- БЕНЕДИКТ XIV
(31.03.1675, Болонья - 3.05.1758, Рим; мирское имя Просперо Ламбертини), папа Римский (21 авг. 1740 - 3 мая 1758). Получил юридическое и богословское образование в Коллегии св. Климента в Риме. В 1694 г. Ламбертини получил степени д-ра теологии и д-ра канонического и гражданского права. В 1712 г. был назначен каноником собора св. Петра, при Клименте XI занимал должности в Римской курии: адвокат консистории, promotor fidei («адвокат диавола»), канонист Апостольской пенитенциарии. В 1727 г. назначен епископом Анконы. В 1728 г. возведен в кардиналы. В 1731 г. стал епископом Болоньи. После смерти папы Климента XII (1740) состоялся самый долгий в истории папства конклав: в результате шестимесячных споров папой Римским был избран кард. Ламбертини, принявший имя Бенедикт. Ему приписываются слова, сказанные на конклаве: «Если вы хотите папу святого, выберите Готти, если папу-политика, возьмите Альдрованди, если же вы хотите видеть на престоле честного человека, выберите меня» (Carreyre J. Benoît XIV // DHGE. T. 8. Col. 165). Б. обладал мягким характером. Став папой, он пытался поднять авторитет католич. Церкви, устранить противоречия между папством и европ. правителями. В сфере внешней политики проявлял уступчивость, подписал неск. конкордатов, носивших компромиссный характер: в 1741 г. с Сардинским королевством, потом с Неаполитанским, Испанией (1753). В «войне за австрийское наследство» (1740-1748) придерживался строгого нейтралитета, несмотря на то, что воюющие стороны претендовали и на часть территорий Папской обл. Во время Семилетней войны (1756-1763) между Пруссией и Австрией впервые признал королем Пруссии протестанта Фридриха II, до этого им мог стать только бранденбургский маркграф - католик.
Бенедикт XIV, папа Римский. Гравюра И. С. Лейтнера
Бенедикт XIV, папа Римский. Гравюра И. С. ЛейтнераВ 1741 г. буллой «Matrimonia, que...» папа признал законными смешанные браки, заключенные без учета тридентской формулы на территориях, где сосуществовали католич. и протестант. конфессии. Поддерживал ту часть либерально настроенных церковных деятелей, к-рые выступали против ордена иезуитов, открыто осуждал проводимые членами ордена торговые операции. Б. решительно защищал чистоту учения католич. Церкви: буллой «Ex quo singulari» (1742) папа запрещал обращенным в христианство туземцам в Китае и Индии совершать языческие обряды, убеждал миссионеров-иезуитов проповедовать веру в ее чистоте, напоминая им о мученическом венце и о том, что обращения происходят благодаря Божией благодати; буллой «Omnium sollicitudinum» (1744), в к-рой рассматривалась проблема адаптации католич. веры к инд. культуре, Б. осудил практику согласия с социальной структурой каст, проводимую иезуитами в Индии; в папской конституции «Esti pastoralis» (1742) выступил за насаждение лат. обряда среди итало-греков. Буллой «Providas» (1751) был подтвержден запрет на вступление католиков в масонские ложи и одобрено сокращение числа нерабочих религ. праздников в Австрии и Тоскане. Б. выступил инициатором подготовки нового бревиария, в к-рый исправления должны были вноситься с учетом научных достижений в церковной истории. Новый бревиарий был рекомендован для использования всем католич. священникам, однако нек-рые противоречия со старым каноническим текстом так и не были разрешены специально созданной для этого конгрегацией (см. Batiffol P. Histoire du bréviaire romain. P., 1896. P. 276-323).
Б. поддерживал писателей и артистов, был учредителем различных культурных об-в, создал Римскую археологическую академию, начал восстановление Колизея. В Римском ун-те открыл отд-ние химии, физики и математики, в Болонье создал специальный фак-т для женщин и анатомический музей. Был знаком с Вольтером и Ш. Л. Монтескьё, называвшими Б. «папой ученых» и посвятившими ему неск. произведений. Перу Б. принадлежат труды по военному и гражданскому праву, в т. ч. по вопросам ростовщичества и «справедливого процента» (напр., в энциклике «Vix pervenit» (1745) традиционно осуждалось ростовщичество, однако признавалось право на взимание умеренных процентов за предоставление ссуд). Он разрабатывал теологические и процедурные вопросы по поводу канонизации и беатификации, еще будучи архиепископом Болоньи, издал соч. «О беатификации слуг Божиих и канонизации блаженных» (De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. Bologne, 1734-1738. 4 vol.). Был веселым, остроумным человеком. Пресекал все попытки непотизма, запрещая своим родственникам селиться в Риме. После смерти Б. англ. писатель Х. Уолпол поставил ему памятник с надписью «Любимый папистами, уважаемый протестантами, клирик без хвастовства и алчности, князь без фаворитов, папа без непотов».
Лит.: Ковальский Я. В. Папы и папство. М., 1991. С. 203-204; Schatz K. La primauté du Pape: Son histoire des origines à nos jours. P., 1992; Гергей Е. История папства. М., 1996. С. 277-279; Haynes R. Philosopher King: the Humanist Pope Benedict XIV. L., 1970; Hilaire Y.-M. Histoire de la papauté: 2000 ans de mission et de tribulations. P., 1996.
Н. Ю. Морозова
Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.