БЕЗА

БЕЗА

[Нем. Beza, франц. de Bèze] Теодор (24.06.1519, Везле, Бургундия - 13.10.1605, Женева), теолог-кальвинист, пастор и руководитель реформатской Церкви в Женеве после смерти Кальвина (1564), писатель, дипломат.

Учился в Орлеане у гуманиста и сторонника Реформации М. Фольмара, окончил юридический фак-т ун-та Орлеана, жил в Париже, где в 1544 г. тайно обручился с Клодин Деносе и получил известность, опубликовав в 1548 г. сборник поэм Juvenalia, написанных на латыни. В том же году внезапная тяжелая болезнь заставила Б. изменить жизнь, и 23 окт. 1548 г. он приехал в Женеву, где встретился с Ж. Кальвином Б. принял протестантизм, женился на Клодин Деносе и в нояб. 1549 г. был назначен профессором греч. языка в академии Лозанны. В 1558 г. Б. переехал в Женеву, преподавал во вновь образованной академии греч. и теологию, а также стал коадъютором и после смерти Кальвина (1564) его преемником. В 1588 г. Б. после смерти жены вступил в брак со вдовой Катариной дель Пиано, в 1600 г. полностью отошел от дел.

Т. Беза. Гравюра. XVII в.

Т. Беза. Гравюра. XVII в.


Т. Беза. Гравюра. XVII в.

В 1554 г. гуманист С. Кастелло издал под псевдонимом Мартин Беллиус соч. «Нужно ли преследовать еретиков?», в к-ром осуждал гонения на свободомыслие в Женеве и защищал испан. теолога-антитринитария М. Сервета. Б. сразу угадал имя автора и вместе с Кальвином выступил с резкой полемикой в соч. «О еретиках и о праве магистрата наказывать. Апология сожжения М. Сервета против С. Кастелло» (1558). Позднее Б. написал «Исповедание христианской веры» - краткий компендиум своей теологии. В 1570-1582 гг. он опубликовал трехтомное собрание теологических сочинений и писем. В нем отразились результаты его систематических занятий теологией, в т. ч. тех лет, когда он поочередно с Кальвином читал в академии Женевы курс теологии, и его неоднократных дискуссий с лютеранами и католиками. Он дважды полемизировал с Я. Андреэ, а в сент. 1561 г. был главным представителем протестант. церкви на коллоквиуме в Пуаси - крупнейшем до начала гражданских войн во Франции диспуте католиков и кальвинистов, состоявшемся в присутствии кор. Карла IX и его матери Екатерины Медичи. В споре о таинстве евхаристии Б. заявил, что плоть и кровь Христовы так же далеки от хлеба и вина при причащении, «как небо от земли; жертва Христа была принесена только один раз, и вкушение хлеба и вина - всего лишь воспоминание об этом». Одно из центральных мест в теологии Б. занимает концепция супралапсарианизма, к-рая состоит в том, что Бог еще до начала времен, т. е. до сотворения мира, предопределяет, кто спасется, а кто нет. Ключевое место в ней принадлежит принципу «различения без разделения». Б. не только различает, но и связывает решение Бога об избранничестве тех, кто будет спасен, с исполнением этого предопределения, различает, но не разделяет две природы Христа, подчеркивает, что Бог включает в свое предопределение естество и присущий ему образ действий всего сотворенного. Разум и воля принимаются Б. как орудия Св. Духа, но лишь при действии Божией благодати. Первородный грех трактуется как необходимый и совершенный с Божия произволения, но без принуждения, т. е. свободно.

Специальные исследования теологии Б. начались только в 60-х гг. XX в., до этого доминировало представление, что в догматических вопросах он лишь повторяет Кальвина. Изучение наследия Б. показало, что, стремясь, особенно в полемике, «все объяснить», он усиливает в догматике рациональные, логические, схоластические элементы, невольно обращаясь к многовековым традициям аристотелизма. Ряд исследователей считают эти наблюдения и выводы чересчур акцентированными. Тем не менее в новейших оценках теологию Б. рассматривают как веху на пути от Кальвина к кальвинист. ортодоксии XVII в., ставящей не только традиц., но и новые вопросы. Б. внес заметный вклад в библеистику кальвинизма; на основе сличения мн. греч. рукописей он в 1560 г. издал свой комментированный перевод на латынь текста НЗ, 5 раз переизданный при его жизни и переведенный на ряд европ. языков (см. ст. Безы кодекс). Знаток права, Б. использовал свою эрудицию для обоснования непримиримой борьбы с ересями, как их понимали кальвинисты («О праве светских властей наказывать еретиков», 1574). В политике он разделял взгляды тех гугенотов, к-рые считали, что власть короля от Бога, но народ имеет право на свержение тирана. Б. неоднократно выступал как советник вождей гугенотов во Франции и пытался добиться согласования не только принципов, но и действий кальвинист. общин в различных странах Европы. Более 40 лет он посвятил укреплению и развитию кальвинист. Церкви в Женеве как ее признанный руководитель. Творчество Б. не ограничивается теологическими работами, библеистикой, полемическими сочинениями. Он был мастером проповеди, оставил обширное эпистолярное наследие. Как лингвист он был создателем греч. грамматики и исследователем франц. языка. Б.- крупнейший и самый разносторонний писатель франкоязычной Швейцарии XVI в. Помимо поэтических сочинений и сатир (в т. ч. изданных анонимно) на папство и католич. клир он был автором драмы «Жертвоприношение Авраама» (Le sacrifice d'Abraham, 1550. [Montanban, 1901]), первой краткой биографии Кальвина (Les vies de J. Calvin. Cen., 1681. P., 1564, 1864), трехтомной «Религиозной истории реформированных церквей во Франции» (Histoire ecclésiastique des Eglises réformée au royame de France, 1580. P., 1883-1889. Nieuwkoop, 1974. 3 vol.), написанных на латыни «Правдивых портретов достославных мужей» (1580) и др. сочинений. Он многократно обращался к вопросу о значении искусства и риторики для Церкви и религии.

Ист.: Theodori Bezae Vezelii. Tractationum theologicarum. Gen., 1570-1583. 3 vol.; Bèze Th., de. La confession de foi du Chrétien. St. Germain-en-Laye, 1955; idem. De iure magistratuum / Hrsg. v. K. Sturm. Neukirchen-Vluyn, 1965; idem. Correspondance. Gen., 1960-2001. 23 vol.

Лит.: Bezar E. Frühorthodoxie und Rationalismus. Zürich, 1963; Geisendorf P. F. Théodore de Bèze. Gen., 1967; Kingdon R. M. Geneva and the Consolidation of the French Protestant Movement, 1554-1572. Gen., 1967; Jeanneret M. Poésie et tradition biblique au XVIe siècle. P., 1969; Raitt J. The Eucharistic Theology of Th. Beza. Chambersburg, 1972; Nugent D. Ecumenism in the Age of the Reformation: The Colloque of Poissy. Camb. (Mass.), 1974; Bray J. S. Theodore Beza's Doctrine of Predestination. Nieuwkoop, 1975; Marunyama T. The Ecclesiology of Th. Beza: The Reform of the True Church. Gen., 1978; История всемирной литературы. М., 1985. Т. 3. С. 213-214.

В. М. Володарский


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "БЕЗА" в других словарях:

  • Беза — Беза, Теодор Теодор Беза (фр. Théodore de Bèze) (24 июня 1519, Везле, Бургундия  13 октября 1605, Женева …   Википедия

  • Беза — 12 марта (27 февраля) – мученик Беза (Вис) воин. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 …   Словарь личных имен

  • БЕЗА — жен., орл. куст или деревцо Syringa vulgaris, сирень, синель. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • беза — сущ., кол во синонимов: 1 • сирень (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Беза — Теодор (Beza, собственно de Bèze) вместе с Кальвином и после него глава Реформатской церкви в Женеве, род. в 1519 г., происходит из старинного бургундского дворянского рода, был отдан по желанию дяди, аббата цистерцианского монастыря, на… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БЕЗА Теодор — БЕЗА (Без) (Beza de Beze) Теодор (1519 1605), деятель Реформации в Швейцарии и во Франции; после смерти Кальвина глава европейских кальвинистов …   Большой Энциклопедический словарь

  • Беза Теодор — Беза, Без (Beza, de Béze) Теодор (24.6.1519, Везле, Бургундия, ‒ 13.10.1605, Женева), теологический деятель кальвинистской Реформации в Швейцарии и во Франции. Происходил из дворянской бургундской семьи. С 1559 профессор теологии в основанной Ж.… …   Большая советская энциклопедия

  • беза́томный — безатомный …   Русское словесное ударение

  • Беза, Теодор — Теодор Беза (фр. Théodore de Bèze) (24 июня 1519( …   Википедия

  • БЕЗА Теодор — (Beza Theodorus или de Beze, Theodore) (1519 1605), французский протестантский реформатор, родился в Везле (Бургундия). Испытал влияние Мельхиора Вольмара, одного из первых последователей Лютера во Франции. В 1548 Беза прибыл в Женеву, где… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»