БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ КАРАНСКАЯ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВ. БОГОРОДИЦЫ


БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ КАРАНСКАЯ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВ. БОГОРОДИЦЫ

Белая ц. Каранская. 40-е гг. XIV в.

Белая ц. Каранская. 40-е гг. XIV в.


Белая ц. Каранская. 40-е гг. XIV в.

Расположена в с. Каран близ г. Титово-Ужице (Сербия). Это небольшой однонефный храм с куполом на пилонах, построенный ок. 1340 г. на средства жупана Петара Браяна в его вотчине. В интерьере сохранилась живопись, выполненная в 40-х гг. XIV в. Программа росписи традиционна для церквей вельмож, однако в ней имеются редкие иконографические решения. В барабане купола наряду с пророками представлены 4 композиции господских праздников: Пятидесятницы, Распятия, Сошествия во ад и Вознесения. На парусах изображены евангелисты, на подпружных арках - мученики; в апсиде сохранилась композиция «Служба святых отцов»; в наосе, в верхнем ярусе,- Праздники, кроме тех, что изображены в барабане, в среднем - цикл Богородицы (юж. и сев. стены), «Жертвоприношение и гостеприимство Авраама» (зап. стена), в нижнем - св. воины и врачи, св. Иоанн Предтеча, свт. Николай, архиеп. Мир Ликийских, апостолы Петр и Павел, на зап. стене - вмц. Марина, побивающая беса.

Божия Матерь «Троеручица». Роспись в Белой ц. Каранской. XVI в.

Божия Матерь «Троеручица». Роспись в Белой ц. Каранской. XVI в.


Божия Матерь «Троеручица». Роспись в Белой ц. Каранской. XVI в.

В росписи значительное место отведено образам серб. святых и ктиторов. На зап. стене - предстоящие Богородице с Младенцем Христом ктитор Браян с семьей; на юж.- кор. Стефан Душан с супругой Еленой и сыном Урошем, святые Симеон Неманя, Сава и кор. Милутин; в нижнем ярусе апсиды изображения 2 иереев, один из к-рых - Георгий Медош; на сев. стене сохранились фрагменты изображения иером. Иоанна с текстом его молитвы (над порталом) и неизвестная коленопреклоненная монахиня. На фресках настенного иконостаса представлены Иисус Христос, Богородица Параклесис и чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», в верхнем ряду - серафимы. В Б. ц. работали 2 художника, руководствовавшиеся традициями раннепалеологовского искусства. Однако живопись неоднородна, росписи в алтаре, иконостас и портретные изображения принадлежат руке более искусного мастера, нежели роспись в наосе. Оба художника были сербами, что подтверждают орфографические особенности надписей, выполненных на слав. языке. Возможно, этими же мастерами расписан Благовещенский собор Крушевского мон-ря в с. Добрун.

Лит.: Кашанин М. Бела црква Каранска. Београд, 1928; Симић З. Иконостас Беле цркве у селу Карану и каранска Богородица Троjеручица // Старинар. 1932. № 7. С. 15-35; Радоjчић С. Портрети српских владара у средњем веку. Скопље, 1934. С. 50-51; он же. Старо српско сликарство. Београд, 1966. С. 142-143; Сrаbаr A. Dеuх nоtes sur l'histoire de l'iconostase d'après des monuments de Yougoslavie // ЗРВИ. 1961. № 7. С. 19-22; Бабић Г. Лик кралевића Уроша у Белоj цркви каранскоj // Зограф. 1967. № 2. С. 17-19; Ђурић В. J. Византиjске фреске у jугославиjи. Београд, 1974. С. 62, 211; Ђорђевић И. М. Зидно сликарство српске властеле у доба Немањића. Београд, 1994. С. 20, 69-73, 109-111, 140-143.

Б. Тодич


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.