- БЕЗСТРОЧЕН
[Бесстрочен, церковнослав. ], в древнерус. певч. искусстве разновидность самоподобна, служащая моделью для распевания гимнографических текстов с различным количеством строк. Появление термина относится к 3-й четв. XVI в., когда в Подобниках при моделях появились указания на количество строк. Обычно как Б. обозначались самоподобны « » 2-го гласа и « » 5-го гласа, иногда к ним добавлялись « » (в совр. редакции - « ») 6-го гласа и « » 8-го гласа. Непосредственным предшественником термина «Б.» можно считать примечание «на колико хощеши» из «Указовподобникам», распространенных в певч. сборниках кон. XV-XVI в. (напр., ркп. РНБ. Сол. № 534/553, Сол. № 531/550; РГБ. Ф. 228. № 34). «Указы», видимо, отражают переходный период от старой традиции записи моделей к новой, с обозначением числа строк в образце. Об этом свидетельствует как непостоянное число самоподобнов с пометой «на колико хощеши» (от 3 до 7), так и часто встречающееся указание на возможность альтернативного использования образца: « ». Такого рода примечания иногда встречаются и в Подобниках более позднего времени.
Главной особенностью Б. является их структура - чередование 3-4 повторяющихся строк, завершающееся каденционной строкой (напр., « » по ркп. РНБ. Погод. № 380, схема: АВАСВАСВАК). Это позволяет использовать такую модель для распева стихиры любой величины и структуры, поскольку в каждую строку включен участок речитации произвольной длины. Б. как разновидность самоподобна отличается от визант. образцов, в к-рых преобладает точное повторение структуры модели. Гибкость Б. способствовала его широкому применению. Принцип, заложенный в Б., используется в совр. церковной практике при пении «на глас» и «на подобен».
Лит.: Владышевская Т. Ф. Система подобнов в древнерусском певческом искусстве (по мат-лам старообрядческой традиции) // Musica Antiqua. VII: Acta scientifica. Bydgoszcz, 1985. P. 739-749; Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI-XVIII вв.: Канд. дис. М., 1998.
Ю. Р. Шлихтина
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.