- БАТОШЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Церковь в честь Успения Божией Матери. 1836 г. Фотография. XX в.
Церковь в честь Успения Божией Матери. 1836 г. Фотография. XX в.[болг. Батошевски мъжки манастир «Успение Пресвятие Богородици»] Велико-Тырновской епархии Болгарской Православной Церкви. Расположен на склоне горного массива Раелатец, у с. Батошево (Севлиевский р-н), в 20 км южнее г. Севлиево. Противоречивые сведения об основании мон-ря известны из 2 т. н. Батошевских надписей. Первая надпись сохранилась до наст. времени на 3 фрагментах каменной плиты крупнозернистого мрамора и является ктиторской дарственной надписью сер. XIII в. (2 фрагмента хранятся в отделе ср. веков Национального археологического музея в Софии; 3-й - в Городском историческом музее в г. Севлиево). Эта надпись располагалась, по-видимому, над входом в мон-рь или в монастырский храм. Первые 2 фрагмента были обнаружены в 1836 г. при возобновлении мон-ря, на протяжении 4 веков простоявшего в развалинах. 3-й был найден в монастырской церкви в 30-х гг. XX в. учителем из Севлиева Х. Выгленовым. Текст представляет собой редко встречающийся тип ктиторской надписи, содержащей элементы дарственной грамоты; надпись была высечена после издания грамоты царской канцелярией. Согласно надписи, Б. м. возник в годы царствования болг. царя Михаила II Асеня (1246-1256), ктитора мон-ря. По распоряжению Тырновского Патриарха Василия II здесь был построен храм во имя Пресв. Богородицы Матарской и ап. Иоанна Богослова, Михаил II Асень передал во владение обители села Витен (сохранилась укрепленная часть) и Рибаре (местонахождение неизвестно).Др. надпись была обнаружена на небольшой каменной плите в 30-х гг. XX в. Д. Кацевым-Бурским. До наших дней она сохранилась лишь в списке Кацева-Бурского, опубликованном в 1959 г. проф. Н. П. Ковачевым. Из текста надписи следует, что главный храм мон-ря построили «Гено из Хотела» (совр. Севлиево) и «Петр из Тырнова в лето 6700» (1192), т. о., дата основания мон-ря приходится на время правления царя Асеня I (1187-1196).
Возле Б. м. сохранились развалины городских крепостных стен, церквей и др. построек предположительно т. н. Кастел-Батошевской крепости (до XIII в.). После завоевания г. Тырново османами в 1393 г. Б. м. был полностью разрушен и обитель прекратила свое существование, несмотря на то что это был укрепленный мон-рь, построенный, по-видимому, на остатках древнего капища.
Спас Вседержитель. Роспись купола. 1860–1868 гг. Фотография. XX в.
Спас Вседержитель. Роспись купола. 1860–1868 гг. Фотография. XX в.В 1809 г. поселившимся возле руин Б. м. мон. Троянского мон-ря Исаией, известным в окрестностях духовным пастырем, была предпринята первая попытка получить от тур. властей разрешение на восстановление Б. м. К 30-м гг. XIX в. он собрал достаточную для восстановления сумму денег. Разрешение было получено в 1831 г. жителями Севлиева, давшими во время эпидемии чумы обет восстановить обитель. Возобновление обители началось при активном содействии митр. Критского Илариона. Между 21 мая и 1 нояб. 1836 г. были построены под рук. зодчего Константина из Пештеры (им также построены ц. св. Параскевы в г. Троян, соборный храм Троянского мон-ря и др.) зап. трехэтажные покои и на месте временной глинобитной монастырская ц. во имя Пресв. Богородицы. Высокая, просторная трехапсидная трехкупольная каменная церковь (10´ 22 м) с открытым украшенным аркадой нартексом является памятником архитектуры периода болг. возрождения. Спустя 2 года неизвестным мастером (вероятно, принадлежащим Тревненской школе) были пристроены открытый притвор с зап. стороны церкви и балдахиновый портик над сев. входом. Стены и карнизы храма украшены каменными рельефами. Зап. стена (снаружи), купол и своды нартекса покрыты самобытными росписями (композиция «Страшный Суд», сцены из Апокалипсиса, Богородица с Младенцем, фигуры апостолов и святых), созданными, согласно надписи над входом в храм, в 1869 г., при игум. Севастиане, А. Х. Кирчевым (Варским) из Калофера, но по неизвестной причине оставшимися незавершенными. В куполе притвора на севере изображен Бог Саваоф со сценами из Шестоднева, а по сторонам композиции на любимую тему Захария Зографа «Колесо жизни». В 1860-1868 гг. был расписан центральный купол, ниши окон и часть алтарного пространства, где указаны имена ктиторов. Сохранился резной ореховый иконостас, созданный в 40-х гг. XIX в. мастерами Н. Матеевым и его сыном из Ново-Села (Троянского окр.). Иконостас имеет традиц. композицию из 12 вертикальных колонн.Царские врата. Мастера Н. Матвеев и И. Марангозчията. 40-е гг. XIX в. Фотография. XX в.
Царские врата. Мастера Н. Матвеев и И. Марангозчията. 40-е гг. XIX в. Фотография. XX в.Особенно пышно украшены царские врата; виртуозно вырезаны, обвиты растениями, населенными птицами, дощечки, круглые рамки и колонки под иконы. Архитрав на этом условном фасаде состоит из резного фриза (лозницы) и 2 рядов икон с изображениями праздников и апостолов. В росписи иконостаса приняли участие живописцы тревненской иконописной школы Ц. Захариев Старший, его сын З. Цанев и А. Минчев из Батошева. Стиль резьбы иконостаса считается высшим достижением местных резчиков сер. XIX в.Первым игуменом возобновленного Б. м. стал хаджи Макарий (Троянский; 1836-1844), возглавивший братию из 16 монахов. В сер. XIX в. в монастырское хозяйство входило ок. 700 десятин нив, огородов и заливных лугов. Б. м. являлся одним из важных центров просвещения периода болг. возрождения, при нем была открыта школа.
Османские власти считали Б. м. убежищем повстанцев, монастырский свящ. Каллиник был ими схвачен и обезглавлен, игум. Давида пытали в резиденции тур. правителя в Севлиеве. При подавлении Апрельского восстания 1876 г. мон-рь 9 мая был подожжен.
После освобождения Болгарии от османского владычества сгоревшие монастырские строения были восстановлены. В 1970 г. Б. м. был объявлен памятником национальной культуры, здесь хранятся Постная Триодь 1752 г., отпечатанная в России, и монастырский Кондик, начатый в 1839 г. при возобновлении мон-ря. В наст. время братию мон-ря составляют 2 монаха.
Лит.: Бокалов И. Описание на Батошевската мъжка св. обител (Успение Пресвета Богородица). София, 1896; Цонев Зв. Батошевския манастир и надписът на цар Михаил Асен от XIII век // Родолюбие. 1936. № 3; То же // Старини из българската земя. Пловдив, 1937; Василиев А. Изобразителни изкуства в Севлиевско // Севлиево и Севлиевският край, 1884-1964. София, 1967. Т. 1. С. 304; Чавръков Г., Добрев С. Български манастири. София, 1974. С. 94-101; Христов Хр. Ив. Батошевският манастир // Векове. София, 1976. Кн. 5. С. 57-62; Църковен вестник. 1976. № 24; ЖМП. 1977. № 6. С. 40-41; Енциклопедия на изобразителни изкуства в България. София, 1980. Т. 1. С. 81.
Хр. Темелски, И. А. Корж, Н. Н. Крашенинникова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.