- БЕЙРУТ
[Берит; араб. от семит. be'erot , мн. ч. от be'er - источник; греч. Βηρυτός], г. на вост. побережье Средиземного м., столица Ливанской Pеспублики. Впервые упоминается как небольшой финик. порт в документах Амарны (XIV в. до Р. Х.). Впосл. был в зависимости от Библа, входил в состав ближневост. империй - Ассирии, Ахеменидов, гос-ва Александра Македонского. После Александра принадлежал егип. Птолемеям, в 200 г. до Р. Х. был присоединен к гос-ву Селевкидов. В этот период выросло экономическое значение Б. как одного из ключевых портов Средиземноморья, связующего звена между Востоком и Западом. Завоеванный полководцем Августа Марком Агриппой, Б. был перестроен и заселен рим. ветеранами. В 14 г. до Р. Х. получил статус колонии - Colonia Julia Augusta Felix Berytus. В рим. эпоху Б. как самый романизированный из городов Востока выдвинулся на одну из ведущих ролей в Сирии, стал крупным адм. и культурным центром. Вассальные цари Иудеи в знак своей лояльности Риму вкладывали средства в строительство в Б.: Ирод I украсил город амфитеатром, банями, портиками и др. В Б. в нач. III в. возникла наиболее крупная провинциальная школа рим. права и риторики.
Распространение христианства в Б. относится к самому раннему времени, возможно, его посещали апостолы по пути из Иерусалима в Антиохию. Местная традиция связывает с Б. поединок с драконом вмч. Георгия, к-рый считается небесным покровителем города. В Б. учились мн. видные церковные деятели, такие как Памфил, учитель Евсевия Кесарийского, свт. Григорий Назианзин, Севир Антиохийский. В годы гонений Диоклетиана в рудники возле Б. ссылались христ. исповедники.
В визант. эпоху Б. входил в состав Антиохийской Православной Церкви, по данным кон. VI в., был автокефальной митрополией, подчинявшейся непосредственно Патриарху, но не имевшей подчиненных епископов. В 551-555 гг. город был разрушен серией землетрясений и цунами, впосл. восстановлен имп. Юстинианом I, но уже не достиг прежнего блеска. В 635 г. Б., не имевший укреплений, был взят араб. армией Абу Убайды. В составе мусульм. халифата город пережил новый расцвет. Халиф Муавия (661-681) заселил побережье выходцами из Ирана, создал верфи, строившие корабли для первых араб. морских экспедиций. Б. стал играть роль морских ворот Дамаска и всей внутренней Сирии, снова превратился в центр оживленной торговли и интеллектуального творчества, тут работал ряд известных араб. ученых, в т. ч. крупный богослов и правовед аль-Авзаи (707-774). В 975 г. Б. был на короткое время захвачен войсками визант. имп. Иоанна I Цимисхия, однако византийцы не смогли удержать его, и городом вскоре овладели правители Египта Фатимиды. В 1099 г. крестоносцы, направлявшиеся в Св. землю, прошли мимо Б. Однако новообразованное Иерусалимское королевство крестоносцев нуждалось в широком выходе к морю для постоянной связи с Европой. Кор. Балдуин I при поддержке пизанского и генуэзского флотов предпринял завоевание ливан. побережья. В мае 1110 г., после 11 недель осады, им был захвачен и Б., ставший самым сев. владением королевства. В городе было учреждено лат. еп-ство, подчинявшееся Иерусалимскому лат. патриарху, госпитальеры построили ц. св. Иоанна Крестителя, ныне это крупнейшая мечеть Джами аль-Умари. В 80-х гг. XII в. Б. подвергался нападениям Салах ад-Дина, стремившегося пробить брешь между государствами крестоносцев. В 1187 г. город был взят мусульманами, в 1197 г. отбит обратно иерусалимским кор. Аймериком Лузиньяном и оставался в руках крестоносцев до кон. XIII в. 21 июля 1291 г., уже после падения Акры, Б. сдался егип. мамлюкам. В мамлюкском султанате Б. был важным адм. центром пров. Дамаск. Ценность Б. определялась, среди проч., и запасами железных руд и строевого леса в прилежащих районах. С кон. XIII до кон. XV в. городом управляли эмиры династии Бухтуридов из араб. племени Танух. Ливан. города в XIV в. находились в упадке - страна была опустошена мамлюками, побережью угрожали генуэзцы и каталонцы. В XV в. масштабы торговых операций с Кипром и итал. городами неск. увеличились, население выросло до 10 тыс. чел. Через Б. шли паломники в Иерусалим, в городе существовали венецианская колония и консульство.
Христ. присутствие в городе сохранялось в течение всего средневековья. Основными христ. общинами были мелькиты (православные) и марониты, имевшие в городе своих архиереев. В общем русле расширения контактов Маронитской Церкви с Римом в XV в. в Б. действовала миссия францисканцев - крупнейшая в Сирии.
В 1516-1517 гг. Сирия была завоевана Османской империей. Б., как и при мамлюках, остался в составе Дамасского вилайета (с 1660 - Сайдского вилайета). Городом управляли губернаторы, назначаемые Высокой Портой, но сохранявшие значительную автономию; иногда Б. переходил под контроль ливан. эмиров. В частности, в нач. XVII в. он вошел в состав владений эмира Фахр ад-Дина Маана, при к-ром пережил новый подъем, став одним из основных центров торговли ливан. шелком и хлопком с Венецией и Францией. Спрос европ. текстильной промышленности на ближневост. сырье обеспечил в XVII-XVIII вв. значительное оживление сиро-ливан. экономики и процветание портовых городов. В ходе русско-тур. войны 1768-1774 гг. Б. в 1772 и 1773 гг. подвергался нападениям рус. флота; во второй раз город был взят после продолжительной осады, и до конца войны там находился рус. гарнизон.
Согласно османским налоговым реестрам XVI в., христиане составляли 10-12% пятитысячного населения города. Православные и марониты имели тут свои церкви и митрополитов. Правосл. архиерей носил титул «митрополит Бейрутский, пречестный, и экзарх Прибрежной Финикии». Правосл. община Б. играла заметную роль в жизни Антиохийской Церкви, один из бейрутских митрополитов - Иоаким ибн Джума - стал Антиохийским Патриархом (1543/44-1576). В 1736 г., в ходе противоборства Православия и католич. унии в Сирии, часть бейрутской общины перешла в унию и образовала собственную иерархию; неск. десятилетий православные и униаты, опираясь на различные группировки в мусульм. администрации, оспаривали друг у друга влияние в городе. После перехода в унию бо́льшей части правосл. общины Халеба - крупнейшего экономического и культурного центра Сирии - Б. выдвигается наряду с Дамаском на лидирующие позиции в правосл. культуре Антиохийского Патриархата. В XVIII в. здесь создавалась собственная хроника (см. Бейрутская церковная летопись), трудились видные писатели и проповедники, под патронатом влиятельного правосл. шейха Юнуса Никулы была создана типография (1751), перестроена городская церковь. Ряд Бейрутских митрополитов славились ученостью и любовью к собиранию книг.
После оккупации Сирии в 1831 г. войсками егип. паши Мухаммеда Али Б. был передан под управлением союзника египтян ливан. эмира Башира II Шихаба. В сент. 1840 г., в ходе изгнания египтян из Сирии англо-тур. флотом, город подвергся разрушительной бомбардировке, сильно подорвавшей его экономическое благосостояние. Возвращенный под прямое тур. управление, Б. стал центром особой провинции, включавшей побережье от Латакии до Хайфы и Галилею. Еще в 1839 г. здесь было учреждено рус. консульство, активно взаимодействовавшее с ближневост. правосл. Патриархатами. Новая эра в истории Б. наступила в 1860 г., когда после друзско-маронитских войн и Дамасской резни 1860 г. началось массовое переселение в город христиан из небезопасных внутренних районов Сирии. Быстро росло население (6 тыс. в кон. XVIII в., 12 тыс. в 1840, 52 тыс. в 1882, 120 тыс. в нач. XX в.), при этом христиане составляли 2/3 жителей города, ставшего вторым по величине в Сирии после Дамаска. Через Б. шла морская торговля Ливанской автономии, самой процветающей из тур. провинций, а также всей внутренней Сирии. Перестройка порта (1893) и прокладка железной дороги до Дамаска (1895) укрепили положение Б. как коммерческого центра араб. мира. Наряду с этим город играл роль культурной столицы Ближ. Востока, там выходило множество газет, действовали школы европ. образца, типографии, театры, первые в араб. мире ун-ты совр. типа (Протестантский колледж с 1866, ныне - Американский ун-т в Б., и иезуитский ун-т св. Иосифа с 1875). В конце первой мировой войны, осенью 1918 г., Б. был оставлен тур. войсками, занят силами Антанты и перешел под управление франц. администрации. В 1920 г. Франция получила под свое мандатное управление всю территорию совр. Ливана и Сирии. В Б. размещалась штаб-квартира генерального комиссара, возглавлявшего мандатную администрацию. В сент. 1920 г. мандатные власти выделили из состава Сирии гос-во Вел. Ливан (ныне - Ливанская Республика) с лояльным Франции христ. (маронитским) большинством населения. Б. стал столицей этого гос-ва, средоточием его политической жизни. В нояб. 1943 г. Франция признала полную независимость Ливана.
Следующая четверть века была временем наибольшего расцвета Б., являвшегося торгово-финансовой столицей Ближ. Востока, крупнейшим портом и аэропортом Вост. Средиземноморья, посредником между зап. экономикой и араб. миром. Экономический подъем сопровождался бурным культурным брожением, активной издательской деятельностью. Б. был единственным местом, где могли свободно проявить себя все оттенки араб. субкультур и идеологий. Однако процветание Б. практически не сказывалось на глубинных районах Ливана; вокруг фешенебельных кварталов городского центра тянулся «пояс бедности», районы, заселенные недавними мигрантами из деревень, особенно шиитского юга, а также, после арабо-израильской войны 1967 г., палестинскими беженцами. Накапливалось напряжение между различными этно-конфессиональными группами страны, непропорционально представленными во власти и имеющими диаметрально противоположную политическую ориентацию. Эти противоречия сначала выплеснулись в гражданскую войну лета-осени 1958 г., а с нач. 70-х гг. ХХ в. привели к глубокому кризису ливан. политической системы, завершившемуся 15-летней гражданской войной (1975-1990) и в нек-рые периоды почти полным распадом государственности.
Начиная с 1975 г. Б., превратившийся в поле боя различных христ. и мусульм. формирований, был разделен линией фронта (т. н. зеленой линией) на зап., мусульм., и вост., маронитский, секторы. Внутри своих зон контроля вооруженные группировки проводили этнические чистки и создавали собственные автономные квазигос. анклавы. В ливан. дела были вовлечены Сирия и Израиль. В 1982 г. израильская армия предприняла массированное вторжение в Ливан и в июле-авг. осаждала Зап. Б., обороняемый отрядами палестинцев и их ливан. союзников. Город подвергся значительным разрушениям, было убито и ранено 87 тыс. жителей. Перманентная междоусобная война ливан. этно-конфессиональных групп и политических структур привела к полному истощению сторон и была прекращена только в 1990 г., когда Сирия и ее ливан. союзники сломили сопротивление маронитского ген. М. Ауна. В 90-х гг. XX в. ливан. правительство предпринимало масштабные усилия по восстановлению Б., однако он и в наст. время далеко отстоит от уровня 40-60-х гг. ХХ в.
Известные епископы Б.: св. Кварт (апостол от 70); Евсевий (один из предводителей партии ариан; перешел в Никомидию в 324); Григорий (325; на 1-м Всел. Соборе); Македоний (342/43); Тимофей (377-381); Евстафий (448-451; на 4-м Всел. Соборе); Арист (?); Иоанн (474-491); Марин (511; перешел к монофизитам); Фалассий (536); Афанасий (?); Фома (869/70); Павел (1365); Михаил (ок. 1440-1456); Иоаким бен Зума (1532-1543); Афанасий (1543); Соломон (Симеон; 1551); Иоаким († 1592); Парфений (ок. 1593/1604); Иоаким (1610); Иоаким (1634); Иоасаф (1643-1647); Филипп Фара (1651-1673); Макарий Сиамъа (1680); Сильвестр Дакхан (1680-1702); Неофит (1714-1735/36); Иоанникий (1736-1775); Макарий Садаке (1784-1804); Афанасий Мукалла (1813); Бенджамин (1848); Иерофей (1864); Гавриил Сатула (Шатила) (1869-1901); Герасим Мшарра (Масарра) (1902); Илия Салиби (1936-1977); Илия Авде (с 1980).
Лит.: Salih ibn Yahia. Tarikh Beyrut // al-Machriq. 1898-1899. T. 1-2; Дахдах С. Х. Абрашият аль-марунийя ва сильсиля асакифатиха: Байрут // Аль-Машрик. 1904. Т. 7. C. 1099-1106; Шарун К. Ускуфия-т ар-рум аль-кафулик фи Байрут // Там же. 1905. Т. 8. С. 193-203; Из Бейрутской церковной летописи / Под ред. А. Е. Крымского // Древности восточныe. М., 1907. Т. 3. Вып. 1. С. 1-89; Bairut // First Encyclopedia of Islam. 1913-1937. T. 2. P. 595-596; Hitty Ph. Lebanon in History. L., 1957; Bayrut // Encyclopedia of Islam. New ed. T. 1. Leiden; L., 1960. P. 1137-1138; Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством. М., 1962; Крымский А. Е. История новой арабской литературы. М., 1971; он же. Письма из Ливана. М., 1975; Cobban H. The Making of Modern Lebanon. L., 1985; Fedalto. Hierarchia. Р. 712-716.
К. А. Панченко
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.