеобразие технологии изготовления Б. тесно взаимосвязаны со временем создания произведения. Однако широкое распространение аналогичных образцов тиснения, простота перевоза матриц и легкость изготовления затрудняют ее атрибуцию и связь с тем или иным художественным центром Др. Руси.

В XIX в. Б. вытесняет штамповка, более производительная и дешевая по себестоимости техника. Отдельные мастера, близкие к старообрядчеству, работали в технике ручного тиснения вплоть до нач. XX в. Были попытки возродить технику Б. и у отдельных ювелирных фирм в XIX - нач. XX в., напр. «Т-во П. И. Оловянишников С-вья».

Лит.: Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и cеребряное дело XV-XX вв. М., 1983; Гордиенко Э. А., Трифонова А. Н. Каталог серебряных окладов новгородского музея-заповедника // Музей 6. М., 1986. С. 209-261; Игошев В. В. Символика окладов икон XV-XVII веков // Искусство христианского мира. М., 1999. Вып. 3. С. 113, 118-119; он же. Опыт атрибуции серебряной и золотой басмы XV-XVII вв. // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства: Мат-лы 4 науч. конф. ГТГ. М., 2000. С. 30-39; Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV вв. М., 2000. С. 132, 198, 221-223.

В. В. Игошев


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "БАСМА" в других словарях:

  • басма́ч — басмач, а, ом …   Русское словесное ударение

  • БАСМА — (тат. оттиск, отпечаток). 1) изображение хана, которому монголы требовали воздавания таких же почестей, какие воздавались бы самому хану. 2) род турецкого ситца. 3) шелковый шнур у диплома. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • басма — и басма. В знач. «краска для волос» басма, род. басмы. В знач. «печать с изображением хана» басма, род. басмы …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • басма — 1. изображение древних татарских ханов , 2. послание с ханской печатью , 3. оправа икон , 4. тур. войлок . 1 и 2 знач. встречаются в Каз. летописце; см. Мелиоранский, Зап. Вост. Отд. 17, 129 и сл. и Иностранцев, там же, 18, 172 и сл. Остальные… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • БАСМА — 1. БАСМА, басмы, мн. басмы, жен. (тат. basma) (ист.). В эпоху татарского ига печать с изображением хана. 2. БАСМА, басмы, мн. нет, жен. (см. басма) (спец.). Род краски для волос (заимствованной у восточных народов). Толковый словарь Ушакова. Д.Н …   Толковый словарь Ушакова

  • БАСМА — 1. БАСМА, басмы, мн. басмы, жен. (тат. basma) (ист.). В эпоху татарского ига печать с изображением хана. 2. БАСМА, басмы, мн. нет, жен. (см. басма) (спец.). Род краски для волос (заимствованной у восточных народов). Толковый словарь Ушакова. Д.Н …   Толковый словарь Ушакова

  • басма — БАСМА, БАСМЕННЫЙ ОКЛАД   ↑ Серебряный оклад Евангелия Симеона Гордого. 1343 г. Всесоюзная библиотека им.Ленина. Москва.     « ... Басма – это тонкая металлическая пластинка, на которой рельеф получен тиснением с матрицы. Матрица из меди, камня,… …   Словарь живописи и реставрации

  • БАСМА — порошок, приготовленный из высушенных листьев растения индигофера. Свежий порошок имеет зелёный цвет. Применяется для окрашивания седых волос только вместе с хной, так как одна басма окрашивает волосы в зелено синий цвет; в сочетании с хной она… …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • БАСМА — пластинка, выдававшаяся монголо татарскими ханами в XIII XV вв. как верительная грамота …   Юридический словарь

  • БАСМА — (байса пайцза), 1) пластинка, выдававшаяся монголо татарскими ханами в 13 15 вв. как верительная грамота2)] Тонкие листы металла (большей частью серебряные) с тиснеными узорами. Басменное тиснение было распространено в России в 13 17 вв …   Большой Энциклопедический словарь

  • БАСМА — порошок из листьев индигоферы. Применяется вместе с хной для окраски волос в черный цвет …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»