- БЕЛЛАРМИН
Р. Беллармин. Гравюра. XVII в.
Р. Беллармин. Гравюра. XVII в.[Беллармино; лат. Bellarminus, итал. Bellarmino] Роберт (4.10.1542, Монтепульчано, Тоскана - 17.09.1621, Рим), католич. св. (пам. 17 сент.), учитель католич. Церкви, кардинал, богослов. Род. в семье знатных, но обедневших дворян, племянник Марчелло Червини (папы Маркелла II). Вопреки желанию родителей, предназначивших его к изучению медицины в Падуанском ун-те, Б. в 1559 г. изъявил желание вступить в орден иезуитов. После годичного пребывания в мон-ре камальдулов близ г. Монтепульчано (1559-1560) и изучения древних авторов и Свящ. Писания он вопреки воле отца вступил в Общество Иисуса. Годы новициата Б. (1560-1563) прошли в Риме, где он учился в Римской иезуитской коллегии. После окончания курса преподавал риторику и дисциплины цикла свободных искусств (1563-1567). В 1567-1569 гг. изучал теологию в Падуе и Лёвене. В 1569 г. был рукоположен во священника и стал преподавать богословие в иезуитской коллегии Лёвена, а также прославился проповедями и полемическими сочинениями, направленными против протестантов и ряда католич. богословов, в частности М. Баюса. В 1576 г. из-за слабого здоровья Б. был вынужден вернуться на родину и в 1576-1588 гг. преподавал полемическое богословие в Римской иезуитской коллегии. В 1588-1591 гг. исповедник коллегии, в 1592-1593 гг. ее ректор, а в 1595-1599 гг. провинциал ордена иезуитов в Неаполе. По распоряжению папы Григория XIV Б. участвовал в пересмотре издания Вульгаты (1590). При Клименте VIII стал консультантом по богословским вопросам Конгрегации инквизиции (1597), ректором Апостольской пенитенциарии (1599). 3 марта 1599 г. был возведен в сан кардинала и возглавил следствие по делу Дж. Бруно, также принимал участие в инквизиционных процессах Г. Галилея (1616) и Т. Кампанеллы (1600, 1614, 1621). В 1602-1605 гг. Б. был архиепископом Капуи и вернулся в Рим только после смерти Климента VIII; кандидатура Б. дважды выдвигалась на конклавах при выборах папы в 1605 г. При новом папе Павле V Б. получил разрешение оставить свою епископию и посвятил себя работе в различных конгрегациях Римской курии (инквизиции, индекса запрещенных книг, обрядов, пропаганды веры).Наиболее известным полемическим соч. Б., снискавшим ему европ. славу, стал трактат «Рассуждения о спорных вопросах христианской веры, против еретиков нашего времени» (Disputationes de controversiis fidei christianae adversus hujus temporis haereticos. Ingolstadt, 1586), написанный в ходе полемики с протестант. богословами по вопросам вероучения. Текст книги основывался на лекциях по богословию, прочитанных Б. в ун-тах Лёвена и Рима. Трактат впосл. многократно переиздавался в Италии, Германии, Франции и стал наиболее популярным пособием по богословской полемике кон. XVI в. В своем сочинении Б., основываясь на трудах средневек. канонистов, окончательно сформулировал положение о косвенной власти папы в светских делах. Согласно Б., папа обладал наивысшей духовной властью как глава Церкви и преемник апостолов, светская же власть возникла и существует независимо от духовной; вместе с тем папа как пастырь обязан вмешиваться в светские конфликты в тех случаях, когда политическая ситуация угрожает духовному благу его паствы. Исходя из этого принципа, папа имеет право сместить светского государя, точнее, провозгласить его еретиком и освободить подданных от обязанности повиноваться ему. Теория косвенной власти папы в светских делах приобрела большую популярность на рубеже XVI-XVII вв., хотя поначалу вызвала враждебную реакцию папы Сикста V, считавшего, что папа как наследник ап. Петра является носителем высшей власти на земле, как духовной, так и светской. В 1590 г. «Рассуждения» Б. были внесены в Индекс запрещенных книг. Позднее он подробнее изложил свое учение о косвенной власти в трактатах, направленных против правительства Венецианской республики (в 1606-1607 конфликт между Венецией и Римом возник из-за разногласий по поводу иммунитета духовных лиц на территории республики), в споре по вопросу о «присяге на верность», принесения к-рой потребовал от англ. католиков кор. Яков I, а также в ходе полемики с англикан. и галликанскими богословами о праве папы смещать государей (Responsio... ad librum inscriptum, triplici nodo triplex funus. R., 1609; De potestate summi pontificis in rebus temporalibus. R., 1610), выразив т. о. наиболее радикальную концепцию примата папской власти. Б. считал, что Карл Великий стал императором по папскому назначению, что именно папе принадлежала власть на передачу империи от греков Западу в лице Карла Великого, поскольку греки больше не выполняли условий, необходимых для того, чтобы быть достойными империи. Однако для Б. существуют 2 главы Римской империи - Западная и Восточная и обе имеют в своем основании папскую власть. Число глав империи определяет папа, и Б. допускает возможность их увеличения, утверждая, что папа Пий II (1458-1464) в письме к тур. правителю Мехмеду обещал ему титул греч. и вост. императора, если тот будет благосклонно относиться к христианам.
Б.- автор грамматики евр. языка (Institutiones linguae hebraicae. R., 1578), соч. «Толкование псалмов» (In psalmos elucida explanatio. R., 1611), неск. редакций католич. катехизиса (Christianae doctrinae explicatio. R., 1597, 1598, 1604), увещеваний прелатам и монархам «De officio primario summi pontificis» (О главной обязанности верховного понтифика), «Considerationes quattuor ex consilio Tridentino» (Четыре размышления по поводу решений Тридентского Собора), благочестивых наставлений («De ascensione mentis ad Deum» (в рус. пер.: Лествица умственного восхождения к Богу. М., 1786), «De aeterna felicitate sanctorum» (в рус. пер.: О вечном блаженстве святых. СПб., 1784), «De arte bene moriendi» (в рус. пер.: Наука благополучно умирать. М., 1783), «De gemitu columbae» (в рус. пер.: О воздыхании голубицы, или О пользе слез. М., 1745)), исторического труда «De scriptoribus ecclesiasticis» (О церковных писателях. Coloniae, 1613).
Вопрос о беатификации Б. поднимался неск. раз, однако из-за противодействия галликанской и янсенистской оппозиций он был беатифицирован только в 1923 г. Процесс канонизации был завершен папой Пием XI: канонизированный в 1930 г., 17 сент. 1931 г. Б. был провозглашен учителем католич. Церкви.
Соч.: Opera omnia: In 7 vol. Köln, 1619-1620. P., 1619. Venezia, 1721-1728; Idem: In 8 vol. Napoli, 1856-1862; Idem: In 12 vol. P., 1870-1874; Le Bachelet P. Bellarmin avant le cardinalat: Correspondance et documents. P., 1911.
Лит.: La Serviere J. de. Les idées politiques de Bellarmin // Revue des questions historiques. 1907. P. 78-412; 1908. P. 56-90; idem. La théologie de Bellarmin. P., 1913; Arnold F. X. Die Staatslehre des Kardinals Bellarmin. Münch., 1934; Fioccio A. S. Roberto Bellarmino. R., 1939; Murrey J. C. St. Robert Bellarmine on the Indirect Power // Theol. Stud. 1948. Vol. 9. P. 491-535; Brodrick J. Robert Bellarmine, Saint and Scholar. L., 1961; Roberto Bellarmino: arcivescovo di Capua, teologo e pastore della riforma cattolica: Atti del Convegno intern. di studi, 1988. Capua, 1990. 2 vol.
А. Ю. Серёгина
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.